Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

В 73-м номере НовостейИскусства@ARTINFO:


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Новости Искусства@ARTINFO
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc)
Органайзер Андрея Ковалева,
Не добрый и требовательный Андрей Великанов,
Сергей Тетерин Ньюс

http://www.artinfo.ru/ru/news
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин.
12.02.2002

N 73, 2001  

В 73-м номере НовостейИскусства@ARTINFO:

1. Органайзер Ковалева Андрея #17 Торопись - живопись! "Бубновый Валет" и наши все. Истчто "Давай". Леонид Ламм и актуальность бородатого анекдота. Панов и Ромер взялись за Чечулина и Власова. И обоим понравилось!. У Иовлевой в "Инкомбанке" сгорело 400000, зато "Юкос" будет поддерживать Эрмитаж в Лондоне. Шок от старого - Роберт Хьюгс будет куратором Венецианской Биенале. Рыклин - это Сталин Сегодня, а неумолимая Шатских сделала Ошибку. Палп стадиз >>

2. ВЕЛИКАНОВ.10 Подорога мрачнел. Философский семинар по проблемам вкуса в отеле "Марко Поло Пресня".
"...Подорога имеет большой авторитет среди актуальных художников. Когда-то он провел серию семинаров по проблемам телесности, что вызвало целый шквал радикального акционизма. Невозможно сосчитать все голые тела, членовредительство, публичные половые акты и прочее, что послужило вульгарным отзывом на высказывания философа, хотя, как мне кажется, тело имелось в виду совсем другое. Посмотрим, как теперь отреагирует актуальное искусство на проблемы вкуса... Но времена меняются. Возможно, все сведется к дегустации качественных вин в хорошо отапливаемых залах" >>

3. Органайзер Ковалева Андрея #16  Либерман отловила киноманьяков; Публичная порка критиков-фаллократов; Наступление соцреализма по всему фотофронту; Сталинофилия в отделах культуры НГ и Ъ; Авдей-иконоборец не рубил энкаустику >>

4. В марте в Лондонском  театре Sadlers Wells' Lillian Baylis Агентство The Arts Catalyst представит Программу ARTISTS & COSMONAUTS - The New Futurists (Художники и космонавты - новые футуристы).
Российские участники Андрей и Юлии Великановы, Михаил Рыклин, Анна Альчук, Маша Чуйкова, космонавт Сергей Крикалев >>

5. Интересное - Медийное искуство сегодня, Билл Вайола в Берлине, Ван Гог&Гоген, ArtEXPO, Память о Вавилоне, ярмарка ARCO2002, Железная муха Макаревича, искусство Испании, e-mail на все случаи артистической жизни >>

*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news ***


1.  Органайзер - #17.

Истинные-1 Торопись - живопись! "Бубновый Валет" и наши все.
Истчто "Давай" Вот тут-то мы немцам и задали по первому разряду. 
Текучее-1. Леонид Ламм и актуальность бородатого анекдота
Вечное. Панов и Ромер взялись за Чечулина и Власова. И обоим понравилось!
По бабкам. У Иовлевой в "Инкомбанке" сгорело 400000, зато "Юкос" будет поддерживать Эрмитаж в Лондоне
Назначено. Шок от старого - Роберт Хьюгс будет куратором Венецианской Биенале.
Палп стадиз. Рыклин - это Сталин Сегодня, а неумолимая Шатских сделала Ошибку.

Истинные-1 Торопись - живопись! "Бубновый Валет" и наши все.
"Бубновый Валет" - самая загадочная штука в истории отечественного искусства. Это последнее место, где народец, занимающийся современным искусством может хоть как-то сойтись с академическими искусствознатцами, поклонниками всего истинного в исскустве. Ослиных хвостов туда допускают с большими ограничениями, не говоря уж о всяких черных квадратах. Так что на выставках Бубнового Валета царит просто чистое единение искусствоведческих душ. 

Сергей ХАЧАТУРОВ. Новый сериал от старых хулиганов. Открылись юбилейные выставки актуальных художников начала XX века
http://www.vremya.ru/2002/22/10/28479.html
"Глеб Поспелов считает, что первые выставки “Бубнового валета” создавались по принципу “серийного станковизма”. Это когда “движение кисти, начавшееся на одном полотне, словно перехлестывало его границы, перебрасываясь с холста на холст”. Особо важным оказывалось впечатление не от конкретной работы Куприна или Фалька, но от всей клокочущей живописной массы. Такой “настенный театр” (кстати, исследователи называют этим термином собственно лубок) и показали на Неглинке. Картины висят близко. Стены набухают тучным красочным черноземом. Вот еще мгновение -- и рамы не выдержат. Жирные искрящиеся рыбы Ларионова скользко шлепнутся на пол. Хлебы Кончаловского покатятся по столу. “Двойной валет-автопортрет” Барт выскочит в зал и начнет отмачивать штучки, подобные тем, которые, по воспоминаниям Симонович-Ефимовой, выделывал когда-то Илья Машков: “Сзади, сбоку, поверх -- летает, бия каблуками пол... раздавливая морально и физически видом архимолодой своей энергии”. Вот вам и 90-летний юбилей!"  
Милена Орлова. Путь из валетов в тузы. Ретроспектива "бубновалетцев" в МЦИ и галерее "Элизиум"
http://www.weekend.ru/art/news.cfm?id=3F1071A7-2EBA-43EB-A9DE-78EAF3F700AC
“Получилась совсем другая, местная история о том, как распространяются в широких художественных кругах модные веяния, о том, как долго можно раскручивать удачный брэнд: кто только не выставлялся под "бубновой" маркой. Помимо членов-учредителей, казначеев, председателей, действительных членов, в структуре "Бубновый валет" были и члены-соревнователи, работы которых принимались только после согласования на "худсоветах". Удивительно, что работы художников второго, третьего и даже четвертого рядов почти не уступают по качеству произведениям главных фигурантов. Но со временем ряды подражателей "валетов" расширились до такой степени, что их способ живописи просто стал нормой, самым расхожим мейнстримом. Что и позволяет наконец просвещенному обывателю по достоинству оценить первоисточники.”
Андрей Ковалев. Ценность живописи. В Московском центре искусств открылась выставка "Бубновый валет"
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/870/7/1
"Самое забавное в том, что великий рывок совершили как раз те художники, которые вступили в непримиримый конфликт со всей культурой в целом и западной в частности. Попытка "догнать" не была засчитана. 
Именно они и породили безбрежное море "московской живописи", которая к 70-м стала приобретать скрыто фашизоидные черты. До сих пор можно услышать из уст почтеннейших старцев из Академии художеств сакраментальную фразу по поводу всякого модернизма: "Это — не русская живопись".
Велимир Мойст. Московские гастроли "валетов"
http://www.gazeta.ru/print/2002/02/06/moskovskiega.shtml
" Растолковывать, за что они боролись и какими идеями руководствовались, нет необходимости – во-первых, это давно и подробно описано, а во-вторых, наглядно вытекает из экспозиции. Отметим только, что с годами энергетика из этих полотен не улетучилась. И даже лучше, что работы не хрестоматийные: крепче забирают."
Ольга КАБАНОВА. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ПОДАРОК. Открылась выставка художников "Бубнового валета"
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=14159
"Название, пусть несколько надуманное и дидактическое, позволяет рассказать несведущим, но пытливым о сложных отношениях русских художников с западными современниками, о способах решения проблемы, как стать частью мировой культуры, не растворившись в ней."
Людмила Владимирова. Козырная карта
http://www.vedomosti.ru/stories/2002/02/08-38-01.html
"После революции творчество "валетов" предали анафеме за мелкобуржуазность (что в некотором смысле справедливо - они воспевали частную жизнь, никаких там строек, революций и прочих коллективных действий) , а уже приобретенные государством произведения отправили в ссылку в провинциальные музеи, откуда их и собрали на нынешнюю выставку.
Единственное, чем бы поперхнулись художники, так это сентиментальным названием. К ним оно не имеет никакого отношения - скорее к самоидентификации кураторов.

Вероника Гудкова. "БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ" ИЗ ПРОВИНЦИИ
http://www.ng.ru/culture/2002-02-07/8_valet.html
“Может быть, именно благодаря этому "русскому духу" большинство столпов русского постимпрессионизма не только избежали эмиграции, но и, отказавшись от французской (читай "буржуазной") компоненты в своем искусстве и сохранив его предметность и жанровость, смогли органично вписаться в советское искусство, участвовать в выставках и членствовать в Союзе художников.
Такое раздвоение творческого пути бывших единомышленников навело устроителей нынешней выставки на мысль назвать ее так: "Бубновый валет": путь на Запад? Путь к себе?" В начале пути всех русских авангардистов лежали через Европу, но затем одни, не сворачивая, продолжили свой путь, закономерно окончив его в эмиграции, а другие, не порывая корней, стали своеобразными, но все-таки классиками советской живописи, во многом воспрепятствовав последней лишиться всякой художественной ценности и превратиться в банальную агитку. Так что и этот "путь к себе" не оказался тупиковым.”

Истчто "Давай" Вот тут-то мы им и задали по первому разряду. Или - "Ты скажи, чо ты хошь, я те дам.
Понять так и не могу - что за бред такой гонят товарищи о новонаступающем "русском буме"? Мне кажется, что все это мы уж проходили - и не по одному разу. На самом деле пока пускают только в дворницкую - не больше. Как раз на безумном оптимизме мы прошлые разы и горели. Спокойнее, товарищи.
Николай МОЛОК. ДАВАЙ. СРОЧНО. Современное отечественное искусство снова вошло на Западе в моду
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=14042
"Выставка Peinture urgent - яркая демонстрация того, что новые арт-тренды и современное искусство вообще интернационально по своей сути. Что оно вполне может обойтись без сугубо национальных проблем и национальных комплексов. Пригласив наших художников, кураторы подтвердили, что художественные процессы, происходящие в России, по крайней мере отвечают состоянию современного искусства во всем мире. И что на нас уже не смотрят как на "русское чудо". Впрочем, есть и пример обратного.
"Давай-Davaj!" Надо думать, что такой образ все еще имеет спрос на Западе. Важно и то, что в среде самих наших художников по прежнему сильна перестроечная потребность выступать именно командой, волоча за собой хвост тех самых русских клише и фольклористски окрашенного китча. Однако подобная спекуляция на национальных отличиях очень часто - как и в случае с выставкой "Давай-Davaj!" - свидетельствует о невключенности в общемировой художественный процесс."  
ИРИНА КОРНЕЕВА. «Dawaj!» по-берлински. Выставка молодых российских худоников
http://www.rusmysl.ru/2002I/4394/4394index.html
"Ренессанс собственной физической оболочки — основная тема выставки. Напрочь лишившись каких бы то ни было идеологических установок, или, по выражению куратора Анны Матвеевой, «вследствие пропавшего вдруг общественного задания и партийного поручения предавшись радостному искусству разочарования», молодые художники обрели взамен — себя.
Весьма отрадно, что немецкий лексикон пополнился чудным, очень русским словом. Но трагическим образом именно название выставки «Dawaj!», почему-то интерпретируемое немецкой прессой как «Быстро-быстро!», обнажает ее изначальную инфантильную суть. Давай... А что, собственно, давай? Давай делать? А что делать? И с кем делать? А зачем делать, в конце концов? Очень хочется верить, что вопросы возникли не у меня одной. Ну а коли есть вопросы — будут и ответы. Подождем!"

Текучее-1. Леонид Ламм и актуальность старого анекдота.
Наверное, вам будет странно, друзья, слышать такие вещи от Ковалева, но я призываю уважать заслуженных художников. Вы посмотрите на Запад - там тридцатилетние пацаны уж ничего нового не делают - по штату не положено. А наши деды - все Новое Слово намереваются сказать. Есть предмет для гордости.
Андрей Ковалев. Гжелка для дяди Сэма
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/868/7/2
"Искусство, густо замешенное на метафоре, может самым удивительным образом, подобно тесту, выползать бесформенной массой из той посуды, в которую его поместили. Собственно, в этом и заключается великий исторический смысл русской эмиграции как места, где консервируются когда-то актуальные парадигмы общественного сознания.
А вот вторая эмиграция вывезла в "двойном дне" своих чемоданов только страх, ужас и депрессию. Но потоки времен неожиданно совмещаются, и возникает новая травма — когда обнаружишь, что травма от тоталитаризма никуда не делась, просто загнана в глубины подсознания. Но еще более серьезная травма возникает, когда из пояснений художника, который свою работу, как оказывается, посвятил всеобщей мании свержения монументов тоталитаризма в 1991 году, вдруг видишь, что и та, уже порядком позабытая история сама по себе была травматичной. Доктор сказал в морг, значит, в морг."
Антон Коровкин. Белой акации гроздья душистые...
http://www.gazeta.ru/2002/02/04/belojakaciig.shtml
" Тогда и там, во времена совка и холодной войны, его палатки из американских флагов и гжелевые доллары были действительно актуальными. Сейчас и здесь они ностальгически-трогательны, а в галерее, претендующей на исследование злободневности, как-то неуместны."
Вероника Гудкова. ГЖЕЛЬСКАЯ МОЛОДИЦА КАК СТАТУЯ СВОБОДЫ
http://www.ng.ru/culture/2002-02-02/8_gzhel.html
" Намеренное и изощренное искажение истины не только присутствует в этих работах, но и всячески подчеркивается.
Сочетания несочетаемых предметов и персонажей столь же причудливы, сколь причудливо слились лица судьбы самого Ламма. Архитектор, изгнанный из вуза за дружбу с диссидентами; соратник Кабакова и Соостера, философ и каббалист; зэк и лауреат кембриджского диплома за заслуги в искусстве. Человек, не лишенный чувства юмора, не может, пережив подобные метаморфозы в собственной жизни, удержаться от веселых инсинуаций на тему превращений."

Игорь Гребельников, Поклонникам гжели и колы. "Инсинуации" Леонида Ламма в Галерее Гельмана - "Коммерсантъ"
http://www.weekend.ru/print.cfm?publication=8824
" В общем, эти "инсинуации" – про встречу двух массовых визуальных культур: американской и российской. Немудрящий соц-арт, которым Леонид Ламм и прославился в США.
Считается, что с исчезновением СССР закончился и проект соц-арта, а поделками такого рода теперь торгует магазин "Мир новых русских" на Арбате. 
Свои нынешние "Инсинуации" Леонид Ламм выставляет вскоре после 45-минутного обращения американского президента к нации, которое, как известно, 77 раз прерывалось бурными аплодисментами. Сейчас принято сравнивать Америку Буша-младшего с брежневским Союзом. Искусство Ламма, выставленное в Москве, а не в Нью-Йорке, вроде бы подтверждает это соображение."

Вечное. Панов и Ромер взялись за Чечулина и Власова. И обоим понравилось!
Александр Панов. Толстый и тонкий. Дмитрий Чечулин. Александр Власов
.http://ej.ru/004/na_dniah/exhibition/archit/index.html
"Судя по фотографиям, и Чечулин, и Власов были этакими корпулентными старичками-добрячками, лучащимися профессиональным успехом. Но в воображении посетителя выставки они рисуются как два совершенно непохожих человека, по недоразумению живших в одно время и участвовавших в одних и тех же архитектурных конкурсах, вроде конкурса проектов Дворца Советов. Чечулин — герой картин Аркадия Пластова и фильмов Григория Александрова. Власов — интеллигент-отщепенец из карикатур «Крокодила». Холерик и меланхолик. Анакреонт и Алкман. Толстый и тонкий. Соединенные лишь столетним юбилеем и залами МуАра."
Федор РОМЕР. - Москва, которую мы не потеряли.- "АиФ"
 http://www.aif.ru/moskva/448/22_04.php
"Почему бы это не построить сообразно логике восстановления исторической справедливости? Открыли ведь выставку двумя годами позже, можно и дом возвести 70 лет спустя после подачи проекта.
С подлинно современными постройками в Москве беда, потому антикварное наследие здесь смотрится еще вполне актуальным.
И построй сейчас Комвуз или "Аэрофлот" такими, как они задумывались, - никто не удивится. Только редкая газета разразится статьей о растрате народных денег и мэрской гигантомании. Но это, знаете ли, про финансы, а не эстетику."

Мария Михайлова. МОНСТРЫ С ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА
http://www.vesti.ru/printed/1012910318.html
"Творчество обоих архитекторов дает возможность взглянуть на сталинскую архитектуру в исторической перспективе. Выясняется, что с высоты птичьего полета это явление выглядит еще более значительным, но и еще более противоречивым."

По бабкам. У Иовлевой в "Инкомбанке" сгорело 400000, зато "Юкос" будет поддерживать Эрмитаж в Лондоне
Елена Потоцкая. "Черный квадрат" наживы
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/868/3/1.html
"И если у Третьяковки сумма не очень большая — как сообщила Лидия Иовлева, в Инкомбанке у галереи был валютный счет на сумму около 400 тыс. долларов, — то у Пушкинского музея в Инкоме пропали средства, вполне сопоставимые со стоимостью "Черного квадрата" на внутреннем рынке."
Как утверждает Лидия Иовлева, о приобретении такого архива (Малевича) Инкомом ей известно из достаточно надежных источников. Тем не менее, по заявлению Александра Есина, это только слухи, и никогда подобный архив в собственности обанкротившегося банка не находился. 

Elizabeth Moody-Stuart. Russian oil money to support international culture. The Open Russia Foundation will award Ј10 million worth of grants
http://www.theartnewspaper.com/news/article.asp?idart=8713
"The Hermitage Rooms at Somerset House hope to be the first beneficiaries of a new international philanthropic foundation, funded by Yukos Oil, one of Russia’s biggest oil companies. The Open Russia Foundation aims to encourage cooperation between Russia and the West by awarding Ј10 million worth of cultural, educational and leadership grants worldwide.
Mr Khodorkovsky and Yukos Oil have already helped to fund the Hermitage Development trust, but continued financial support could not come at a better time, for the Hermitage Rooms are lacking funds to mount the next show after “French drawings and paintings from the Hermitage: Poussin to Picasso” closes on 3 March)."

Назначено. Шок от старого - Роберт Хьюгс будет куратором Венецианской Биенале. Насколько я понимаю, он работал корреспондентом "Таймс" в Москве, но никого из наших так и не заметил. Может, и ошибаюсь.
Australian art critic may curate Venice’s biggest show. Bob Hughes for Biennale?
http://www.theartnewspaper.com/news/article.asp?idart=8715
"The commissioner of the next Venice Biennale, in 2003, may be the Australian art critic Robert Hughes. 
Mr Sgarbi has made his dislike of much contemporary art well known, a traditionalism that has been confirmed by the appointment of stage designer Franco Zeffirelli as special advisor to the minister of culture for the arts and performing arts.
It is difficult to know, however, whether he could find enough art of which he approved to fill the Corderie and the Arsenale. Would he, like Gerard Regnier, commissioner in 1995 just throw in the sponge so far as the newest art is concerned and refuse to do that section? For the moment, Mr Hughes is waiting to see whether the Italian interest turns into action. The Biennale board has a tradition of waiting until about six months before the exhibition is due to open before it appoints a commissioner, which makes the job extremely difficult for whomever it might be."

Палп стадиз. Рыклин - это Сталин Сегодня, а неумолимая Шатских сделала Ошибку.
Михаил Рыклин. Пространства Ликования. Тоталитаризм и различие. - М., Логос, 2002, 275 стр. ISBN 5-8163-0026-1.
http://exlibris.ng.ru/lit/2002-02-07/1_five_books.html
"Материалом для сеанса социального психоанализа служат такие символы эстетики тоталитаризма как московское метро и павильоны ВДНХ, архитектурные утопии Шпеера и кино Рифеншталь. Аналитический взгляд скользит по примыкающим дискурсивным полям - Хайдеггер и Ясперс, образ немца в совлитературе от Фадеева до Сорокина, "Московский дневник" Вальтера Беньямина и художественный авангард первой половины ХХ века."
Андрей Крусанов. Письма Казимира Малевича Эль Лисицкому и Николаю Пунину. М.: Пинакотека, 2000. 40 с. Тираж не указан.
http://www.polit.ru/documents/469013.html
"Удивительная вещь: авангардные поэты и художники, жившие в 1920-х – 1930-х годах в Ленинграде, сохранили самобытность своей художественной идеологии и творческую независимость ценой ухода в художественное подполье. Достаточно назвать Матюшина, Малевича, Филонова, поэтов-обэриутов. Тогда как московские авангардисты тех лет (за исключением разве что Кручёных) в своём стремлении к широкой официальной деятельности, попытке остаться на гребне волны, неизбежно шли на компромиссы и постепенно сдали все идейно-художественные позиции. Не думаю, что давление власти в Москве было существенно сильнее, чем в Питере. Тут дело в различных стратегиях поведения под этим давлением. В Питере почему-то предпочитали отказываться от сиюминутной славы ради сохранения своей творческой независимости, а в Москве ради внешних атрибутов славы художник превратился в технического оформителя социального заказа.
Поскольку сама публикация писем Малевича рассчитана, видимо, всё-таки не на массового читателя, а на специалистов, следует признать, что уровень подготовки текстов к печати неоправданно занижен. Остаётся надеяться, что неточности ещё могут быть исправлены, если указанные письма будут опубликованы в составе пятитомного собрания сочинений Малевича. Пожелаем публикаторам не упустить этот шанс."


2. ВЕЛИКАНОВ.10 Подорога мрачнел. Философский семинар по проблемам вкуса в отеле "Марко Поло Пресня".

Для меня философия в обыденной жизни навсегда связана с такими атрибутами, как коммунальная квартира, чаепитие на кухне и мокрое белье, сохнущее над головами философов во время    диспута. Возможно, в моей голове сидят устаревшие стереотипы. Я даже знаю точно, каково их романтическое происхождение. Вот, например, хорошо известная фигура - Сократ, босой и в старом хитоне. А вот собака Диоген, который во время выступления любил устроить себе брейк и на глазах у всех испражниться или заняться мастурбацией. Кроме того, на мое сознание вредно повлияло общение с философской группой Анонсенс, которая превратила коммунальную квартиру в современный Ликей.

Посетив философский семинар "Вкус в философии и обыденной жизни", организованный фондом "Прагматика культуры", я понял, что мои представления сильно устарели. Событие происходило в конференц-зале гостиницы "Марко Поло Пресня" (бывшей гостинице ЦК КПСС), фешенебельные интерьеры которого не могли не повлиять на стиль высказываний участников в лучшую и благородную сторону. Семинар протекал спокойно, конфликтов не возникло, обсуждение было уравновешенным. Брейков было два - первый с чае- и кофепитием, а второй, по окончании семинара, - фуршет с изысканными напитками, салатами и шашлыком. Никто не мастурбировал. Для специальных нужд пользовались чистым туалетом.

Скорее всего я не прав в своей оценке и для современной философии как раз и характерна некоторая буржуазность. У меня сложилось впечатление, что кто-то хочет, так сказать, войти в интеллектуальный контекст, заплатив за это некоторую сумму. Но фактов у меня никаких, поэтому и обсуждать тут нечего. Тем более, в последнее время я слышу много нареканий в свой адрес по поводу моих интуитивных исследований: слышал звон, да не знает откуда он... ел шашлык, да ничего не понял...

Основной доклад делал Валерий Подорога. Я знаю, что он хотел провести этот семинар в своей мастерской. И знаю почему - скорее всего, у него были те же сомнения по поводу совместимости изысканного интерьера и философского диспута. Но устроители сказали, что в мастерской холодно. И были правы.

Не моя задача пересказывать доклад Подороги, хотя нельзя обойтись без некоторых ключевых моментов. Подорога начал с теории вкуса Канта. Отправной точкой рассуждений послужили кантовские: определение вкуса, как совместного восприятия чувства, понятие десубъективизации субъекта в суждении вкуса, а также невозможность эстетического суждения о явлении природы, как несоразмерного усилиям человека. В современном мире десубъективизация превращается в пассивность субъекта, восприятие которого задано (неважно, кем и как). Массовая информация - это явление, соразмерное явлению природы и поэтому эстетическое суждение о нем также невозможно. Такое явление можно назвать недочеловеческим, поскольку природа существовала до человека и ничего о нем не знает. Подорога отметил возможность создания картографии современных суждений вкуса, начиная с Фуко и его эстетики существования. К такой схеме можно было бы отнести искусство моды, искусство выживания (в нашей стране), существование "в риске" (имелось в виду слияние бизнеса и преступности, от себя замечу, а также философии и капитала).

Особой иллюстрацией к рассуждениям докладчика послужили события 11 сентября. И даже не столько как некое произведение, после которого радикальному искусству больше нечего делать, хотя этот факт тоже отмечался, сколько как пример того, что для восприятия современного потребителя важна мгновенность. Если для классического произведения искусства (причем под классическим можно понимать все, что было до 11 сентября) характерна длительность существования и медленность восприятия, то современная культура предлагает для потребления только шок. Достаточно одного взгляда на инсталляцию на выставке актуального искусства, чтобы понять, в чем дело. Голливудские фильмы пользуются взрывами и катастрофами для того, чтобы обозначать ключевые моменты восприятия. Вместе с тем, Подорога отметил, что события в Нью-Йорке так важны именно потому, что представлялись абсолютно невозможными. То, что было защищено, как казалось, эффективной системой защиты, оказалось необычайно уязвимым. А вот факт повторения, интерпретации события в средствах массовой информации не имеет особого значения, кроме психологических особенностей восприятия.

Я обратил внимание на высказывание докладчика по поводу того, что современный субъект "пассивизируется", а его заимствованные чувства активизируются, но нет причины эту активизацию субъективизировать. Я задал вопрос, в котором отметил, что есть замечательный пример, когда заимствованным чувствам придаются качества субъекта, - это религия, так почему же не рассматривать современный процесс "пассивизации" субъекта как аналогичный и не придать ему статус некоторой неосознанной религии? Подорога ответил, что такое представление возможно и оно опять же отсылает нас к некоторым рассуждениям Канта, но он этим не занимался. Тема религии вообще получила особое развитие в дальнейших докладах и обсуждениях.

Что же касается самих этих докладов и других высказываний, то их пересказ совершенно изменил бы обычный формат моих сообщений. Вероятно, можно надеяться, что материалы семинара будут размещены на сайте фонда. Могу только отметить, что в течение семинара ( с 12.00 до 16.30) Подорога постепенно, но непрерывно мрачнел, хотя по окончании семинара и поблагодарил всех выступавших.

Особо следует отметить присутствие в контексте семинара современного искусства. Заявленного "международного куратора" Мизиано не было, Никич не выступал, Деготь говорила о фильмах Уорхолла, медленность и длительность которых опровергает утверждения Подороги. Но зато на стенах конференц-зала висели картины до этого незнакомого мне художника Александра Пурлика, который решил быть постимпрессинистом в начале 21 века и подражать Сезанну, Гогену и другим старым мастерам. К сожалению, этот факт никак не был отмечен участниками семинара по проблемам вкуса. Зато прозвучало высказывание одного из представителей молодой актуальной художественной сцены, который утверждал, что в молодом возрасте проблем вкуса вообще не возникает и такие разговоры характерны только для старшего поколения. Большое ему спасибо за деликатность. Хотя можно догадаться, как это высказывание звучит в оригинале.

Вообще же, Подорога имеет большой авторитет среди актуальных художников. Когда-то он провел серию семинаров по проблемам телесности, что вызвало целый шквал радикального акционизма. Невозможно сосчитать все голые тела, членовредительство, публичные половые акты и прочее, что послужило вульгарным отзывом на высказывания философа, хотя, как мне кажется, тело имелось в виду совсем другое. Посмотрим, как теперь отреагирует актуальное искусство на проблемы вкуса... Но времена меняются. Возможно, все сведется к дегустации качественных вин в хорошо отапливаемых залах.

В заключение мне хотелось бы привести вариант гимна России, сочиненного неизвестным автором. Исполнять широко и торжественно, на музыку Александрова:

Делез, Деррида, Бодрийар, Подорога,
Фуко, Гваттари, Лиотар, Поль Де Ман,
Платон, Аристотель, Маркузе, Спиноза,
Дьердь Лукач, Клоссовски, Грамши, Витгенштайн!

Лотман, Успенский, Гуссерль, Адорно,
Павел Флоренский и В. Соловьев!
Тодоров, Кристева, Чомский, Хоркхаймер,
Хайдеггер, Барт, Леви-Строс, рок-н-ролл!


Андрей Великанов
11 февраля 2002


Фонд научных исследований ПРАГМАТИКА КУЛЬТУРЫ

второй междисциплинарный семинар в серии "Прагматические стратегии культуры"
ВКУС В ФИЛОСОФИИ И ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ

Частный фонд научных исследований ПРАГМАТИКА КУЛЬТУРЫ, основанный в 2001 г., представляет серию семинаров на тему «Прагматические стратегии культуры». В рамках первого семинара «Культура и деньги: второй универсум» 29 декабря 2001 г. состоялось обсуждение статьи-проекта Александра Долгина «Вторые деньги».

Исходным сюжетом второго междисциплинарного семинара «Введение в философию вкуса» является исследование одного из ведущих современных философов Валерия Подороги «Вкус. Аналитическая антропология «общего чувства»». Семинар продолжит серию дискуссий, посвященных философско-культурологическим, социально-экономическим и психологическим аспектам прагматики культуры, изучение которых является ядром научно-исследовательской программы Фонда.

В семинаре примут участие эксперты фонда «Прагматика культуры» - доктор философских наук Александр Доброхотов, доктор философских наук Леонид Ионин, кандидат филологических наук Ольга Вайнштейн, искусствовед, художественный критик и куратор Екатерина Деготь, кандидат философских наук Олег Аронсон, а также международный куратор, главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано, куратор Московского международного форума художественных инициатив Георгий Никич и другие приглашенные исследователи и специалисты.

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ВКУСА

Стремительные изменения в культурном и общественном пространстве на рубеже 60-70-х годов ХХ века, отрефлектированные в трудах ведущих философов (см. «Система моды» Ролана Барта, «Система вещей» Жана Бодрийара), отчасти связаны, по мнению В. Подороги, с заменой категории Прекрасного традиционной эстетики на категорию Возвышенного. В традиционной (нормативной) эстетике понятие Вкуса формировалось активным субъектом, «гением», производителем эстетического продукта, с одной стороны, и корпорацией ценителей, «светским обществом» - tout le monde, обладавших вкусом и способных понимать образцы прекрасного и выносить оценочные суждения – с другой. В обществе массовой культуры Образец перестает существовать так же, как и «гений» – субъект, активно формирующий культурную среду. Эстетика сегодняшнего дня реактивна – искусство призвано поражать/потрясать/ужасать. Bon ton и comme il faut отныне задаются с помощью маркетинговых технологий и СМИ, которые определяют, что в данном случае будет поставлено во главу угла – функциональность или роскошь, спорт или гламур, минимализм или многообразие. Традиционная эстетика апеллирует к вечности, в то время как современная эстетика эксплуатирует существующую психологию восприятия, играет на впечатлении.

Одно из ключевых утверждений «Аналитической антропологии вкуса» Валерия Подороги – отсутствие Вкуса у массового потребителя/зрителя. В массовой культуре, существующей за счет гетерогенности вкуса и его стандартизации путем закрепления в этой культуре определенных стереотипов, суждение формулируется через отсылку к мнению другого («Я чувствую через другого / как другой»). Потребитель в массовой культуре – будь его объектом культурный, элитарный продукт или продукт повседневного спроса – формирует свое мнение через другого и готов принять любые навязанные ему модели вкуса. По мнению философа, любые усилия по формированию образцов вкуса у публики являются лишь иллюзией, да и сама категория Прекрасного престала интересовать художников – их произведения подходят скорее под определение Возвышенного – нечеловеческого или сверхчеловеческого.

На неизбежно рождающиеся в ходе такого рассуждения вопросы – Возможна ли реставрация Вкуса средствами искусствоведения и художественной критики? Какой должна быть современная теория вкуса? Что такое «вкус толпы»? Влияет ли вкус на поведение потребителя на «рынке культуры»? И существуют ли механизмы формирования вкуса? – предлагается ответить участникам семинара в ходе обсуждения доклада В. Подороги и дискуссии по теме. Вторая часть семинара посвящена обсуждению прагматических характеристик вкуса в современной культуре.

Семинар состоится 9 февраля 2002 в конференц-зале отеля «Марко Поло Пресня». Время проведения – 12:00 – 16:00. Доклад и обсуждение 12:10 –14:00, дискуссия по теме 14:20 – 16:00. Адрес: Москва, Спиридоньевский пер., д. 9. Проезд: М. Пушкинская / Тверская. Просим Вас заранее аккредитоваться по телефонам: 502-9267, 502-9268 (Екатерина Лазарева, Вячеслав Прокофьев) или по электронной почте: pr@artpragmatica.ru

Краткая информация о фонде «Прагматика культуры».

Фонд «Прагматика культуры» создан в мае 2001 года.
Главной целью фонда является развитие новой области междисциплинарных исследований - прагматики культуры, понимаемой в самом общем смысле, как использование культуры для целей, которые не лежат в ней самой, и в то же время использование потенциала других областей для целей, лежащих внутри культуры.
Реализация этой задачи требует работы как в исследовательской плоскости, на стыке философских, социологических, экономических и психологических подходов и областей, так и в плоскости социальных инициатив и культурных программ.

Основные направления деятельности фонда:

Собственно научная деятельность (исследования в области культуры и искусства)
Издательская деятельность
Реализация образовательных программ
Проведение семинаров и конференций
Инициирование, поддержка и реализация инновационых проектов и программ (в том числе интернет-проектов) в области культурного потребления и художественной коммуникации.

Текущие проекты фонда:
29 декабря 2001 года в рамках цикла семинаров по философским основаниям прагматики культуры прошел семинар «Культура и деньги: второй универсум», исходным сюжетом которого стала статья-проект А.Б. Долгина «Вторые деньги» (ведущий семинара – проф. Подорога В.А.). На февраль – март 2002 года запланировано проведение очередных семинаров на темы «Введение в философию вкуса» (В. Подорога) и «Философия дендизма» (О. Вайнштейн).

- Реализуется коммерческая образовательная программа «Прагматика культуры».
- Формируется большая издательская программа Фонда, в том числе публикация серии работ западных авторов по социологии, психологии, экономики искусства, философии культуры, искусствознанию.
- Заключено предварительное соглашение о создании кафедры прагматики культуры на факультете прикладной политологии ГУ ВШЭ (декан – проф. Ионин Л.Г.).
- Достигнуто предварительное соглашение о создании Центра научных исследований центра совместно с факультетом гуманитарных и социальных наук Российского Университета Дружбы Народов (РУДН).
- Разрабатывается программа грантовой поддержки научных и образовательных проектов совместно с рядом ВУЗов.

Учредитель и президент Фонда «Прагматика культуры» - Александр Долгин.
Исполнительный директор – Эльза Талипова.
Директор образовательных программ – Елена Первакова.
Директор научных программ – Вячеслав Марача.
Директор по связям с общественностью - Вячеслав Прокофьев.
Руководитель информационно-аналитической службы – Тимофей Нестик.


Ведущие эксперты фонда:

Доброхотов Александр Львович, профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Руткевич Алексей Михайлович, доктор философских наук, заведующий сектором современной западной философии Института философии РАН – вице-президент фонда «Прагматика культуры».

Подорога Валерий Александрович, профессор, доктор философских наук, заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН.

Деготь Екатерина Юрьевна, искусствовед, критик, журналист.

Ионин Леонид Григорьевич, доктор философских наук, профессор, декан факультета прикладной политологии ГУ ВШЭ.

Контактные телефоны фонда «Прагматика культуры»: 502-9267, 502-9268.
Адрес фонда: Москва, Ленинградское шоссе, д.64, стр.3, оф.401.
E-mail: pr@artpragmatica.ru


3. Органайзер - #16.   Либерман отловила киноманьяков; Публичная порка критиков-фаллократов; Наступление соцреализма по всему фотофронту; Сталинофилия в отделах культуры НГ и Ъ; Авдей-иконоборец не рубил энкаустику>

Идеологии-3 Товарищ Цветков   высказался по поводу места интеллигенции в революционном процессе.
Текучее. Татьяна Либерман - "Киномания" против искусствоманов.
Вечное. Фаллократов Алексеева и Ромера - на конюшню и пороть, пороть и еще раз пороть.
Соцреализм-1. "Правда" МДФ и кадры "Коммерсанта"
Соцреализм-2. Чечулин и Власов, а также примкнувшие к ним Тарханов, Малинин и Ревзин.
Разное - белое и красное. Армянин-иконоборец, Абстракционизм без границ по Е.Деготь, реалистичная живопись (??!!) в ГТГ.
По бабкам! За "Davaj" дали полмиллиона дойчемарок.

Поздравление Учителю. Дмитрию Владимировичу вручили Президентскую премию. Хоть мы его все любим и без оной.
Мария Михайлова.
ПУТИН НЕ РЕТРОГРАД. 
"Дмитрий Владимирович Сарабьянов. Должен быть какой-то синтез - искусства интеллектуального, высоколобого, немножко непонятного, и все-таки некой пластики и живописи как таковой. Все-таки не может живопись исчезнуть, она не должна умереть, потому что это исконное начало искусства. Не может оно заглохнуть. А с другой стороны, там, где остается живопись, вот предположим, если взять нашу ситуацию, российскую, она обязательно хоть в какой-то мере или немножко старомодна, или замешана на салоне.
А насчет сегодняшних художников, я немножко боюсь засилия концептуализма. Не то, чтобы я плохо отношусь к Кабакову, он тоже очень интересный человек, интересный художник, но когда это все превращается в такой вид деятельности, который каким-то основам изобразительного начала и изобразительного искусства противостоит, мне это уже не очень улыбается."

Идеологии-3 Товарищ Цветков    высказался по поводу места интеллигенции в революции.
Правильно, товарищ Цветков! И все сознательные наемные работники, батраки, прикованные капиталистами к кибордам и клавиатурам, с вами, комарады. Только вот сначала предлагаю задуматься над очень важным вопросом - отчего это РЖ (сами-знаете-кто) вдруг заинтересовался левыми интеллектуалами? К добру ли это?
Алексей Цветков."Буржуй разговаривает!", или Адекватная идентичность гуманитария
http://www.russ.ru/culture/20020130_tsve.html
“Художником всегда при капитализме пользуются, ему бросают кость, потому что буржуа - это собственник, эксплуататор, нуждающейся в интеллигенции только как в обслуживающем персонале, оформляющем и украшающем мрачноватую реальность, навевающем "золотые сны", "расцвечивающем рабство" и т.д. Гуманитарий же снимает, пишет, сочиняет, анализирует, то есть он - наемный работник, вынужденный продавать системе свои возможности и результаты труда.
Новый адрес солидарности - наемный работник. Если гуманитарий ощущает себя не как богемный друг бизнесмена и не как довольный жизнью дизайнер банкира, а как наемный работник, которого наниматель использует в своих целях - искажая, упрощая, извращая, сводя на нет суть его творчества, - при таком самовосприятии, даже продаваясь, он будет чувствовать нарастающий внутренний протест.
С позиций левых, чтобы ожить и стать по-настоящему востребованным, гуманитарию необходима сегодня новая идентичность, а именно - роль носителя революционной альтернативы этому миру.”

Текучее. Татьяна Либерман - "Киномания" против искусствоманов.
Таня сделала хороший проект. Хотя, между нами говоря, очень уж скучный. Хотя, с другой стороны, кто обещал, что будет весело? Может, все ж пора уж привыкнуть, что хорошее современное искусство - это искусство довольно одномерное? В общем, признаюсь, что окончательно запутался. Что такое искусство? Кто ответит правильно, тот получит бонус. Но миллиардером не станет.
Андрей Ковалев Горькие пилюли
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/864/10/5
"Поэтому единственно адекватный отчет о хорошей выставке должен по стилистике совпадать с выступлением на научных прениях — "Опираясь на критерии пустотности Малевича — Монастырского с поправками Наумана — Вайолы, Либерман произвела замеры релевантности поля между началом и концом эстетического переживания". Вот тут-то и запрятана причина, по которой современное искусство считается "непонятным". Ничего непонятного нет. Все просто, но неприятно с непривычки, когда вместо того, чтобы доставить эстетическое наслаждение, художник всовывает зрителя в экспериментальную установку. С другой стороны, следует признать, что в отличие о "фабрики грез", смысл существования которой только в манипуляции общественным сознанием и бесконечном промывании мозгов, художник поступает намного гуманней, предлагая вместо бесконечного экстаза лишь горькие пилюли."
Вероника Гудкова. БЕСКОНЕЧНОЕ НАЧАЛО БЕСКОНЕЧНОГО КОНЦА. Выставка "Киномания" Тани Либерман позволяет зрителю увидеть собственное кино о самом себе
http://www.ng.ru/culture/2002-01-30/8_beginning.html
"Таким образом, каждый пришедший на выставку ценитель, достаточно развивший свое воображение, волен "заинсталлировать" в произведение Тани Либерман свою собственную жизнь и получить редкую возможность просмотреть ее заново с начала до конца на двух больших экранах в постановке всех лучших режиссеров известнейших мировых киностудий со всеми звездами во всех ролях. Лучше заранее наловчиться одновременно смотреть и вперед, и назад, и в начало, и в конец, и в прошлое, и в будущее. Это, правда, грозит астигматизмом, но при большом желании и определенной сноровке вполне возможно."
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Боязнь пустоты. Видеоинсталляция Татьяны Либерман “Киномания” в галерее XL
http://www.vremya.ru/cgi-bin/print/2002/16/10/27829.html
"Татьяна Либерман любит такие “моменты истины”. Снимая покровы, открывая сущности, она ищет не истину или красоту. Ее интересуют подлинные переживания, то, что принадлежит только одному-единственному человеку. Не мимолетные эмоции, возникающие при просмотре фильма, а то, с чем человек живет, никому не показывает, скрывает в темноте. Либерман умеет бесстыдно обнажать чувства и расчетливо их прятать. В “Киномании” она провоцирует странные галлюцинации, настаивая на их подлинности реальностью двух светящихся экранов и самым фальшивым доказательством на свете -- компьютерным монтажом."

N.B. В интернетшке ничего почти про Таню не нашел, кроме одной веселой белорусской статейки -   
Нелли БЕКУС. Соматическая идентичность. Фотографические поиски
http://photoscope.iatp.unibel.by/critic5.html
" В работах Т. Либерман зеркало, которое не только отображает но и трансформирует оказывается в роли самодовлеющего контекста -- то есть контекста, в котором исчезает первоначальная форма, целостность, и, как следствие, сама соматическая объектность. Взамен нее на фотографиях возникают новые формы реальности, которые лишь генетически и исторически связаны с телом. Тело оказывается в роли "прошлого", вынесенного за скобки, точнее -- за кадр."

Вечное. Фаллократов Алексеева и Ромера - на конюшню и пороть, пороть и еще раз пороть.
Античеловеческие и антигуманные московские критики не считают женщину за художника. Вы только почитайте, что такое гонят эти разнузданые фаллократы. Считайте данный раздел органайзера материалами, прилагаемыми к доносу, который я уже отправил в Мировую Феминистическую Закулису. Восстановить почитание Фаллической Матери поможет только публичная порка. По сто ударов хлыстом Алексееву, Ромеру и Панову, десять - Боде (чтоб знал) и один Ларичеву (чтоб впредь боялся). Поговаривают, что исполнять приговор будет сама Камилла Палья. 
Никита АЛЕКСЕЕВ. КУРИЦА – ПТИЦА
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=10608&chapter=12
"Кому-то не хватит дремучего ужаса в духе Ефанова, Иогансона и Вучетича, кто—то затоскует по нервному тику Древина или по шелушащейся тоске Фалька. 
А закат советской эры – тоска. Здесь все были придурками. Особенно те, кто пытался заниматься натоящим искусством в насквозь прогнившей идеологии и в противоестественной «человечности» искусства, делаемого «для себя», но показываемого на зональных выставках МОСХа или мероприятиях вроде «Молодежь СССР».
Много чего есть: и старослужащие в воняющих гуталином сапогах, и салаги, мечтающие как можно скорее стать дедами. В общем, казарма. Причем – добровольная.
Курица по всем биологическим показателям безусловно является птицей. Третьяковская галерея, несомненно, есть национальный музей. Ни с тем, ни с другим спорить не имеет смысла. Но добавлю: национальный музей Государственная Третьяковская галерея упустил возможность сделать не просто хорошую, но и умную выставку. Пока ГТГ сообразит об упущенном, Россия снова опоздает на важный кусок времени, который будет впоследствии трудно переварить.
А если меня назовут после всего написанного male chauvinist pig – значит, заслужил. Хотя биологически я от свиньи несколько отличаюсь."
Федор Ромер. Почему не было великих художниц?
http://ej.ru/003/art/02vystavka/index.html
"Сравнивать искусство близких родственников сам бог велел. Результат получается интригующий: сквозь призму творчества сестер, дочерей и жен по-новому смотрится творчество братьев, отцов и супругов. Однако можно, наверное, подобные сравнения осуществить и в более общих масштабах «мужского» и «женского» искусства вообще, причем задаваясь целью определить особенности именно «мужского». Вот один из возможных сюжетов выставки. К сожалению, потерянный.
Интеллектуальная новация опущена в нижние залы, занятые актуальным искусством. Подобного рода искусство вполне самостоятельно. Его интеллектуализированное пространство вытягивает весь проект и дарует ему — так и быть! — концептуальную твердость. Феминизм — не феминизм, но «продвинутые» художницы рубежа XX и XXI веков демонстрируют свежие и передовые ходы. При этом интереснее всего опять «женские» проекции на «мужское», в данном случае осуществленные. Игра сексуальными кодами и различиями."
Михаил Боде. Diary-38. 8 марта в январе
www.russ.ru/culture/vystavka/20020129_bo.html
"Что хотели сказать этой выставкой третьяковцы, не слишком ясно. По виду она напоминает эдакую смесь из экспозиций: 1) древнерусского ДПИ (пелены, "воздухи", плащаницы, покровцы, расшитые в "царевых мастерских"), 2) малоизвестного антиквариата XIX века (картины первых художниц-эмансипе, а также жен и сестер известных художников), 3) "амазонок авангарда" (без них нельзя), 4) "Советская женщина - Советской стране" издания 1930-60-х годов и ежегодной на протяжении 1960-80-х мосховской "К 8 марта" (вот без них можно было и обойтись), и, наконец, 5) художниц-феминисток, часто демонстрирующихся в московских галереях современного искусства. 
С "перестройкой" и последовавшими либеральными поблажками девушки-художницы (именно девушки, дамы не перестроились) разговорились. Что и понятно: феминистское искусство - пропуск в западный арт-мир, признак цивилизованного общества. Давайте лелеять женское искусство - прослывем цивилизованными!"
Егор Ларичев. Есть женщины в русских музеях
http://www3.expert.ru/expert/current/data/novkult2.shtml
"Однако, поскольку ГТГ специализируется в основном на живописи, именно последняя оказывается ядром экспозиции. И как раз живопись вскрывает главный парадокс, с которым сталкиваются искусствоведы и просто зрители, пытающиеся различать искусство по половому признаку.
А попытки современных художниц - вроде Маши Константиновой, вышивающей "черный квадрат" Малевича на подушечках, - создавать "женское" искусство оказываются только на руку тем, кто утверждает, что женщинам место в семье и на кухне. Хотя гениев и среди мужчин-художников тоже немного, что еще раз доказывает, что искусство делится не на мужское и женское, а на искусство и все остальное."

А вот как следует писать о женском, дабы не быть выпоротым:
Андрей КОВАЛЕВ. Женского искусства нет. Но выглядит оно соблазнительно
http://www.fr.ru/Arhiv/2002/03/69.html
"Своим "женским проектом" - выставкой "Искусство женского рода" в залах на Крымском валу - ГТГ пока выступает в качестве пассивного фигуранта новой акции мировой феминистической закулисы.
Современная художница вовсе не нуждается ни в особой эмансипации, ни в доказательстве собственной исключительности. Героические современницы болеют за общее дело - под видом "женского" они протащили в стены самого консервативного музея контрабанду: актуальное искусство." 

Соцреализм-1. "Правда" МДФ и кадры "Коммерсанта"
Фотография - самая возмутительная ложь на этом черно-белом свете. У нас и наступил полный    соцреализм - а мы как бы и не замечаем. "Коммерсантъ" - это газета "Правда" раньших времен. Что такое МДФ - даже и сказать не могу. Но получается ведь красиво у Ольги Львовны. Даже сразу не поймешь, в чем подстава.. Но страшно как-то от этого нечеловеческого фортиссимо. 
Тихон Игнатьев. МЕДИАМОСТ. Фотография с борта горизонтального эскалатора
http://www.ng.ru/culture/2002-01-31/8_media.html
“Человек с камерой безжалостен, а куратор тем более - ведь в жанре общественно-политической, первополосной фотографии экспрессия, золотой телец фотоискусства, тождественна умной и достойной, но от этого не менее злой, иронии. Которой, чтобы показать любого короля голым, достаточно показать его как он есть.”
Ольга КАБАНОВА. ОТКРЫТИЕ ЗУБНОЙ КЛИНИКИ ОТМЕТИЛИ ФОТОВЫСТАВКОЙ
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=13658
“В Московском центре искусств при большом скоплении известного народа открылась очень маленькая выставка фотографий Михаила Королева "Последние игры детства". Этим фотопроектом петербургская Медицинская ассоциация МЕДИ отметила появление в Москве своей стоматологической клиники.
Клинику в столице, где рынок и так ломится от стоматологических услуг мировом уровня, МЕДИ открыла, очевидно, в расчете на новых москвичей - недавних петербуржцев, привыкших к услугам своих дантистов.”
Галя АННИ. ЛЮБИМЫЙ ГОРОД МОЖНО СНЯТЬ СПОКОЙНО.  - Утро.ру
http://www.utro.ru/articles/2002013001375758977.shtml
"Вот наш коллега, журналист из Газеты.Ру, отметил, что правды жизни на "Серебряной камере" – наркоманов, бомжей, милиционеров, притесняющих кавказцев, – в фоторепортажах маловато будет. Согласимся. Маловато было. Может быть, если кто-нибудь организует специальный конкурс – "Скрытая камера" или "Голый объектив", то правды наснимают – от души. Если, конечно, найдется спонсор."
Сергей Хачатуров. Мир телепузиков. На мосту “Багратион” прошел смотр лучших кадров “Коммерсанта”
http://www.vremya.ru/cgi-bin/print/2002/17/10/27957.html
“Фотохудожник чутко реагирует на жизнь, ее сложность, непредсказуемость, многомерность и красоту. Фоторепортер иллюстрирует принятый стереотип восприятия этой жизни. Смотришь на классные снимки фотокоров “Коммерсанта” и не понимаешь, что было вначале: гримасничающие чиновники или их пластиковые двойники из программы Шендеровича “Куклы”. Люди искусства в такую одномерную картину мира телепузиков ну никак не вписываются.”
Кадры в цвете Выставка Фотоагенства ИД “Коммерсант” - Weekend.ru 
http://www.weekend.ru/print.cfm?publication=8789
"В фокусе фотоагентства – история в лицах. 
В выставочную экспозицию вошли снимки фоторепортеров агентства ИД “Коммерсантъ” , сделанные в переломный период русской истории на границе старого и нового тысячелетий."
Дмитрий Суходольский. Фокус не удался
http://www.gazeta.ru/print/2002/01/30/fokusneudals.shtml
"Сначала в МДФ залили московскую повседневность шоколадом – открыли выставку, посвященную очередному конкурсу «Серебряная камера». На ней масштабно и очень по-лакейски были запечатлены вечерние огни золотой-дорогой столицы, человеколюбивые подвиги градоначальства, серебро бороды Солженицына и прочие светлые стороны хорошо отполированной действительности.
Обилие уродств превратило выставку в какой-то человеконенавистнический эксперимент в формате маленькой эпатажной галерейки.
Не хватало только лозунга: «Мы эстетизируем уродство, потому что мы сами – уроды!».
Зато посмотреть на кривую рожу русской жизни, отраженную в кривом зеркале самой успешной российской газеты, можно совершенно бесплатно."
Никита АЛЕКСЕЕВ Женщины и другие
(N3 от 29.01.2002)
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=10608&chapter=12
"Философский сквозняк в показываемом на «Серебряной камере», впрочем, имеется. Большинство фотографий – безлюдны. Люди есть, но они выглядят эфемерными, летучими телами, гоняемыми ветром по жестко структурированной Вселенной. Нет застывшего в безграничном риторизме стремления «рассказать всю правду»; как и не видно желания кого-то чем—то соблазнить или нежно обернуть мир в жеваную бумагу психологизма. Люди – отдельно, гранитные котлеты – в стороне. Можно, конечно, представить, что жюри, состоящее из совсем разных, но знающих толк в фотографии людей, волюнтаристским образом умудрилось из двадцати сотен принесенного выбрать именно это. Такая прихоть уже показательна. Но скорее всего фотографы и без судей чувствуют нерв времени и видят, до какой степени сейчас человек похож на ангела или на беса, не имеющего образа.
Так что – идите смотрите."

Соцреализм-2.    Чечулин и Власов, а также примкнувшие к ним Тарханов, Малинин и Ревзин. Соцреалисты настоящие у людей тонких теперь вызывают бурю самых сложных эмоций. Вопрос только в том, что с нами происходит, если на довольно замухрышистую выставку без какой-либо научной или концептуальной базы накинулись с таким аппетитом лучшие архитектурные умы наших дней. Даже Леша Тарханов оторвался от своего начальственного стола в "Ъ". Что происходит, ребята? 
Григорий Ревзин. Темная мечта. Две выставки в музее архитектуры.
"Коммерсантъ", 25.01.2002
http://www.archi.ru/press/revzin/komm250102.htm
“Когда здания столь органично вписываются в общий дух времени, то кажется, что время производит их самостоятельно, без помощи архитектора.Автопортрет “V самовара я и моя Манька”. Это лицо из рассказов Зощенко, из Платонова. То, что советский, сталинский архитектор видит себя самого так, подвергает такой деструкции, режет как бритва. Появление этого лица образует фантастически заряженное поле, на одном конце которого — сталинский рай, на другом — человек огромного таланта, который сам себя видит как деклассированного алкаша. Ты не понимаешь, что ему, собственно, виделось, когда он строил сталинский рай, как он это себе представлял.
Но понятно, что именно так и должен был выглядеть сталинский рай в грезах платоновского персонажа.”
Алексей Тарханов. Крупный советский зодчий. Рядом с выставкой Александра Власова – выставка "Архитектор Чечулин" -  , "Коммерсантъ",    26.01.2002
http://www.weekend.ru/art/news.cfm?id=8FE3DBF7-700D-428E-9885-46CDA07BED2F
"Чечулин несомненно, зодчий, то есть не забубенный проектировщик, а архитектор-начальник. То есть, как подобает настоящему зодчему, был он настойчив. И еще был памятлив. Когда окончательно похоронил несчастный проект своего соперника Иофана, залив зияющие фундаменты Дворца Советов водами бассейна "Москва". Он бы с легкостью и храм на этом же месте построил, но, увы, не дожил.
Зодчий понимал правильное обхождение, этому нынешним учиться и учиться. Вот на перспективе с Домом Советов РСФСР, которую носили главному архитектору Москвы Посохину на утверждение, изображена (пусть на заднем плане, но внушительно) высотка на площади Восстания, произведение оного же главного архитектора. Заметим, не здание СЭВ того же Посохина, а именно высотка, полученная когда-то Посохиным из рук царившего в то время в Москве Чечулина."
Николай Малинин. СОН В ЗИМНЮЮ НОЧЬ. Архитекторы Власов и Чечулин знали, как надо. Но не могли
http://www.ng.ru/culture/2002-01-26/8_sin.html
"Едва ли мемориальные выставки в Музее архитектуры (Бурова, Посохина и только что открывшиеся - Власова с Чечулиным) преследуют цель "возвращать забытые имена" (их все равно не запомнят), а уж тем более - реабилитировать эту архитектуру (на Посохина адвокатов не напасешься). Это скорее выставки-провокации: вот какая у нас была плохая архитектура. И если выставка, скажем, Жолтовского позволяет говорить о трагедии (как власть ломала классика), то нынешние "столетники" (включая оставшегося без выставки Гегелло) лишены и этого сюжета.
Поражает, пожалуй, именно отсутствие стержня. Взять Чечулина. Наземный павильон метро "Динамо" - прекрасное ар деко, радиальные "Киевская" с "Комсомольской" - хороши, да и "Пекин", несостоявшаяся "высотка", при всех ее очевидных диспропорциях вполне держит площадь. Но вот та же рука сажает в Зарядье гроб "России".
Велимир Мойст. Хорошо, что не построили
http://www.gazeta.ru/2002/02/01/horoso4tonep.shtml
"Первый тяготел к величественному классицизму, второй питал пристрастие к ландшафтной архитектуре. Каждый мог сделаться художником с собственной манерой, но тоталитарному режиму индивидуальные искания противопоказаны. И честолюбивые зодчие, засучив рукава, принялись колебаться вместе с линией партии.
Все они в музыканты годились, но музыку заказывало высшее руководство. Власть главного столичного архитектора была огромна в глазах рядового проектировщика, но стоило, например, товарищу Сталину нахмуриться – и летели в корзину многомесячные наработки. Циклопические сооружения путешествовали по карте столицы словно фигуры по шахматной доске. Были несомненные удачи, но, бродя по залам, то и дело радуешься: как хорошо, что это у них не вышло; как здорово, что до того дело не дошло… А вот нынче планы реализуются с пугающей неукоснительностью. Прежним зодчим постоянно что-нибудь мешало, для сегодняшних – не существует препятствий. Москва хоть и красавица, но нет предела совершенству."

Разное - белое и красное. Армянин-иконоборец, Абстракционизм без границ (Е.Деготь), реалистичная живопись (??!!) в ГТГ.
Иван Либеров. МЕРТВЕЦЫ ДЛЯ МОЛИТВЫ. Спор идолопоклонников и иконоборцев может продолжиться в Пушкинском музее
http://www.ng.ru/culture/2002-01-29/8_deadmen.html
"Авдей Тер-Оганян - не первый. Сначала были византийцы. Как на трон басилевса садился армянин или сириец, начинали крашеные доски крушить по всей империи. Авдей, напомню, перебил как-то в Манеже религиозные картинки. После этого ополчились на него со всех сторон мелкие ортодоксы. И сбежал Авдей в страну Чехию.
Авдей был одинок. У него не было ни внятной стратегии, ни правильного обоснования своих действий. А иконоборцы знали, что делать - уничтожали идолов. А потому довольно мало ранних икон дошло до наших дней. Порубали их в мелкую щепу."
Михаил Боде/ "Абстракцию развивать больше некуда"
Мы завершаем обсуждение выставки "Абстракция в России. XX век", развернутой в Русском музее. Русский Журнал 
www.russ.ru/culture/vystavka/20020128_bo.html
Екатерина Деготь - "Вообще-то, такого разграничения между абстракцией и неабстракцией в русском искусстве не существовало. Это разграничение - плод "холодной войны". В 60-е годы думали, что тоталитарное искусство фигуративное, а демократическое искусство - абстрактное. В русском искусстве это было совсем не так. Самые интересные художники - это те, у которых не было такой границы: например, Ларионов, тот же Филонов, или Кандинский, или Шварцман, или тот же Михнов-Войтенко."
Леонид Лернер  "Мне же показалось, что русская или советская абстракция шла по пути выхолащивания идеи самой абстракции. Я имею в виду, что вещи из последнего зала выставки очень похожи на вещи из первого зала. Никакого развития мысли тут нет. Есть технические достижения весьма сомнительного свойства (это о современности)."
Елена Журавлева. В Третьяковской галерее открылась выставка реалистичной живописи. РИА "Новости" 
http://www.rian.ru/rian/intro.cfm?nws_id=61164
"В рамках пятого рождественского фестиваля искусств "Россия православная" в понедельник в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка реалистичной живописи. Экспозиция проходит по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.
Картины Анохина, Смирнова, Каверзнева, Третьякова посвящены русской природе, простым людям. Светом добра веет от полотен с изображением православных церквей.
По словам Смирнова, "все чувства можно выразить языком классической живописи - неправда, что все уже сказано"."

По бабкам! За "Davaj" дали полмиллиона дойчемарок.

Евгения КИКОДЗЕ. Прокламация российской дикости
http://www.vremya.ru/2002/18/10/28073.html
Анатолий Осмоловский "Основной пафос его выступления заключался в том, чтобы представить дикость в качестве феномена культуры. Все это было очень неубедительно, а само название “Давай!” вообще находится за пределами добра и зла. И концепция была совершенно неразработанной: как можно в двадцати трех участниках представить не Москву, не Питер -- всю Россию?! Полная хаотичность и фрагментарность -- такое было впечатление от выставки. Работы друг с другом не перекликались, они были созданы в разных техниках, на разные темы."
(Шабуров) "Никакой концепции на самом деле не было. Была просто бумажка, в которой весьма эмоционально заявлялось, что кураторы хотят найти неизвестное доселе российское региональное искусство, художников из провинции, живущих по каким-то своим законам и в своем измерении, не ориентируясь на какой-то западный контекст.
 К примеру, почему сибирские художники остаются жить в Новосибирске, а в Свердловске художников почти не осталось? Потому, что там нет отделения Фонда Сороса, а в Новосибирске -- есть!"

В немецком яху набрал слово "davaj", и узнал, что берлинская горадминистрация дала полмиллиона марок. Прочем, по германски я очень плохо ферштеен, так что если что не так, прошу меня поправить:
"Die Berliner Festspiele erhalten 710 000 Mark fur das Gastspiel der Kun-Oper aus Shanghai im Juni sowie eine halbe Million Mark fur ihr Ausstellungsprojekt «Davaj, Moskau!» im Dezember.
http://morgenpost.berlin1.de/archiv2001/010428/feuilleton/story416493.html
Вот тут еще Дмитрий Барабанов откликнулся на мои, довольно смутные, по правде говоря, рассужденяи о "русиш идиотиш циниш, радикален":
“Действительно, трудно понять (а уж аршина для того, чтобы измерить и вовсе никакого не хватит!) особую привлекательность русского мазохизма как доминантной черты национального характера. Невозможно себе представить Маурицио Каттелана, подобно Лаокоону истерично выпутывающегося из объятий удушающих спагетти. А у нас ничего, валенок на голову и вперед... Какое-то неизбывное экзистенциальное отчаяние.”
http://guelman.ru/culture/index.html

И точно, неоколониалиствкое по своей сути требование идентичности ставит нас в весьма двойственное положение. Тигры в цирке тоже то злобно рычат, то прыгают через горящее гольцо. Но слеудет понимать, что на волю, в пампасы, нам уж никогда не вырваться, даже если съедим дрессировщиков. Извините, Митя, что перехожу на личности, но в этот цирк попал еще ваш папа. Я вас немного старше, но запаха свежей крови не помню. Что делать - непонятно, но от рассуждений о идентичности мне лично хочется выть на луну.


4. 1 и 2 марта, 19 апреля 2002 в Лондоне, в театре Sadlers Wells' Lillian Baylis Агентство The Arts Catalyst представляет Программу ARTISTS & COSMONAUTS - The New Futurists (Художники и космонавты - новые футуристы).
2 марта в рамках программы премьера фильма Андрея и Юлии Великановых "Универсальный заменитель" ("Universal substitute"), а также выставка "Свидетельство" - советские газеты от 12 апреля 1961 года. Среди других российских участников - Михаил Рыклин, Анна Альчук, Маша Чуйкова, космонавт Сергей Крикалев.


5. Интересное.

***
15 февраля Гете - Институт, Центр искусства и медиатехнологий в Карлсруэ (ZKM), Государственный центр современного искусства представляют программу "Update 2.0" ("Медийное искусство сегодня"). Куратор: Рудольф Фриллинг (ZKM).
Презентацию проекта проводит участник программы, медиахудожник и куратор Андреа Цапп - 15 февраля, в пятницу, в 16.00 в выставочном зале ГЦСИ "Мансарда". "Update 2.0" является актуализированным выпуском пакета "Медийное искусство сегодня". "Update 2.0" посвящен истории медийного искусства в Германии и разработан в рамках совместного проекта Гёте-Института и Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ (ZKM) как каталог художественных произведений, созданных с 1997 по 2000 гг. на видео, CD-Rom и в Интернет. Этот амбициозный проект Гёте-Института был инициирован и во многом разработан Норбертом Шпитцем как уникальная коллекция немецкого мультимедийного искусства. Параллельно "Update 2.0" выпущены два CD-Rom-а, тексты представлены на немецком, английском, испанском и французском языках.
ГЦСИ: Зоологическая, 13 (метро "Баррикадная"). 254-0622, 254-0674.
***
До 5 мая в Берлинском Гугенхайме "Bill Viola: Going Forth By Day" - выставка одного из наиболее интересных современных художников, работающих с видео. Видео и саунд артом Виола занялся еще в начале 70-х, учась в нью-йоркском университете Сиракузы>
***
До 2 июня в Амстердамском Van Gogh Museum выставка "Ван Гог и Гоген". Их взаимоотношения и взаимное влияние, в первую очередь в 1988 году в Арле  - важнейший аспект этой беспрецедентной по успешности выставки. В Штатах ее посетило более 700 тысяч человек. В Амстердаме ожидается не меньше>
***
До 5 мая  Британском Tate "Closer" Гудвина, работающего с компьютерными изображениями и видео. Его техника адеватна психофизическим дискурсам в урбанистической среде>
***
28.02-4.03 Artexpo - Нью-Йорк>
***
С 16 февраля по 15 марта в галерее 259 Flat   будет проходить выставка фотографий "Память о Вавилоне" художественной группы Agey Tomesh при участии музыканта Алексея Тегина. На выставке будет представлен экспериментальный фото-проект под названием "Несуществующие вавилонские фрески". Стертые образы на камнях, найденные археологами на местах древней империи Вавилона, ясны и неизгладимы в мистической и единой памяти мирового искусства. Никогда не существовавшие, или некогда существовавшие фрески на стенах вавилонских храмов запечатлены на больших фотографиях, подлинных документах, и в то же время фантастических произведениях искусства.
Адрес Галереи 259 Flat: Москва, ул. Долгоруковская 2, м. Маяковская, тел. 9782212, 9784400 Галерея 259 Agey Tomesh адрес: Москва, Тверская, 12-259 тел.: 229-3222, 9792275>
***
13-19 февраля международная ярмарка ARCO 2002. 100 испанских и 150 иностранных галерей. 52 галереи участвуют в специальных кураторских проектах. Интересен проект архитектурного дизайна самой ярмарки (Vicente Salvador)>
***
С 14 февраля в московской галерее XL "Железная муха" Игоря Макаревича>
***
В Москве, в Государственном выставочном зале Манеж выставка "Искусство Испании: 1977-2002". В экспозиции представлены избранные работы двадцати пяти художников из коллекции Музея современного испанского искусства в Вальядолиде.
***
Коммерческие списки адресов: галереи, музеи, консультанты, коллекционеры etc - от 50 до 1000 долларов>


СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ.
В ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO
Пополнение 3-4 раза в день.

Андрей Ковалев
Андрей Великанов
Сергей Тетерин    
Юрий Пластинин

*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное