Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

77-й номер НовостейИскусства@ARTINFO http://www.artinfo.ru/ru/news


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Новости Искусства@ARTINFO
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc)
Органайзер Андрея Ковалева,
Не добрый и требовательный Андрей Великанов,
Сергей Тетерин Ньюс

http://www.artinfo.ru/ru/news
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин.
22.03.2002

N 77  

В 77-м номере НовостейИскусства@ARTINFO:

1. Органайзер Ковалева Андрея #22 Интим Церетели; Совхуды; "Черный квадрат" - фототипия; Штамп Москвы, наложенный Мухиным на Париж; Виноградов и Дубоссарский - борцы за кич; Интеллектуал - публичная девка посткапитализма   >>

2. Великанов.13 Почему не выполняется социальный заказ? Почему в области идей мы ничего не можем оставить потомкам? Где теория с бронзовыми крыльями и башенками в виде карандашей? С творческим антисемитизмом и креативной ксенофобией?  >>

3. Интересное - Фестиваль read_me объявляет шорт-лист, Ширин Нешат - гастроль сезона, ответ художника на "застекольные" проекты, Whitney, 31 марта - дедлайн ArsElectronica! >>

*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news ***


1.  Органайзер #22.19 марта. Интим Церетели; Совхуды; "Черный квадрат" - фототипия; Штамп Москвы, наложенный Мухиным на Париж; Виноградов и Дубоссарский - борцы за кич; Интеллектуал - публичная девка посткапитализма. 

Официоз. Неделя Декора, графика Церетели,  подарки от Глезера, памятникостроительство
Базарный день-1. Соцреализм без берегов и ядовитое наследие СХ СССР
Базарный день-2. Ответ Ценциперу-Осколкову по поводу возможности написать весело об антиквариате
Даешь!!! Поехали!!!! Урааа!!! Архитекторы в Лондоне
Сопротивление-1. Виноградов и Дубоссарский в своем репертуаре
Поддавки-2. Мухин материализовал визуальные штамп Москва-Париж
Побег из действительности в страну небоскребов-близнецов
Текучее.
Женщины, абстрактный Турчин, кубические футуристы, Петров Аркадий и прочее
Оттуда.
Закат публичных интеллектуалов, краткая история перформанса и продление копирайта
Мы-1999.
Археология девяностых. Катарина Венцль

Официоз. Неделя Декора, графика Церетели,  подарки от Глезера, памятникостроительство.
Вот короткий обзор официальной культуры. Прошу не смущаться тем, что аукцион в NYC, устроенный Глезером соседствует с музеефикацией Шилова. Вот так странно выглядит новая официальная культура. 

Федор Ромер. Зоны желания. В России входит в моду профессия декоратора. Свидетельством тому — прошедшая Неделя декора и учреждение новой премии за лучший интерьер - Еженедельный Журнал
http://ej.ru/009/art/03dekor/index.html
Ясно одно: всякий глянцевый журнал успешно проводит зондаж общественного сознания и коллективного бессознательного, а журнальное оглавление можно использовать как каталог желаний и комплексов пациента-читателя. Схожим образом следует относиться и к разнообразным творческим инициативам наших модных изданий: если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно.
Интериоризация всегда сопровождает психическую травму. И в идеальных пространствах комнаток-оазисов легко обнаруживаются следы душевных катаклизмов, пережитых не то конкретным декоратором, не то гипотетическим хозяином.
Так что клиентура у наших декораторов явно склонна к перверсиям. Или декораторы видят ее такой. Во всяком случае, и тем и другим есть что интериоризировать. И переводить в план искусства.
Впрочем, если говорить серьезно, подлинные травмы, скрываемые за интерьерными красотами, связаны не с проблемами сексуальной ориентации или детскими страхами — это все-таки сугубо личные переживания. Сегодняшний дизайн пытается изжить коллективный опыт, связанный с советским прошлым.
Ведь у нас XX век — это метание от будуара к «жилплощади», от жилплощади — к авангардной «машине для жилья», от «машины для жилья» — к коммуналке. А потом опять к будуару. Впрочем, двойственность и противоречивость — черты эпохи. И декораторы в самом деле — герои нашего времени. Вот и глянцевые журналы поставили на них.

Московские власти берутся содержать галерею Глазунова
http://lenta.ru/culture/2002/03/18/glazunov/
Государственная картинная галерея Ильи Глазунова передается в непосредственное ведение правительства Москвы, сообщает "Коммерсант".Это означает, что отныне финансирование этого учреждения культуры будет осуществляться полностью за счет и в пределах средств, предусматриваемых в бюджете Комитета по культуре Москвы. Сам Илья Глазунов, добавляет "Коммерсант", остается "бессрочным" художественным руководителем галереи своего имени.

Михаил Сидлин. НА ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ ОН ПРИДЕТ ПОСТОЯТЬ.  Блок встал в очередь за Бродским
http://www.ng.ru/culture/2002-03-16/8_blok.html
Но тем не менее после слов "новый питерский памятник" привычно ждешь подвоха. Городовой, нос майора Ковалева, чижик-пыжик на Фонтанке, Остап Бендер - свежие достопримечательности приучили нас к мысли, что в Питере над прошлым могут только шутить. Но лучше уж шутить, чем издеваться над здравым смыслом. Лучше уж мимолетный "комарик" в чаше на Литейном, чем бронзовый Тургенев на Манежной.
России не хватает символов? Пушкин был поставлен в Москве как герой российских интеллигентов-либералов. И постановка монумента совпала с концом эпохи императора-реформатора. Маяковский вышел на площадь, чтоб вдохновить трибунов, горлопанов, главарей новой вольницы шестидесятников. Теперь для нас готовят еще один образ исконного русского свободолюбия.
Самый неожиданный член жюри - Томас Крэнц, директор Фонда Соломона Гуггенхайма. -

Игорь Шевелев. Четвертое письмо к виртуальному другу
www.russ.ru/culture/vystavka/20020314_she.html
Зураб Церетели в галерее "Дома Нащокина".
Оказалось, шелкография. Мастер, видимо, делает набросок рукой мастера, а подмастерья воплощает его в законченное произведение, включая цвет и тираж. В любом случае, "графика последних лет".
Единственно, думаю, жаль, что Павел Воинович Нащокин уже умер, а то бы Церетели и долги его заплатил, и памятник ему поставил и другу его Пушкину, и вообще. 

Велимир Мойст. Новые грани колумбова яйца
http://www.gazeta.ru/2002/03/14/novyegraniko.shtml
Графические листы лучше многотонных бронзовых изваяний хотя бы тем, что помещаются в папку и не переносят атмосферных осадков. Они не способны испортить архитектурный облик никакого города.
Впрочем, отвлекаясь от нынешней выставки, констатируем: угрозы во многих случаях и к счастью преувеличены. Если собрать полную антологию таких шухеров, то выяснится: за большинством из них реальной опасности не стояло. Зураб Константинович щедро плодит вокруг себя информационные поводы: собирает пресс-конференции, рассылает письма королям и президентам, полушутливо намекает на планов громадье и пр. Как выражались некогда трудные подростки, саечка за испуг.
Американцы скорее мечеть воздвигнут на фундаменте ВТЦ, чем какую-то полубезумную конструкцию от грузинского постмодерниста. Но дело сделано: агентства распространили, обозреватели прокомментировали, обыватели содрогнулись. И правильно, бей чужих, чтобы свои побаивались. В мозгу каждого россиянина должна отпечататься мысль: никто не застрахован от того, что взгляд его на выходе из дома не упрется однажды в изваяние работы Зураба Церетели. 

Софья КРЫНСКАЯ. НАШЕ ДЕЛО. Россия помогла Америке перестроечным искусством
http://www.izvestia.ru/culture/article15625
Сама по себе идея такого аукциона может вызвать недоумение. Ведь американцы заявляют, что у них все уже в порядке, и открывают электрический памятник на месте разрушенных небоскребов (синие световые лучи уходят высоко в небо), а тут приходят русские художники и предлагают свой вклад в общее дело. Да к тому же и современное русское искусство ценится на рынке не так уж высоко (цены на их работы последние годы колеблются в районе нескольких тысяч долларов) - вот если бы продавали 20-миллионного Ван Гога, тогда другое дело.
Все эти художники, возможно, не являются сейчас активными участниками российской художественной жизни. Но именно они олицетворяют собой перестроечное искусство (тогда они смогли выйти из артподполья), поэтому неудивительно, что на открытии предаукционной выставки так долго выступал Михаил Горбачев.

Сопротивление-1. Талочкин - последний герой Резистанса. Вот у кого следует учиться молодежи, обдумавающей житье. Естественная форма сопротивления официозу - полный пофигизм. В этом деле Леня - неподражаем. 
Юлия ЛЕБЕДЕВА. Летописец андеграунда. Леонид Талочкин: два года музею, 40 лет коллекции
http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=358&rubric_id=205&crubric_id=100421&pub_id=216024
Отдельного внимания заслуживает колоритная фигура самого коллекционера. Огромный седой бородач с хипповыми волосами до плеч, ни разу не надевший официального костюма (даже на открытии музея он был в своих неизменных джинсах), Талочкин всем своим видом олицетворяет слово "богема".
Талочкин ни разу не продал ни одной работы, и поэтому художники делали подарки с удовольствием.
Будущий коллекционер, а тогда еще просто "тусовщик", чтобы целиком посвятить себя общению с художниками, вынужден был оставить гордую профессию советского инженера и предаться занятиям, отнимающим как можно меньше времени.
Как рассказал в своих воспоминаниях художник Владимир Немухин, "он видел в бытовых мелочах, происшествиях и курьезах, связанных с жизнью андеграунда, глубокую значимость, скрытую от повседневного сознания, ... обладал вдохновенным упорством".
Когда Леониду Талочкину задают вопрос, что значит для него коллекция, он отвечает просто: "Моя коллекция - это жизнь, прожитая с художниками".

Базарный день-1. Соцреализм без берегов и ядовитое наследие СХ СССР. Я так и не смог заставить себя сходить на Салон ЦДХ. Почему-то у меня выработалась стойкая идиосинкразия к  такому искусству - то есть соцреализму, пережившему какие-то немыслимые мутации. Но теперь они - эстонцы с туркменами, которые формально располагаются в очень разных эпохах, продолжают чувствовать историческое единство. Их выводили в одной колбе.
Велимир Мойст. Оптовый рынок в ЦДХ
http://www.gazeta.ru/2002/03/16/optovyjrynok.shtml
Материализация грез о советском величии по традиции сочетается здесь с безудержной барахолкой.
Видные галереи и персонажи двух столиц обходят данное мероприятие за версту, а если кто-то из них вдруг зарится, то неизбежно оказывается в непредсказуемом и нерепрезентативном окружении. Всякая ярмарка (вообще-то организаторы запретили пользоваться этим словом, однако ничем другим салоны все равно не оказываются) чревата сюрпризами для участников, но не каждому охота фигурировать в заведомо неблагоприятном контексте.
То упорство, с каким правопреемники СХ СССР воспроизводят невразумительный сюжет, наталкивает на банальную мысль: людям просто обидно, что жизнь течет сама по себе, не подчиняясь движениям их дирижерских палочек. Отсюда имперский пафос, философическая риторика и непомерное самовосхваление при убогих эстетических показателях.

Сергей ХАЧАТУРОВ. Салон Салоныч. Постсоветские союзы художников симулируют активную жизнь
http://www.vremya.ru/2002/45/10/30770.html
Спустя десять лет очевидно: и большой СНГ, и маленькая Конфедерация союзов художников -- конструкции декоративные, реальные процессы (политический и художественный) проходят, минуя их.
Подобная словесная орнаментика -- абсолютный вербальный аналог тому, что представлено в залах. Много рецитаций, а смысл ускользает. О качестве виденного вообще лучше помолчим.
Во времена Дени Дидро “салон” был синонимом “актуального искусства”. В них (парижских академических салонах) и на них (“Салонах” -- сборниках критических эссе самого Дидро) воспитывался идеальный зритель. Просвещенный, с безупречным вкусом. Сегодня “салоном” клеймят слюняво-розовую халтуру типа “Босх-Дали-Шемякин-Шилов”.
Проект Третьяковки “Соцреализм вчера и сегодня” безнадежно серьезен. Авторы проекта (среди них профессор Виктор Мартынов) преисполнены пафоса вернуть живописи 30--50-х годов высокую эстетическую и общечеловеческую ценности.
Елена Титаренко. В Центральном Доме художника открыт Московский международный художественный салон. - РИА "Новости"
http://www.rian.ru/rian/intro.cfm?nws_id=90674
Первый заместитель министра культуры РФ Наталья Дементьева в присутствии большой группы политических и общественных деятелей открыла в пятницу Московский международный художественный салон "ЦДХ-2002" в Центральном Доме художника.

Для того, чтоб понять, что в мире происходит, рекомендую прочесть у Хачатурова о соцреализме современном. То есть во всем многообразии тенденций и творческих поисков.
Сергей ХАЧАТУРОВ. Без зеркал

http://www.vremya.ru/2002/41/10/30337.html
В Институте искусствознания Министерства культуры на днях снова обсуждали, что же нам теперь-то делать с этим методом, требующим изображать реальность в ее революционном развитии. Постановили: считать соцреализмом все самое гнусное (лживое, бездарное, официозное) в искусстве 30--50-х годов, все грязное белье российской культуры, рыться в котором совсем уж стыдно. Рекомендовали: “замочить” соцреализм в Лете истории и при изучении искусства тоталитарной поры больше уделять внимание “человеческому фактору” (отдельным мастерам), а не каким-то там гримасничающим химерам сталинизма.
И метод формального анализа отделить зерна от плевел не поможет. Нет в этом стиле (точнее, образе мироздания) деления на хороших и плохих, одаренных и бездарных. Нет лидеров.
Социалистический реализм -- идеальный метод кастрации критического дискурса. Образ комнаты, в которой не увидишь собственного отражения. Комнаты без зеркал. Создан безупречно функционирующий механизм репрессий рефлексии. Главное -- не дать понять художнику, кто он есть на самом деле и что он стоит (в смысле денег и в смысле идей).
Спустя семьдесят лет коллеги из Института искусствознания хотят спихнуть соцреализм в Лету. Рановато. Механизм кастрации рефлексии безотказно работает в официальных институциях и сегодня.

Базарный день-2. Ответ Ценциперу-Осколкову по поводу возможности написать весело об антиквариате

На Антикварном Салоне добрый Ценципер вопрошал встречных сочинителей - где бы ему найти людей, которые могут о бо всем этом написать забавно и интересно. Я хотел сначала ответить, что в его формате это невозможно. Самое интересное - классовый анализ эстетических феноменов. Или, на худой конец - старательная этнография денег. А в изданиях сидеологических, особенно таких, как "Афиша", категорически запрещено посягать на священную корову - то есть Покупателя. Хотя вот у Никиты Алексеева все получилось просто блестяще. И волки целы и овцы сыты.
Никита АЛЕКСЕЕВ, Василиса СОЛОВЬЕВА. Пестрый сор и жемчужины
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=10944&chapter=12
Несмотря на закрытость, мошенничество и фарисейство, рынок антиквариата является образцом правдивой экономической деятельности.
По простой причине: здесь торгуют прошлым. То есть воспоминаниями. То есть тем, без чего ни один человек, если он не находится в конечной стадии болезни Альцгеймера, жить не может.
Стало больше того, что радует. Это значит – наша жизнь, возможно, станет более комфортной.
Елена КУПРИНА – И я не думаю, что надо вечно радоваться факту дешевизны на нашем рынке. По-моему, уже давно понятно, что часто выгоднее платить дороже. Потом на всю жизнь оказывается дешевле...
"Черный квадрат" как гвоздь. Салона
http://www.aif.ru/moskva/453/06_02.php
На что не повлиял "Черный квадрат", так это на живописные вкусы. Всплеска интереса к супрематизму не наблюдалось.
Цены были завышены буквально на все, этого уже никто не скрывал. Но на салон приходили не только продавать, но и показывать. Эксперты усмотрели в этом тенденцию: антикварный салон становится не столько коммерческим предприятием, сколько культурным. Цель - показать, как со старыми вещами жить рядом.

Дмитрий Буткевич. ПРОГУЛКИ ПО АНТИКВАРНОМУ САЛОНУ. История о том, каких жен ныне водят в ЦДХ
http://www.ng.ru/saturday/2002-03-15/9_walk.html
  "Квадрат" на стенде был, конечно, ненастоящий. Привезти в ЦДХ подлинный "Квадрат" оказалось невозможно по условиям страхования. Как образно выразились руководители Гелоса, для этого картину "необходимо было поместить в несколько стальных бункеров". А иначе полную гарантию сохранности дать невозможно. Так что выставлена была фототипия - воспроизведение картины буквально "один в один" на специальном материале, похожем на холст. Об этом гласила и скромная надпись: "Фототипия" - в углу планшета.

Даешь!!! Поехали!!!! Урааа!!! Архитекторы в Лондоне. Я, конечно за наших архитекторов рад. Только вот беда - ничего в этом деле не понимаю. Они мне все без исключения кажутся лужковцами, за исключением одного только Бродского. Которому, как известно только кабаки и доверяют строить.
Григорий Ревзин. Перестройка в Лондоне. "Коммерсантъ",  07.03.2002
А открывалась выставка концептуальным планшетом вице-президента Союза московских архитекторов Евгения Асса. Воспроизведение проекта Наркомтяжпрома русского архклассика Ивана Леонидова сопровождалось текстом: "К сожалению, за годы тоталитарного контроля мы утратили творческую отвагу. Сегодняшнюю русскую архитектуру трудно назвать яркой и оригинальной".
Если же судить о русских архитекторах с позиций среднего британского профессионализма, то русские бюро выглядят несколько симпатичнее, чем, скажем, британцы, выставленные на ежегодный конкурс RIBA в этом году.
Особенности русской презентации связаны со спецификой строительного бизнеса в России, подробности протекания которого не принято акцентировать. Но для англичан это совпадало с их изначальным представлением о русском художнике как существе по преимуществу творческом, а не коммерческом. Знаете, то-се, Достоевский, русский дух, красота спасет мир, и никакого бизнеса.
Юлия Попова. Презумпция полноценности. Выставка десяти российских архитекторов в Лондоне помогает нам думать о себе лучше
http://www.expert.ru/expert/current/data/architek.shtml
Ничего удивительного, что до сих пор на западе представление о современной российской архитектуре с конструктивистов начинается и ими же заканчивается.
Правда, что конструктивисты, что "бумажники" рассказали о России скорее как о стране прекрасных архитектурных фантазий, чем о стране хорошего строительства. Теперь же было решено показать, что у нас и на улицах есть на что посмотреть.
Тактика была правильной - ничто так славно не питает комплекс неполноценности, как попытки подстраиваться под чужие вкусы. Выбрали то, что кажется лучшим, когда смотришь отсюда.
ДМИТРИЙ ХМЕЛЬНИЦКИЙ. Банальность как концепция. Инсталляция Александра Бродского в Берлине - "Русская мысль", N 4400, 14 марта 2002 г.
http://www.rusmysl.ru/2002I/4400/4400index.html
Художники-концептуалисты — это такие художники, которые изготовляют не картины или скульптуры, а «концепции». То есть некие материализованные в виде аттракционов идеи. Иногда эти идеи туманны и неотчетливы, иногда понятны. В данном случае мы имеем дело с понятной идеей.
В том-то и дело, что — никак. Все элементы этого сооружения художественного смысла и художественной формы лишены. Нет ничего увиденного и поданного «по-художнически». Ничего сделанного руками и с любовью. Или хотя бы с интересом к вещам.
И это бы ничего, если бы скульптура внутри была произведением искусства — по контрасту к окружению. Она, однако, начисто и сознательно лишена пластических достоинств. Ее разглядывать так же неинтересно, как и содержимое ящиков. Где же интерес? Нигде. Налицо банальная мысль, проиллюстрированная лобовыми средствами без малейшей иронии, которая, может, и скрасила бы слегка примитивность «концепции».

Сопротивление-1. Виноградов и Дубоссарский в своем репертуаре. Конечно, ДБ - ребята классные. Но как им не набоедает? С другой стороны, иногда начинает казаться, что ребята "залипают в дискурс", как говаривали в тарые добрые концептуалистические времена. То есть кэмп в один прекрасный момент оказывается тривиальным трешем.
Людмила ЛУНИНА. КАРТИНЫ ДЛЯ НАРОДОВ.
http://www.ropnet.ru/ogonyok/win/200210/10-56-61.html
Если произведение задерживает зрителя, я считаю, это успех. Потому как современное искусство внимание не задерживает, в коммуникацию не вступает.
Их несколько, в Италии и Германии. Сейчас за рубежом появляется интерес к российским художникам. Оно и правильно: был спад, теперь подъем. И еще возродился интерес к живописи, публика пресытилась фотографией.

Богдан Мамонов. Тотально течет река Волга. А вокруг - русское безумие
http://www.polit.ru/documents/474878.html
Нарочитая небрежность, едва ли не халтурность письма, составлявшая главный шарм ранних работ этих художников, сменилась глянцевостью современных журналов. Что ж, меняется время. И контекст диктует свои правила. Художники работают в своем привычном стиле, построенном на предельно насыщенной банализации самого понятия Родины.
Идею можно интерпретировать и так: великая русская литература породила образ родины, который был нещадно проституирован в 20 веке и сегодня в силу этого подвергается тотальной деконструкции со стороны интеллектуалов. Все это происходит на фоне панических попыток власти восстановить утраченную фундаментальную идеологему. Невроз, порождаемый в обществе такой ситуацией, без сомнения, и есть подлинное русское безумие.

Андрей Ковалев. Ода "К Радости!" Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. "Тотальная живопись". XL-Галерея
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/894/7/4.html
Итак, В&Д посягнули на Возвышенное, о котором, собственно, и должны писать обозреватели в приличных изданиях. И тут возникла процессуальная невнятица — должен ли критик информировать об этом самом Возвышенном или, напротив, по старинке анализировать Актуальное. Но любая культура репрессивна, а Пушкин — Толстой — Достоевский были неотъемлемой частью тоталитарной идеологии советской эпохи. Во времена перестройки, то есть конфуцианского процесса "возвращения истинных имен", единая культура расслоилась и распалась. А сегодня мы наблюдаем новое возвращение репрессивного Возвышенного и возникновение нового могучего кентавра, в котором Ахматова с Цветаевой разумно сочетаются с журналами XXL. Так что простодушные и лукавые мастера опять попали в болевую точку.

Поддавки-2. Мухин материализовал визуальные штамп Москва-Париж. Кажется, потребовался некоторый героизм для такого поступка. Москва и Париж - носители наиболее твердых штампов. А художник - должен быть честным, то есть следовать реальности, данной нам в наших ощущениях. Как к этому относиться - непонятно совершенно.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Любовь по-русски и французски. Открылась выставка Игоря Мухина «Москва--Париж»
http://www.vremya.ru/2002/46/10/30890.html
Когда все снимали Чечню, начал фотографировать влюбленные парочки, чтобы зафиксировать время не только через ужасы войны. Странно, но именно Мухин открывал эти простые темы. Сегодня в Париже, по уверению Мухина, знаменитые фотографы живут, думают и выставляются, но не фотографируют. На съемки ездят в Афганистан, Мексику и Россию.
Но много, даже очень много хороших фотографий -- это еще не выставка. Отстроившему новые залы Московскому Дому фотографии теперь трудно ограничить количество снимков любимых фотографов чем-либо, кроме размеров этажа. У выставки нет четкой организации, Москва с Парижем то путаются недостаточно хаотично, то разделены не Неясно одно: к чему все время так спешить.

Екатерина Васенина. МОСКВА-ПАРИЖ. ОСТАЛЬНОЕ ПРЕДЛАГАТЬ. Завтра в Доме фотографии открывается выставка Игоря Мухина.

http://www.ng.ru/culture/2002-03-14/8_paris.html
Закрыв ладонью заголовок выставки, не отличить - где Москва, где Париж.  Присмотревшись, понимаешь, что Париж избалованнее, привычнее к пристальному взгляду: этот город не позирует, он так живет. Москва еще за что-то извиняется, охорашивается, каменеет. Чтобы расслабилась, ей надо налить, полюбить, неподдельно ею интересоваться. Мухин берет на себя этот труд.
Мария Михайлова. МОСКВА-ПАРИЖ ПО ДОЛГУ СЛУЖБЫ
http://www.vesti.ru/2002/03/18/1016461916.html

Мухин никогда не был романтиком, его творчество отличает трезвость и жесткость взгляда. Но видимо, не только художник преображает натуру, иногда происходит наоборот: парижские кадры Мухина можно назвать даже поэтичными.
В московских снимках поэзии куда меньше. 
Параллель Париж-Москва в данном случае оказалась непродуктивной, и даже не в том смысле, что по всем статьям сравнение не в нашу пользу. Московские фотографии, собранные из серий разных лет, в отличие от парижских, снятых за короткое время, в единое целое не собираются - Москва середины 90-х разительно отличается от Москвы конца 90-х.

Майя Одина. Парижмосквабезразницы. Краееведческое шоу звездного московского фотографа Игоря Мухина в Доме фотографии.

http://www.gazeta.ru/2002/03/18/parizmoskvab.shtml
Но вообще вся разница между москвичами и парижанами исключительно в окружающем пейзаже. Виднеется на заднем плане шпиль Эйфелевой башни или изящные стульчики Люксембургского сада – Париж, торчат башенки Ярославского вокзала – Москва, вот и все различия.
 Мухин со всей своей фотомеханикой умудряется укладываться в те несколько мгновений, которые требуются горожанину, чтобы влезть в троллейбус, поднять с мостовой бутылку, захлопнуть дверцу машины или открыть люк колодца. Раз, и зазевавшийся объект уже снят: камера Мухина работает в режиме быстрого реагирования. Его модели даже не замечают, что их почесывания, зевания, поцелуи и объятья зафиксировал мистер икс с фотоаппаратом и в шапке невидимке.  В этом, пожалуй, единственный недостаток экспозиции «Москва–Париж»: снимков слишком много, а желание рассматривать их пристально и терпеливо проходит быстро, кажется, что образцам отточенного мастерства никогда не будет конца.

Анна Свергун. Москва-Париж

http://inout.ru/pv.phtml?id=101704
Рассказ ведется с одной стороны беспристрастно, с другой стороны романтично и красиво. 

Эскапизм - это побег из действительности в страну небоскребов-близнецов. Клевещу. Айзенберг - крайне проамериканская личность. Рекомендую соотвествующим органам к немцу присмотреться. 
Мария Михайлова. НОВАЯ ЭПОХА НА СЕДЬМОМ МЕСЯЦЕ. В московской галерее отметили полгода со дня нью-йоркских взрывов.
http://www.vesti.ru/printed/1016104614.html
Оружием террористов были не только самолеты, врезавшиеся в здания, - пресса, тиражировавшая катастрофу миллионами изображений, невольно сыграла им на руку. Здесь авторам трудно что-то возразить - взрывы, произошедшие в Нью-Йорке, прозвучали на весь мир, а террористы этого и хотели.
И даже не то чтобы вырваться и остановить, но хотя бы подумать о том, как это сделать. Вполне здравая мысль теряется за нагромождением замысловатых иносказаний. Вгонять зрителей в состояние помутнения рассудка - не лучший способ решать глобальные проблемы. То обстоятельство, что "выставка включает в себя все жанры современного искусства" (так не без гордости написано в пресс-релизе), служит для непросвещенной публики универсальным оправданием - на то оно и современное, это искусство, чтобы быть непонятным современникам

Анна Свергун. IX-XI. Выставка-палиндром “IX-XI” открылась в L-галерее 11 сентября – полгода спустя после теракта Нью-Йорке.
http://inout.ru/pv.phtml?id=101912
Валерий Айзенберг – директор галереи “Escape” стал свидетелем трагедии 11 сентября. Его вклад в выставку – газетные распечатки крушения “башен-близнецов” в Нью-Йорке, привезенные из Америки и перенесенные на белую ткань при помощи шелкографии. На этом тема терроризма на выставке заканчивается, и начинается рефлексия на тему массовой коммуникации – большого и малого, глобального и периферийного.
Юлия ОВЧИННИКОВА. Влипли в сюжет. Американская трагедия как экзистенциальный ребус
http://www.vremya.ru/2002/44/10/30672.html
И хотя один из участников “программы” Валерий Айзенберг, находясь в Нью-Йорке, оказался непосредственным свидетелем катастрофы, даже этот факт используется в проекте лишь формально. Просто дает некое моральное право раскручивать сюжет экспозиции в глобальном масштабе.
Зритель тоже со временем это понимает, но происходит это лишь после того, как он “всплыл на поверхность”, вырвавшись из плотного захватывающего событийно-информационного поля совершенно неясного содержания.
Единственный незапланированный эффект вернисажа -- влипание в сюжет очередного эшелона “документаторов”, снимающих выставку для публикации в СМИ. За неимением других сенсаций, она станет самой горячей новостью. И ничего, что авторов можно уподобить той последней собаке. Собака ведь тоже в дело уже пошла.

Текучее. Женщины, абстрактный Турчин, кубические футуристы, Петров Аркадий и прочее.

Валерий ТУРЧИН. Конкретно об абстрактном. Московские художники увлечены "идеей отвлеченного"
http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=357&rubric_id=205
Ситуация несколько изменилась в последующие десятилетия, и в кругах московских художников проявилось сперва некоторое любопытство к возможностям неиспробованного пути в искусстве, а потом стало осознаваться, что этот путь сулил им некоторую свободу. Она понималась тогда в контексте общего стремления избавиться от эстетических догм и воспринималась в единстве со всем новым, что появлялось в поэзии, музыке или театре.
Так создалась "вторая школа" абстрактного искусства в Москве, которая мало что знала о "первой" (тогда еще картины "пионеров нового движения" в Третьяковской галерее не показывали). Интуитивно, а то и вдохновляясь какими-то репродукциями в случайно завезенных в страну альбомах и журналах, художники начали новое дело. Более того, они создали и определенную традицию, пусть и небольшую, скромную, но все же: творить у границ реальности, опробывая их на прочность и строя подле них свои "реальности" - делая картины, рисунки и статуи некими окнами в "мир иной", мир, в котором проявлялись бы поиски высших закономерностей. Учтем, что 1960-е годы повсюду являлись не самыми плодотворными для абстракции - Запад был тогда увлечен поп-артом, а в России спорили о "суровом стиле" как правдивом образе наших непростых будней. Но время шлодни вспоминают только лишь ветераны некогда нашумевших эстетических битв.

Мария Михайлова. ЖЕНСКИЕ МЕРЫ В ОТВЕТ НА МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД
http://www.vesti.ru/2002/03/11/1015847122.html

Но, поскольку проблема, как ее ни поверни, - противостояние, взаимодополнение, равновесие или что-нибудь еще в этом роде, - вряд ли когда-нибудь разрешится, она всегда будет интересна: и в раскрученном состоянии, и в зачаточном.
Пафос того, что "а все-таки мы лучше", к счастью отсутствует, и вообще, выставка как-то вырывается из гендерной проблематики. То есть искусства самого по себе здесь гораздо больше, чем актуального контекста.

Михаил Сидлин.
ПРОПОВЕДЬ ДЛЯ ГЛУХИХ. Аркадий Петров на Солянке показал обратную сторону клеенки
http://www.ng.ru/culture/2002-03-12/8_sermon.html
В старых работах Петрова было нечто соприродное неистребимому запаху социализма. Тетки-физкультурницы и броненосные крейсера, орденские ленточки и любовные фотооткрытки, плакатные шрифты и кокетливые виньетки - все такое знакомое, все такое родное. Между наивным искусством и московским концептуализмом - такова была позиция Аркадия Петрова в артпространстве конца восьмидесятых. Он по-хорошему не был ни концептуалистом, ни наивистом: ни тебе сложной рефлексии, ни туповатой простоты. Петрова забыли. А он был первопроходцем русского кича. Написал портрет Пугачевой Аллы раньше Дубоссарского/Виноградова.
Раньше было плохо, но весело. Теперь вроде хорошо, но прежней веселости уже нет. На место прежних фраз - "будь готов", "с праздником" и проч. пришли новые. Библейские.
Выставка в галерее "На Солянке". Главное место занимают переводы. На язык глухих. Фраза "Истинно истинно говорю вам" (1995) и ей подобные написаны на языке жестов. Петров изобразил руки. И глухоту.

Янина Вебер Упрощенный взгляд на противоположный пол

http://www.gazeta.ru/2002/03/06/uprosennyjvz.shtml
Все эти подчеркнуто дамские рисунки, акварели, инсталляции и прочие художества ненавязчиво показывают, как, в сущности, упрощен и романтичен взгляд мужчины на женщину и как неординарно видят себя они сами. Получилось, что есть мужской взгляд на женщину, пристальное и не всегда оптимистичное саморассматривание русских женщин и отменно легкомысленный взор иностранки. Настолько легкомысленный, что на его фоне все гендерные изыски российских художниц начинают смотреться, как работы передвижников.
Федор Ромер. Фетишизм. Красота для всех
Фотографии Александры Митлянской и Валерия Орлова

http://ej.ru/009/na_dniah/exhibition/fet1/index.html
Это никчемное состояние на фотографиях Митлянской и Орлова выражает нейтральный белый задник, на фоне которого выстроены идиотические композиции из разных статуэток, оказавшихся в семантической и эстетической пустоте.
Зайчик с морковкой — мальчик с палкой. Лебедь — и балерина (читай: Леда). Снова ню, еще и еще... Позвольте, но это же порнография какая-то. Отовсюду полезли непристойные архетипы. Фигурки ожили. И фарфоровые мягкие очертания статуэток стали напоминать белую плоть тел в общественной бане. Так что «вторая жизнь» комодных красоток оказалась не по-социалистически сексуальной. Между прочим, главное место на выставке занимает «иконостас» из снятых крупным планом «лиц» фигурок. Получилось вполне приятное зрелище, достойное страниц глянцевого журнала.

Константин Агунович
Владимир Куприянов фотографировал пустые церкви
http://afisha.ru/art-review?id=679617
А сейчас Куприянов готовит целую выставку "просто фотографий", и представления, стало быть, нуждаются в корректировке. Но что может объединять стереоскопические пленки, стеклянные столбики и отслаивающиеся кусками фрески, дотлевающие эпохи, невидимые взгляды, утонувшие в темных ликах? И красный кирпич? Граница. Ощущение предела. Готовное напряжение перед тем, что вот-вот случится и что будет равно превращению, метаморфозе. Словно дрессировщик, Куприянов воспитывал своими оптическими агрегатами вкус к мышечной и интеллектуальной работе, составляющей суть зрения и узнавания. Но в старых церквях на забытой дороге все было готово еще до того, как Куприянов приобрел в окрестностях дачу. Так что оставалось поступить просто. Настолько просто, насколько прост сам автор.
Панов. Фетишизм-2. Преломление миров. Кубофутуризм. Избранные произведения из частных собраний Еженедельный Журнал
http://ej.ru/009/na_dniah/exhibition/fet2/index.html
Создание в 1913 году логотипа «кубофутуристы», разом соединяющего русский авангард с французским (кубизм) и итальянским (футуризм) и одновременно отстраняющегося от него (кубофутуристы отчаянно бились за необщее выраженье лица), и было абстрактной самоцелью. Искусство иногда делается в мыслях, а не только на холстах. Но в «Новом Эрмитаже» по-фетишистски любят конкретные холсты, что, впрочем, позволительно галерее, обслуживающей коллекционеров, а не историков искусства. Последним экспозиция вряд ли поможет прояснить вопрос с природой и родовыми чертами кубофутуризма.

Оттуда. Закат публичных интеллектуалов, краткая история перформанса и продление копирайта. А дальше как жить?
JAY TOLSON. All Thought Out?. The intellectuals are dead! Long live the intellectuals
http://www.usnews.com/usnews/issue/020311/ideas/11public.htm
The ideal of the intellectual was associated with a commitment to universal truths rising above economic, ethnic, or political interests. To explain the intellectuals' attraction to tyranny, scholars have blamed both the excessive rationalism of the Enlightenment and the romantic, folk-nationalism of the counter-Enlightenment.
Such drives might well explain why so many intellectuals–including great ones such as Martin Heidegger in Germany, Georg Lukбcs in Hungary, and Gabriele D'Annunzio in Italy–became supporters of Nazism, fascism, and communism, even after seeing the toll these systems inflicted. Some of these thinkers went on to reject leftist thinking altogether, launching the movements that came to be known as neoconservatism and neoliberalism.
But with the winding down of the Cold War in the 1980s and the gradual abating of the culture wars in the 1990s, the assorted "neo" intellectuals found less and less cause for contrariness. If the latter half of the 20th century had shown that there could be many kinds of intellectuals, it also demonstrated that, without the edge of opposition, intel- lectuals gave way to something else–the specialist and partisan commentators.
Modern Orwells? There are occasions when position-mongering may be inadequate. In the aftermath of September 11, the example of two members of the dying breed–Hitchens and Andrew Sullivan–stood out.
Suffering for the sake of their art
A new season of performance art leads Martin Gayford to wonder why people torture themselves in the name of creativity (A 'Short History of Performance' is at the Whitechapel Art Gallery, London
http://www.telegraph.co.uk/arts/main.jhtml?xml=/arts/2002/03/16/baperf16.xml&sSheet=/arts/2002/03/16/ixartleft.html
These were extreme reactions to an extreme period - Gina Pane, for example, explained that she did what she did "in order to reach an anaesthetised society". Burden felt he was re-enacting "certain American classics - like shooting people". You may well be thinking that visual art concerns images and three-dimensional objects, made by the artist; that it has nothing to do with performances. And I have a good deal of sympathy. All the radical forms that art has taken since the days of Impressionism provoke a certain amount of what psychologists call resistance. But nothing provokes it more than performance.
Martha Lufkin. Supreme Court will decide if new copyright law protects too long. Is there a free speech right to use works whose copyright was about to expire?
http://www.theartnewspaper.com/news/article.asp?idart=9038
For pre-1978 works, copyright term generally is measured from when the work was published. For example, before the new Act, an artwork published in 1928 would have lost copyright protection 75 years after publication, or in 2003, but under the new law would be protected until 2023. For works created after 1977, the new copyright protection lasts for the artist’s life plus 70 years, instead of the previous 50.

Мы-1999. Археология девяностых. Очень рекомендую прочитать. По рекомендации Максима Райскина. 
Катарина Венцль. Повесть "Жизнь с алкоголиком" - "Искусство кино"
Максим Райскин.Жизнь с алкоголиком - памятник Москве девяностых. http://arteria.ru/11_03_2002_3.htm


2.  Великанов.13. Почему не выполняется социальный заказ?

Кино тоже искусство. Несмотря на подмоченность репутации, связанную с ленинским высказыванием. Ведь Ленин сказал не ту торжественную фразу, которую часто цитируют. В этой фразе потерялось одно слово в конце, а с ним вся торжественность куда-то улетучивается и превращается в балаган: "Из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк". Ленин имел в виду не принадлежность высокого киноискусства к верхним этажам башни из слоновой кости, а то, что цирк и кино - самые доступные широким слоям населения зрелища и они должны быть использованы для пропаганды. Кстати, гениальной ленинской фразе была позже придумана не менее гениальная концовка - важнейшими для нас являются кино, вино и домино. Но все это давным-давно забыто. Ленин лежит, как спящая красавица, в стеклянном гробу, а наша многострадальная Родина находится под гнетом вульгарного консумеризма. Все слоны, изобретенные и родившиеся в России, вывезены за рубеж. Даже автомат Калашникова нелегально производится в Мозамбике и других веселых странах. А одна из них поместила изображение этого эффективного оружия на свой герб.

Ленинское изобретение, использовать кино для пропаганды, украла у нас Америка. Все, что происходит в эти дни с номинацией на премию Оскар, является тому доказательством. Основной претендент - фильм Рона Ховарда (Ron Howard) "A Beautiful Mind" (в отечественном прокате - "Игры разума", но это очень приблизительный перевод, я бы предложил "Триумф воли"). Этот фильм о гениальном математике, лауреате Нобелевской премии, снят по книге Сильвии Назар (Sylvia Nasar), биографа реального Джона Нэша (John Forbes Nash, Jr.). Фильм уже получил большое количество призов, например, назван лучшей режиссерской работой года гильдией режиссеров, а также удостоен приза кинокритики как лучший фильм года, - а это верный путь к Оскару в нескольких номинациях. И вот, в последнее время разразилось то, что принято называть скандалом. Найден компромат - Джон Нэш, реальный Джон Нэш, называется в газетных публикациях антисемитом. На киноакадемиков оказывается давление, и они вроде бы склоняются к тому, что раз так, раз прообраз героя был таким негодяем, то и премии фильму не давать.

Реальный Джон Нэш был больным человеком - у него была паранойя в тяжелой форме. Ему пришлось долгое время бороться со свои недугом. Половину своей жизни он провел в сумеречном пространстве, в котором он сражался со шпионами и агентами, прямо как в других голливудских фильмах. Мания преследования сама легко находит преследователей - через восемь лет после того, как Нэшу был поставлен диагноз, он написал в письме, что его жизнь была загублена евреями. Именно это факт считается компроматом против фильма. Факт из биографии реального человека, послужившего прототипом для героя фильма, есть компрометирующее обстоятельство при присуждении главной премии в области киноискусства. То есть все-таки какое из искусств является важнейшим, кино или цирк? Вино или домино? Даже если бы Джон Нэш был отъявленным сознательным антисемитом и ничего другого не делал, как пил кровь американских младенцев, этническая принадлежность которых отлична от, так сказать, лиц еврейской нации, то причем тут художественные качества фильма? Вспоминаются советские времена, когда на Московском кинофестивале Чухрай победил Феллини по причинам, которые никак по другому не назовешь, кроме как пропагандистскими.

Но с другой стороны - прямо-таки завидки берут - у американцев национальная идея и собственные представления о морали, а у нас ничего такого теперь нет. С падением марксистской идеологии в нашем сакральном пространстве образовался вакуум, который нечем заполнить. Нашему кино нечего пропагандировать при всем желании, не говоря уже о цирке. Разве что сникерсы и памперсы. И почему никто не может это сакральное пространство заполнить? Уже больше десяти лет существует точный социальный заказ - нужна русская национальная идея. Нужен человек, желательно профессиональный философ, который скажет - мы ребята русские и живем здесь на этой земле потому, что... Но нет такого человека. А мог бы быть. Обычно у нас социальный заказ выполняется быстро и эффективно. Вот есть у нас мэр Москвы Юрий Лужков. У него совершенно определенный художественный вкус и представления о том, что и как в Москве должно быть построено и украшено. Соответственно, появилась архитектура с башенками и главный художественный хит эпохи - Зураб Церетели. То есть в архитектуре и изобразительном искусстве социальный заказ выполнен. Нелепые бронзовые истуканы и архитектура архаичных форм останутся в Москве навсегда и будут представлять нас потомкам.

Но почему же в области идей мы им ничего не можем оставить? Где теория с бронзовыми крыльями и башенками в виде карандашей? С творческим антисемитизмом и креативной ксенофобией? Наша история всегда была богата идеями и людьми. Вот наш философ Василий Васильевич Розанов, тот антисемитизма не боялся, наоборот, кричал на каждом углу о том, что евреи Россию сгубили. Правда, фильмов о нем не снимали... А у современных философов кишка тонка. Разве что есть вот у Чубайса брат, тоже, как ни странно, Чубайс, доктор философских наук, преподаватель РУДН (Университета Дружбы народов), так у него проект национальной идеи - народ должен объединиться вокруг стремления к материальному благополучию. Но всерьез эту идею почему-то никто не воспринимает. Быть может, слишком простая - эдакий куб без украшений, без бронзовой отделки и выступающих частей. Но материальное благополучие - это как-то низко. Почему хотя бы не провозгласить национальной идеей вообще гедонизм? От простого, желудочно-генитального, до утонченных эстетских форм.

Но вообще, национальная идея - продукт сложный и просто так не появляется. Для этого нужна благоприятная обстановка и человек, готовый на высокое нравственное служение со страданием. Джон Нэш долгое время провел в сумасшедшем доме, борясь со своей болезнью, победил ее и получал Нобелевскую премию в здравом уме и твердой памяти. А Фридрих Ницше, которому ничего не стоило нащелкать за завтраком с десяток национальных идей, тяжело за это поплатился в конце жизни. Также находясь в сумасшедшем доме, он лишь половину времени был в состоянии кверулянсткого бреда (форма мании преследования) и писал злобные письма своим друзьям и знакомым. В остальные дни он тяжело переживал по поводу содеянного и писал письма с извинениями. Но в наше время таких людей нет. Ходить с фонарем, как Диоген, и искать человека - бессмысленно. Разве что попросить Зураба Константиновича состряпать национальную идею?

Андрей Великанов
19 марта 2002


3. Интересное.

***
Интересная инициатива   телевидения Canadian Broadcasting Corporation. Веб-ТВ проект художницы Ingrid Koivukangas - ответ художника на "застекольные" проекты. Давно пора>
***
***
Жюри международного медиа-арт фестиваля "Read_Me 1.2" объявило работы, вошедшие в шорт-лист.
Это художественные произведения в жанре art-software:
(в алфавитном порядке)
"Carnivore"" by RSG http://www.macros-center.ru/read_me/now/7/
"DeskSwap" by Mark Daggett http://www.macros-center.ru/read_me/now/6/
"Portret of President" by Vlad (RU) http://www.macros-center.ru/read_me/now/37/
"Re (ad.htm" by mez breeze (AU) http://www.macros-center.ru/read_me/now/71/
"Screen Saver" by Eldar Karhalev / Ivan Khimin (RU) http://www.macros-center.ru/read_me/now/38/
"Textension" by Joshua Nimoy (US) http://www.macros-center.ru/read_me/now/4/
"TraceNoizer" by LAN http://www.macros-center.ru/read_me/now/58/
"WinGluck Builder" by CooLer (RU) http://www.macros-center.ru/read_me/now/27/
*read_me festival 1.2 - программное обеспечение как произведение искусства или художественные игры с софтом>
***
***
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, СЕС Международное партнерство, ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФОНД КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА  «Институт ПРО АРТЕ» представляют SHIRIN NESHAT

Но сначала 2 и 3 апреля Ширин Нешат посетит Москву. Где, что будет, пока не знаем - в отличие от Питерцев, никто из московских организаторов никакой информации не прислал.

5 – 6 апреля, Санкт-Петербург
5 апреля
, 14.00 - Эрмитажный театр (Дворцовая набережная, 34)
ЛЕКЦИЯ
ФИЛЬМЫ
ДИСКУССИЯ 6 апреля, 13.00
Институт ПРО АРТЕ (Петропавловская крепость, Невская куртина)
МАСТЕР-КЛАСС
ФИЛЬМЫ
ДИСКУССИЯ
Приглашения можно получить в Институте ПРО АРТЕ.

13 и 14 апреля фильмы Ширин Нешат смогут увидеть посетители выездной выставки Государственного Эрмитажа «Памятники исламского искусства» в Казани (Татарстан).

«CЕС Международное партнерство».
Американская некоммерческая организация «CЕС Международное партнерство» осуществляет международные обмены в области культуры и искусства. Проекты «СЕС» призваны поддерживать связи и развивать сотрудничество между деятелями культуры и художественными организациями США и их коллегами в Центральной и Восточной Европе, России, Центральной Азии и на Кавказе.

Петербургский фонд культуры и искусства Институт ПРО АРТЕ.
Институт ПРО АРТЕ осуществляет программы в области изучения и пропаганды культуры 20 века, поддержки актуальных явлений современного искусства. Это постоянно действующий семинар и лекторий, выставочный и концертный зал, исследовательско-информационный центр и мультимедиа-лаборатория. Деятельность Института поддерживаются Фондом Форда и Институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса).

За дополнительной информацией обращайтесь:
Сьюзан Кац, «СЕС Международное партнерство», тел./факс (812) 311-21-98, cecstp@mail.wplus.net
Дмитрий Мильков, Институт ПРО АРТЕ, тел./факс (812) 233-00-40, milkov@proarte.ru: www.proarte.ru

Shirin Neshat / Ширин Нешат
Американская художница иранского происхождения (с 1974 года живет и работает в Нью-Йорке) родилась в Иране, в городе Казвин в 1957 году. Окончив школу, переехала в США, где изучала историю искусства в Калифорнийском Университете в Беркли. Революционные события 1979 года помешали возвращению Нешат на родину, и только в 1990 году она снова оказалась в Иране, где за эти годы произошли кардинальные изменения. Потрясенная увиденным, Нешат называла свою поездку «пугающей» и отнесла к событиям «наиболее шокировавших» ее в жизни. Поездка во многом определила характер ее творчества, вдохновила на создание произведений, затрагивающих проблемы мусульманского общества. В фотографических сериях «Unveiling» («Разоблачение», 1993) и «Women Of Allah» («Женщины Аллаха», 1994 – 1997) Нешат передает свое амбивалентное отношение к идеологии феминизма и Ислама. Художница признает свою очарованность Востоком, но не скрывает внутренней отстраненности от него. На фотографиях серии «Женщины Аллаха» в качестве модели выступает сама Ширин Нешат.
В 1996 году Нешат начала экспериментировать в области кино. Трилогия видео-инсталляций в форме двойных видео-проекций развивает темы ее ранних фотографических работ. Три фильма «Turbulent» («Беспокойный», 1998), «Rapture» («Восторг», 1999) и «Fervor» («Страсть», 2000) сфокусированы на противопоставлении мужской и женской роли в исламском обществе. Подчеркивая разделение мира на «мужское» и «женское», Нешат проецирует свои фильмы на противоположные стены, помещая зрителя в центр художественного пространства, заставляя его играть активную роль. Видео-работы Нешат минималистичны по своему художественному решению, подобно ее фотографиям, и выполнены в черно-белой гамме. Костюмы героев и символы, вызывающие ассоциации с религиозными и социальными кодами исламского общества, метафоричны и оказывают на зрителя почти гипнотическое воздействие. Контрасты во взглядах на роль мужчины и женщины в странах мусульманского мира подчеркиваются контрастами цвета. В 1999 году вышел фильм Нешат «Soliloquy» («Монолог»). Главная героиня (не исключено, что этот образ во многом автобиографичен) находится в непрерывном диалоге с Востоком и Западом, между традицией и современностью. Работы Нешат сосредоточены на исследовании исламских культур, выражают идеи утраты и памяти. «Turbulent» принесла автору Первую Международную Премию на Венецианской Биеннале и международную известность.
В числе последних работ Нешат – видеофильмы, созданные в 2001 году: «Possessed» («Одержимая»), героиня которого всем своим обликом и поведением противоречит стереотипным представлениям о том, как должна выглядеть «женщина Востока», и «Pulse» («Биение»). В каждом фильме универсальное значение раскрывается через рассказ о частном. В этих рассказах нет диалога, автор пользуется языком поэтических образов. Неотъемлемой частью работ Нешат стало звуковое сопровождение. Экзотическая музыка и вокал усиливают магнетизм визуального ряда. Сьюзан Дейхим – автор почти всех саундтреков к работам Нешат – помогает ей мастерски использовать и сочетать в своих работах различные музыкальные традиции. Летом 2001 года в нью-йоркском Линкольн Центре состоялась премьера совместной работы Ширин Нешат и Филипа Гласса – фильм «Passage» («Шествие»).
Критикуемое на родине творчество Ширин Нешат получило заслуженное признание во многих странах. Ее недавние выставки прошли в крупнейших музеях и галереях США, Германии, Австрии, Италии, Великобритании, Швеции, Японии.
***
***
Whitney Биеннале 2002 года. До 26 мая. Larry Rinder, отобравший 113 художников, решает сегодня, каково оно, нынешнее американское искусство. Фотографии и живописи исчезающе мало. Преобладает  sound art и digital art. Плюс обширная видео программа (Chrissie Iles). Rinder выделил в Биеннале 3 темы: Бытие, Пространство и "Tribes" (Племена?). На 1-м этаже "бытия" наиболее интересны   альтернативные формы религиозности. Утопические структуры - украшение "пространства" 2-го этажа.  Третья тема 3-го этажа, вне зависимости от названия,  получилась вполне трансцендентальной, а энергетика экспозиции, благодаря музыке (точнее звуку) - большей, чем на предыдущих этажах. ArtNewsPaper об открытии>
***
***ПОВТОР - ВАЖНО!
16-й Фестиваль Ars Electronica 2002 начал прием заявок по категориям: Computer Animation / Visual Effects, Digital Musics, Interactive Art и Net Vision / Net Excellence. ДЕДЛАЙН 31 марта. Международное жюри присудит по 3 денежных приза в каждой из категорий, на общую сумму в 100000 Евро.  Эксперт в номинации "net art, web art" Steve Dietz. Победители 2001 года в этой номинации. Подробнее>
***


СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ.
В ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO
Пополнение 3-4 раза в день.

Андрей Ковалев
Андрей Великанов
Сергей Тетерин    
Юрий Пластинин

*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное