Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости Искусства@ARTINFO
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, ...
http://www.artinfo.ru/ru/news
Главный редактор - Юрий Пластинин.


Сергей Тетерин Ньюс

ведущий - Сергей Тетерин
> teterin@pisem.net

Фестиваль «Машиниста» вернулся из Шотландии

В середине мая группа пермских организаторов международного медиа-арт фестиваля «Машиниста» вернулась из Шотландии, где в этом году прошли финальные празднования, арт-презентации и концерты. Напомню, что «Машиниста» - это «путешествующий фестиваль», финал которого каждый год проводится в новой стране, а постоянно действующая выставка работ всегда доступна по адресу: www.machinista.org.

Когда мы собирались в Шотландию, мы знали, что дорога будет неблизкой. Но действительность превзошла все ожидания. Мы добирались до «места назначения» почти сутки. Два авиаперелета подряд до Лондона (из Перми с пересадкой в Домодедово) были еще ничего, но вот решение добраться до Глазго поездом было явной ошибкой. Мы предпочли шестичасовое путешествие на поезде равнозначному по цене перелету “EasyJet” по одной-единственной причине: надеялись рассмотреть Англию из окна, пока будем пересекать остров по диагонали. Как же мы просчитались! Поезд несся так быстро, что в окно смотреть не было никакого удовольствия, от мелькания пейзажей начинали болеть глаза. Эх, где вы остались, наши неторопливые российские «голубые вагоны»!

Глазго – второй по значению город Шотландии, своим индустриальным прошлым неожиданно напомнивший родную Пермь. Однако никаких многоэтажек: большинство жилых зданий – высокие трёх- и четырёхэтажные здания, сложенные из известняка. Очень много готического вида церквей. Вообще же обычные улицы Глазго очень похожи на улицы Лондона, как мы выяснили чуть позже.

Шотландцы – чудесные люди, хотя и не без странностей. Набивший оскомину анекдот о раздельных краниках для горячей и холодной воды оказался бытовой правдой, с которой приходилось сражаться каждый день. Но так как нас расселили по студиям молодых видео-художников и диджеев, то о подобных мелочах особо задумываться не приходилось. А точнее, нам было просто некогда – жизнь била ключом ежедневно.

Открытие нашего интернационального фестиваля состоялось 7 мая в Центре современного искусства города Глазго. Возможно, вполне нормальных размеров и убранства центр по великобританским понятиям, я как житель России был немало потрясен, хотя и не подал виду. В Перми с подобной роскошью и размахом выглядят только пара недавно открытых гипермаркетов. Совершенно очевидно, что в Глазго к современному искусству относятся очень хорошо, возможно даже чересчур. Центр представляет собой два огромных перестроенных старинных здания в центре города, объединенных вместе хайтековским стеклянно-алюминиевым куполом. Два входа, великолепный второй этаж как место для тусовки. Кроме положенных аудиторий и галерейно-выставочных пространств, центр располагает двумя барами и круглосуточным модным рестораном, что обеспечивает художникам непрерывное кипение жизни вокруг и внутри их искусства.

В первый день мы прочитали наши непродолжительные доклады о «Машинисте-2003», которая состоялась в прошлом году в Перми и Москве. Зал был полон, слушали с большим вниманием. Несмотря на языковые барьеры, техники клуба составили нам именно тот комплект презентационной техники, который был нужен для наших выступлений, и вся эта иностранная техника ни разу за весь вечер не споткнулась. Мы рассказали о лучших работах прошлогоднего фестиваля, по очереди комментируя полюбившиеся нам произведения.

Надо заметить, что на фестиваль в Глазго приехали практически все кто его делал с «нашей стороны». Кроме пермяков это: главный виджей страны Вадим Эпштейн (Москва), «смотрители за искусственным интеллектом» Рустам Сабиров (Москва) и Роман Арефьев (Алматы). А также наши «php-ангелы» Соня Мавзалевская и Даня Васильев, благодаря которым сайт Machinista.Org представляет собой именно то, что должен – идеальное место для сбора и представления медиа-искусства в интернете. Никто в России не дал ни копейки на дорогу, и тем не менее каким-то чудом все действующие лица оказались в Глазго… Это было почти фантастически – все мы вдруг материализовались из виртуальности и оказались в одном месте, с бокалами и сигаретами в руках!

Теплый прием, который нас встретил в Шотландии, был предсказуем, но все же удивительно приятен. Наши шотландские друзья предоставили нам именно то соотношение внимания и личной свободы, который был нам нужен для прекрасного настроения. И прекрасное настроение нас не покидало.

Фестиваль продолжался целых три дня, и полностью перечислить события и участвующих персонажей здесь просто не получится (но можно пройти по ссылке и посмотреть подробности на www.machinista.org.uk). Наши шотландские компаньоны Робб Митчелл и Дэйв Бернард проделали колоссальную работу по подготовке фестиваля. На «Машинисту» съехалось несколько десятков зарубежных артистов и коллективов, а также разного рода товарищи по науке и искусству из Лондона и Эдинбурга. Афиши «Машинисты» висели на каждом столбе и на каждом заборе. Любители современного искусства в городе Глазго были вполне информированы и заинтригованы интернациональной пермской инициативой.

События подхватили нас и носили по всему городу. Мы чувствовали себя попавшими внутрь могучего потока жизни. На второй день мы участвовали в научном семинаре Терезы Дилон «Искусственный интеллект, искусственная жизнь и художественные практики», в Центре Науки (сумасшедшее здание! База астронавтов на Луне?). Я также был записан в участники. Зная свое уязвимое место (broken English), я благоразумно предпочел уйти в своём докладе от глубокомысленных научных рассуждений и коротко высказался на тему «Робот как миф». В частности, я пробовал обосновать свое новое видение психологического аспекта влияния современной техники – мысль о том, что ставшая нам доступной автоматизация творческих процессов есть не что иное, как «психоделика наших дней». Сорвал аплодисменты; наступившая эйфория немного развеялась часом позже, когда английские и шотландские коллеги-ученые впали в наивные дискуссии о том, что же будет, когда поумневшие машины завоюют весь мир. И я понял, что ученые во всем мире одинаковы…

Взрыв на фабрике пластмассовых изделий в Глазго также был немалым потрясением. В это трудно поверить, но фабрика взорвалась на той улице, где мы квартировались, в пределах двухсот метров. Мои пермские сотоварищи уехали в Эдинбург, я же сидел дома и шлифовал детали последней своей презентации на лаптопе. Раздался большой бада-бум; так как стекла не вылетели, я не прекратил своей работы. Прибежал хозяин квартиры, видео-художник Джей: “Incredible!!! The building collapsed!”. Но и то я пытался не отвлекаться на инцидент, что-то доделывал в компьютере, пока не взялся отправлять электронную почту и на сайте Pisem.Net не увидел Заголовок Дня: «Взрыв в Глазго! Двое погибших, десятки раненых!». И фото над заголовком – странное ощущение, когда на новостном сайте видишь желтых полисменов в оцеплении и аварийные машины, которые все вместе неплохо видны и из твоего окна.

Две ночи подряд художники «Машинисты» сражались с «машинными стандартами», устраивая в ключевых местах города Глазго сверхмощные двухэтажные video-parties. Местный народ приходил туда валом с целью потанцевать и «поклубиться», и в итоге получал свой enjoy с избытком. Хотя было немало и понятной не для всех «кибер-альтернативы»: «distorted dinner party muzak for androids», «robotic biofeedback synchro mix in 8-bit AV» и прочая экзотика от сдвинутых диджеев, виджеев и гиков всех мастей. Каждый второй был облачен в фирменную символику «Машинисты», благо организаторы не поскупились на разного рода промоушен-продукцию. Робот с буквой «М» виднелся повсюду, а на экранах он еще и вытряхивал из головы свои электронные мозги, пинал и игрался с ними как с футбольным мячом, потом выстраивал из них волшебное слово «MACHINISTA».

Безусловно блистали наши соотечественники – виджеи Solar X и EPS, построившие в главном зале целую крепость из видео-аудиотехники. Вообще визуальная, виджейская сторона фестиваля оказалась на редкость сильной. Лучи проекторов пронзали пространство со всех сторон. С потолков свисали не просто экраны, но какие-то футуристические экранные конструкции, кубы и парусы. Разноцветные лучи сложными путями пробивались сквозь экраны, создавая инопланетную атмосферу праздника и воодушевления. Было понятно, что виджеинг здесь появился не год назад.

Фестиваль «Машиниста» в Шотландии вплотную приблизился к тому идеалу, каким он был нами задуман. Все получилось именно так, как «оно должно быть», чего не удалось добиться на родине. Можно, конечно же, говорить о разнице культурных контекстов и отличиях русского менталитета от шотландского. Почему инициатива заглохла в Перми и оказалась настолько «к месту» в Великобритании? Я устал подбирать ответы. Да они и не нужны никому.

Колесо «Машинисты» набирает обороты, затягивая в водоворот идей новых людей (самых невероятных персонажей) в разных местах земного шара. Мы уже знаем примерно, куда в будущем году переместится эпицентр нашего путешествующего фестиваля. Но это, как вы понимаете, пока «top secret».

Несколько фотографий к этой заметке: http://www.teterin.ru/pressfoto/

 

Файл:

«МАШИНИСТА» - это ежегодно обновляемая интернет-выставка творческих, технологических и арт-проектов, связанных с идеями "искусственный интеллект" в искусстве" и "новые взаимоотношения человека и машины". Приветствуются все творческие проекты, включая визуальные эксперименты и software art, научные и дизайнерские проекты, анимация, экспериментальная музыка и перформансы в различных масштабах и стадиях развития, начиная с технического описания (документации) прототипов и опытных установок до полностью работоспособных систем.

Категории принимаемых работ:

1. "Искусство из Машины - проблески нечеловеческого". Принимаются художественные работы, сделанные преимущественно или полностью машиной или какой-либо разновидностью "искусственного интеллекта".

2. "Художники против машинных стандартов". Разрушение, предумышленная поломка, нестандартное использование общеизвестных программ как вид художественного эксперимента.

3. "Полноэкранное робо-видение". Движущиеся картинки, визуальные опыты, короткие фильмы, ви-джейские демо и анимация, иллюстрирующие идею - каким наш мир могут увидеть машины.

В 2003 году на фестивале "Машиниста 2003" было представлено 128 оригинальных художественных работ. Заключительные празднования прошли в апреле в Перми и в мае в Москве.

Финал «Машинисты-2004» состоялся в Глазго (Шотландия) 7-9 мая 2004. В этом году на фестиваль прибыло около 280 новых художественных работ. Свыше 30 художников и артистов из разных стран приехали в Глазго для участия в празднике.

Финальные события (празднования) «Машинисты» каждый год проходят в новом месте - фестиваль имеет концепцию "мобильной системы обмена медиа-искусством". Также вместо призов победителям предлагаются "творческие путевки" - приглашения в "artists-in-residencies" в Шотландии, Австрии, Латвии и в Санкт-Петербурге.

Веб-сайт:

http://www.machinista.org

Приложение:

Текст выступления Сергея Тетерина на семинаре «Искусственный интеллект, искусственная жизнь и художественные практики» (Центр Науки г. Глазго, 8 мая 2004).

Фестиваль «Машиниста» и робот как миф

Я хочу поделиться некоторыми мыслями, которые возникают у меня после двух лет размышлений над работами, поступившими в собрание «Машинисты». Не отрицая очевидного значения научных и технологических новинок, связанных с искусственным интеллектом, я хотел бы обратить внимание на менее очевидный, возможно даже потаенный психологический аспект. Мне особенно интересны изменения в сознании человека-художника в результате арт-сотрудничества с искусственным интеллектом, или просто с любой автоматизацией творческого процесса. Возможно, наиболее удивительные открытия ожидают нас не со стороны разумных машин, а со стороны людей, долгое время и плотно работающих с ними в союзе.

По моему мнению, творческие взаимоотношения человека и машины гораздо более запутанны и иррациональны, чем это принято думать. Что мы представляем себе, когда говорим слово "робот"? Большинство людей скорее всего представят себе некоторый миф, который вроде бы уже стал реальностью. Такими мифами много столетий были полеты по воздуху и самодвижущиеся повозки. В ХХ веке эти мечты реализовались, как и многие другие. Возможно поэтому мы хотели бы считать, что и "робот" - вполне реализованная мечта.

Слово "робот" придумал чешский писатель Карел Чапек в 1920 году. Однако еще Гомер описал в "Илиаде" мифическую подручную бога-кузнеца Гефеста - механическую деву из чистого золота. Согласно другой легенде, в 13 веке ученый и богослов Альберт Магнус построил робота, который "имел человеческую фигуру", отдельные части были выкованы под "влиянием определенной звезды". Этот механический слуга мог говорить, отвечал на все вопросы и сам беседовал, не дожидаясь подсказок. Далее мы помним чешский миф о Големе, который двигался как человек благодаря каббалистическому заклинанию. Историй о механических подобиях человека довольно много, и люди обычно относились настороженно к самой идее подмены человека машиной.

Фестиваль «Машиниста» имеет несколько провокационную тему - "Машина вместо художника". И те, кто с интересом ныряет в ворох предложенных онлайн работ, и те, кто возмущенно отворачиваются от фестиваля, отрицая саму возможность "искусства из машины", в некоторой степени движимы той самой древней мечтой - или страхом - внезапно встретить чудо-автомат, который стопроцентно заменяет художника, действует как художник и является им. Во всяком случае, в России нам постоянно задают вопросы о возможности подобной чудо-подмены. И тут мы имеем дело именно с мифическим сознанием, когда люди сами того не осознавая завышают свои претензии к роботу и делают понятие "робот" чем-то похожим на понятие "ангел". То есть то, что у них в голове, упорно не желает соглашаться с тем, что они видят, глядя на настоящих роботов.

Посмотрим на смешную схему (далее идет презентация на экране).

Это робот (AI), а это человек.

У человека есть родители. У робота - создатели, девелоперы.

У человека есть учителя. У робота есть также есть те, кто наполняет базу его интеллекта, отлаживает алгоритмы и исправляет баги в ответах.

Но дальше начинается разница. Пройдя обучение, человек действует самостоятельно. Он становится художником и делает свою работу под влиянием собственных мотиваций. Слава, деньги, что угодно.

А у робота-художника должен быть человек, который все время будет нажимать кнопку, чтобы робот делал работу. У машины-художника нет художественной воли.

Что еще не хватает машине, чтобы действительно стать художником? Я бы добавил еще принцип удовольствия, чувство прекрасного, немного лени - список может получиться огромным. Но первым в списке возможно должна стать свобода от человека. Машина должна перестать зависеть от человеческих команд и существовать сама по себе. Я бы хотел увидеть такую машину.

Более рациональная точка зрения на достояние «Машинисты» позволяет мне рассматривать автономно работающие в искусстве автоматы как изощренный и авантюрный творческий метод, которым пользуются их авторы-люди. В конечном счете они остаются подлинными авторами всего, что делает машина - потому что люди задают алгоритмы и разбирают результаты. Возможно, это напоминает автоматическое письмо дадаистов и психоделические опыты Уильяма Берроуза и Брайана Гайсина. Вместо употребления наркотика или абсента автор «Машинисты» просто нажимает Enter и наблюдает, как появляется то, что никогда не появилось бы в его нормальном состоянии сознания. Есть в этом и родительский элемент отношения. Также можно говорить о том, что в начале 21 века у нас появилось новое поколение творческих инструментов, которые способны частично копировать человека и его творческие усилия. Эти мысли вдохновляют тем более, что все мы понимаем бесконечные возможности цифрового копирования самих этих инструментов, в результате чего вся Вселенная может рухнуть перед натиском деятельных и мутирующих бликов-отражений всего только одного человека-оригинала.

Простите, если я запудрил вам мозги немного, я хотел не опровергнуть ваши суждения, а хотел просто намекнуть на многостороннесть и недо-исследованность темы, которой мы занимаемся.


До встречи в эфире ~~~

Сергей Тетерин
www.teterin.ru >> media art is ...
www.machinista.ru >> машинь1 вмест0 ху9ожник0в


СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ.
В ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO
Пополнение 2 раза в день.

Сергей Тетерин > teterin@pisem.net
Руководитель проекта - Юрий Пластинин
plastinin@artinfo.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное