Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Новости Искусства@ARTINFO
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc)
Органайзер Андрея Ковалева,
Не добрый и требовательный Андрей Великанов,
Сергей Тетерин Ньюс

http://www.artinfo.ru/ru/news
Ведущий рассылки - Юрий Пластинин.
16.01.2002

N 71, 2001  

В 71-м номере НовостейИскусства@ARTINFO:

1. Музей Гугенхайм  анонсировал финалистов Hugo Boss Prize. Уже изрядно покочевавшие по европейским и американским выставкам и фестивалям финалисты работают с видео и инсталляциями >>

2. Великанов.09 Его превосходительство любил левые дискурсы и брал гранты или Манипулирование как искусство - часть 2. Иосиф Бакштейн: "...где-то идет большая жизнь, делятся большие деньги, но я к этому не имею отношения. И от этого становилось и грустно и легко: не нужно думать о помещении капитала, но если вдруг кто-нибудь что-нибудь подарит, или денежки сами собой притопают, то тоже неплохо" >>

3. Папа поп арта - это хорошо, особенно когда его много, но  "лучший художник среди музыкантов и лучший музыкант среди художников" интересней   >>

4. Интересное отовсюду - оптические фокусы старых мастеров; актуальная живопись 1992-2002 представляет ММВБ или наоборот; женщины в визуальной культуре - выставка и конференция; Mediateka-2002; рынок современного искусства >>

*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news ***


1.  Музей Гугенхайм   анонсировал финалистов Hugo Boss Prize 2002 (Guggenheim Museum - Hugo Boss Prize 2000 - Marjetica Potrc), обладатель которого получит $50,000. Премия, учрежденная самим Хюго Боссом, вручается раз в два года по решению жюри, состоящего из 6 авторитетных кураторов.
Финалистами 2002 как и в 2000 году стали художники среднего возраста - от 27 до 42 лет, работающие с видео и инсталляциями:
Francis Alys -   из Антверпена, однако живущий в Мехико. Видео, перформансы. The Thief (скринсейвер) - веб-проект Dia центра. Скринсейверное искусство.
Olafur Eliasson - родившийся в Копенгагене, a  живущий в Берлине. Инсталляции и фотографии.
Hachiya Kazuhiko + - Токио. Уже лауреат множества премий, например Philip Morris Art Award в 1998.
Pierre Huyghe - француз, представлявший Францию на прошлогодней Венецианской биеннале и получивший приз за музыкально-световой проект, участник Манифесты2, Стамбульской биеннале etc etc.
Koo Jeong-a - из Сеула, но живущий в Париже. Инсталляции в духе Дамиана Херста: аспирин, карандаши, монетки. The Walker Art Center. Работа 97 года.
Anri Sala - албанец, живущий в Париже. Обладетель приза молодому художнику  Венецианской биеннале за поэтичность видео инсталляции. Medi@terra 2000 etc etc.
В мае в музее Гугунхайма будет выставка номинантов. А в 2003 году - выставка победителя.


2.  Его превосходительство любил левые дискурсы и брал гранты или Манипулирование как искусство - часть 2.

Не все так плохо, как кажется на первый взгляд, - так закончилась первая часть статьи "Манипулирование как искусство". Разговор шел о том, что искусство бессильно при попытках работать с современным информационным миром. Несколько жалких экспериментов с архетипами массового сознания иллюстрировали этот факт. Между тем есть персонажи, которые безусловно принадлежат к миру современного искусства и довольно хорошо овладели практикой информационного манипулирования. К ним относится такой известный куратор, как Иосиф Бакштейн. Вообще его быстрый взлет на российской и международной сценах в конце 80-х годов во многом был основан на возможности получать информацию, в частности, из зарубежных журналов по искусству. А умение адекватно интерпретировать эту информацию, наладить необходимые контакты, организовать серию актуальных проектов, - все это способствовало тому, что Иосиф Маркович стал одной из наиболее важных фигур на московской арт-сцене. Но та же информация сыграла с ним злую шутку в конце 90-х. Почва ушла из-под ног, пришлось хвататься за что попало и чем попало, чтобы не упустить завоеванное влияние. Информационный мир вообще образование сложное, а когда дело касается тончайших и эфемернейших флюидов сферы искусства, то сложность умножается многократно. Из тех самых западных журналов по искусству и философии в Россию хлынул поток французского постструктурализма, одним из основных положений которого является невозможность объективного восприятия действительности здесь и сейчас, о чем так ясно говорят сами термины - внеличностные структуры, трансцендентальное означаемое, неструктурное в структуре. В этом контексте художнику и его другу куратору самое время попробовать смотреть на мир не своими глазами, не своим сознанием. Воля личности всегда имеет тоталитарный привкус, а порочность тоталитаризма сегодня очевидна.

Почему же Бакштейн (как и многие другие кураторы и галеристы) превратился в Карабаса Барабаса, дрессирующего свой кукольный театр и навязывающего ему свою волю? Да, собственно, по той же причине, по которой персонажи мира реального (условно реального) предпринимают попытки манипулирования массовым сознанием. Товарищ Буш, камрад Бен Ладен, мистер Путин и кукла Барби успешно жонглируют архетипами, плодят условности и штампуют клише в головах благодарных граждан медиа-мира. Вспоминаются тезисы времен социалистического реализма - искусство должно отражать окружающий мир. Оно и отражает. Блестящая, отполированная телесность Иосифа воспроизводит вездесущий манипуляционный тоталитаризм. Между тем как хотелось бы, чтобы современное искусство, вооруженное последними достижениями философской мысли, смогло найти, определить эстетику и даже онтологию нового медиа-мира. Но нет, злобные болванчики-кураторы повторяют движения больших болванов с удивительной точностью. Между тем, Иосиф Маркович - человек образованный, защитил кандидатскую философскую диссертацию по теме "Социальные функции культуры и культурных институтов". И он мог бы, мог бы...

Современный мир - очень сложный и тонкий организм, ну, вот скажем, как кровеносная система, - множество связей, сложная биохимия, баланс множества процессов. Для того чтобы хотя бы немного приблизится к его красоте и совершенству, необходимы длительные совместные усилия науки и искусства. Но есть такие карлики-гномики, обладающие своим подземным знанием, которые способны увидеть не все, но немногое... Способны своим дьявольским чутьем безошибочно найти под кожей пульсирующий сосуд и впиться в младенца своими острыми треугольными зубами. Так что правы были те матери, которые пугали своих детей нехорошими монстрами еще несколько столетий назад. Только тогда они, монстры, были так, пустяком, сгустком коллективного бессознательного, а теперь превратились в реальность, хотя и местами виртуальную.

"...только я могу "правильно", т.е. наиболее сбалансированно, эстетически корректно изложить смысл происходящего. И когда я пытался до конца осознать, какие же мои навыки и качества позволяют мне достичь этого эффекта, я понимал, что главное из этих качеств и навыков - это стремление к обладанию максимально возможным числом степеней свободы. Свободы и экзистенциальной, и интеллектуальной". (Иосиф Бакштейн, из сборника "Поездки за город", изд-во Ad Marginem, Москва 1998, стр. 693.) Да и никто не сомневается в ваших выдающихся качествах, Иосиф Маркович! Для того чтобы с такой легкостью расправится с этим младенцем - современным московским искусством, нужны изрядные таланты. Чего стоит только одна история - эффектная закулисная манипуляция с Центром Сороса! Причем Бакштейн никогда не занимал официальных должностей, связанных с этой институцией. Но всегда умел стоять где-то рядом с главным рычагом, который поднимал на обозрение публики очередную куклу. Вообще-то никакой точной информации об этой закулисной возне нет, так, слухи, комментарии и слухи про комментарии. Но все как-то знают, когда образовался центр Сороса, Бакштейн сам Алпатову назначил, а потом сам же ее и снял. Худо ли бедно, но центр под руководством Алпатовой работал, гранты давал. Давал, правда, как-то криво и косо. В основном своим. Что значит "свои", тоже понятно. Бакштейн любит говорить - художники это я, я всех знаю, а если кого не знаю, то этот человек - не художник. Один мой знакомый, уважаемый и симпатичный человек, поэтому не буду называть его имени, рассказывал мне, что получил грант на производство сайта, но ничего не сделал, деньги пропил и попал в черный список. А сайт потом сделал кто-то другой и совсем бесплатно. Таких примеров - немало. Я думаю, многим хоть раз в жизни приходилось сдавать экзамен человеку, который разбирается в предмете хуже экзаменуемого. Просто экзаменатор - "свой", а экзаменуемый - нет. А еще есть тот, кто определяет принадлежность к своим. И вот он как-то раз сказал Алпатовой - как же мы все тут такие умные и продвинутые, а ты нам будешь говорить, кому давать, а кому не давать? Мы сами будем все решать! А дай-ка мы сейчас организуем общественный совет, некоммерческую регрантовую организацию, которая будет денежки дяди Сороса делить и своим распределять. А чтобы не подраться, Гельману, Мизиано и другим генералам председательский портфель не давать, а назначить Елагину, или нет, лучше Бохорова, а еще лучше вот, - тут ко мне девушка приходила чинить компьютеры, хорошая такая девушка, Катя Кислова, а все теперь решают молодые, пусть она будет председателем!

В Санкт-Петербурге в этот момент тоже было не просто, Сорос прекратил финансирование всех Центров современного искусства. Но там была Коловская, которая сумела превратить бывший Центр в институт Про Арте и найти другие источники финансирования. И вот, в результате длительной московской свары в конце 2000 года денежки, выделенные в Москве Институтом Открытое Общество (OSI) на художественные проекты (около ста тысяч американских рублей), неожиданно получил институт Про Арте. То есть отдел культуры OSI, неспособный выдавать гранты сам (ведь неизвестно, кто свой, а кто чужой), поручил это делать Коловской. Ну, натурально, и московским надо чего-нибудь дать! И ведь бегал Иосиф в последние дни 2000 года с выпученными глазами в поисках дорогого видеооборудования, для того чтобы срочно отчитаться о том, как потрачены средства, полученные из Питера. Слухи, слухи... Ведь говорят же о том, что вся эффектная комбинация проведена не Бакштейном, а Коловской. И что полученные тогда деньги - благодарность за игру в правильные ворота. Так что, может быть и не про Иосифа Марковича надо писать как про гениального манипулятора. Он же, в конце концов, просто дремлет в вагоне электрички, сладко мечтая: "В поезде моя нервозность спала и я стал прислушиваться к переводу статьи про парижскую ярмарку искусств, который делал М.Рыклин. И.Кабаков с большой заинтересованностью внимал М.Рыклину. Было понятно, что где-то идет большая жизнь, делятся большие деньги, но я к этому не имею отношения. И от этого становилось и грустно и легко: не нужно думать о помещении капитала, но если вдруг кто-нибудь что-нибудь подарит, или денежки сами собой притопают, то тоже неплохо. Сколько проблем можно сразу решить".

Ну да бог с ними, с деньгами, не только в них счастье и даже не в их количестве. Надо же и профессиональные темы поднять. Бакштейн сам является медиа-художником, не хуже Джефа Кунса (см. часть 1). Виртуозное манипулирование информационным пространством ставит его на высокую ступень мастерства, где-то между Бен Ладеном и Глебом Павловским. Характерным также является то, что он, как и эти персонажи, не интерпретирует себя как художника. Это ни в коей мере не противоречит современной философской парадигме. Авторство весьма условно, если вообще имеет место быть. Так что надонаблюдать Иосифа как явление природы, безобразное, но обладающее своей внутренней эстетикой. "Мы взяли Росизо!" - сказал Иосиф Маркович, став пополам с Мизиано заместителем Зяблова, директора государственной структуры в рамках Министерства Культуры. И уж больно это все напоминает известное нам из большого мира слияние мафиозного бизнеса с коррумпированной властью! В рамках Росизо был создан Медиа-центр и тут мы подходим к тому, что Бакштейном интерпретируется как собственно профессиональная деятельность.

Когда-то информация была точным и понятным знанием из зарубежных журналов о том, с кем дружить, где получить грант и кто есть свой. А теперь она стала трудноуловимой и самодостаточной. Появились такие направления, как видео-арт, сетевое искусство, и вообще, весь этот джаз, медиа-шмедиа! И Бакштейн хочет быть отцом и патроном современных технологий. Он и на этом поле знает, кто свой, а кто нет. Он входит в жюри многих международных фестивалей и решает, какая работа заслуживает, а какая - не очень. Я как-то во Вроцлаве был свидетелем всего процесса жюрения, - для публики Бакштейн произносил пафосные речи о роли современных технологий в современной жизни, а в приватной беседе со мной учил жизни. Понимаешь, говорил он, на Западе есть несколько влиятельных течений, - левые, голубые и феминисты, очень важно знать, к кому ты принадлежишь. А вот ты Великанов, кто ты такой? Ты даже не еврей!

И вот Иосиф Маркович, отделив зерния от плевел, осуществляет руководство вверенными ему подразделениями. В Институте проблем современного искусства читаются лекции. В жюри фестивалей происходит оценка работ. В Медиа-центре устраиваются фестивали. Сейчас там, кстати, проходит фестиваль софта (ударение на последний слог) как произведения искусства. Большой популярностью там пользуется работа одного художника под названием "Точка". Этот художник открыл, что можно так настроить Microsoft Windows, поставив в определенное место точку, что на экране долго будет скользить туда-сюда фигура, на точку не похожая. Конечно, этот художник и его работа имеют к Бакштейну весьма отдаленное отношение, но, с другой стороны, кто в данном случае художник? Разве не Иосиф Маркович, который ловким манипулированием брал под покровительство? На этот вопрос ответим - нет! В данном случае - медиа-художник - Билл Гейтс, который своим талантливым и мощным манипулированием заставил миллионы молодых людей долгими вечерами теребить клавиши компьютеров в надежде на то, что получится что-нибудь приличное. На месте устроителей фестиваля ReadMe я действительно отдал бы первое место "Точке". Это как маленькая надводная часть гигантского айсберга. Только надо перевернуть этот образ вверх ногами. Точка - маленькая натужная какашечка, выдавленная из гигантской невидимой массы, представляющей собой бъединенные усилия Джорджа Сороса, Билла Гейтса и Министерства культуры РФ, переработанные неуемной энергией Бакштейна. И зря, зря он смотрит на меда-арт сверху, по-отечески. Он сам и есть его наиадекватнейший представитель.

Что же теперь делать? А ничего! Принимать все, как есть. Весь артистический мир, находящийся вне пределов собственно Бакштейна, является всего лишь массой, материалом для манипулирования. "Массы молчат", сказал Бодрийар, и от этого спокойно и уютно. "В тени молчаливого большинства " можно наделать много темных делишек. Молчаливое большинство даже не тянет на "народ безмолвствует". В этой последней фразе чувствуется напряженная скрытая угроза, не зря в советской мифологии эта цитата стояла где-то рядом с выражением "Герцен разбудил декабристов". Времена кардинально изменились. Угрозы нет...


3.  Гардиан пишет о предстоящем 7 февраля открытии выставки папы поп арта в Tate Modern. 150 работ Уорхола. Много всяких пафосных слов, типа "Famous for far longer than 15 minutes, he is now seen as one of the giants of art in the 20th century"...
Но куда более интересно происходящее с мозгами многих звезд поп и рок музыки.
Оставим каноническую фигуру Джона Леннона - художника.
Леннон - вообще "художник по жизни", и даже Уорхол, на мой взгляд, рядом с ним отдыхает. Кстати, живя в NY и бывая порой в одних и тех же местах, эти двое вообще ни разу не пересеклись. Винят в этом Йоко, которую Уорхол не признавал. Но не все так  просто -  Уорхолл себя все раскручивал и раскручивал, все ковал и ковал деньгу, а Леннон к тому времени уже был в другом измерении: и борьба за мир, и концептуальные искания Оно, и поп арт Уорхола его уже не цепляли.
Старичка живописца Ронни Вуда (Rolling Stones) тоже не стоит трогать. Для него живопись - ресторанное хобби.
А вот некоторым нынешним знаменитостям явно мало рок-н-рольной и попсовой известности. Для самоудовлетворения, надо полагать, или - возможный вариант - для изменения собственного имиджа в глазах каких-то людей, чьим мнением знаменитости эти сильно дорожат, ищут признания как художники.
Вот Брайан Адамс - Everything I do - cтал чуть ли не королевским фотографом. А ударник Bon Jovi Tico Torres - апологетом специального art of Rock'N'Roll. Такого уровня примеры можно множить - терпения не хватит.
Более интересны художники-музыканты состоявшиеся, вполне утвердившиеся на арт сцене.
Известный клавишник и продюсер Брайан Ино (Bryan Eno - cоло альбомы) кататет свои инсталляции по всему миру. А его Kites в хельсинкском Kiasma    имела  успех среди профессионалов.

И наконец тот, ради которого и затеян этот текстик - David Byrne (Talking Heads).
Топ 10 1-го номера ArtForum'а за 2002 год - его. Но еще в 96-м его выставка "Desire"   в MassMOCA сделала его "лучшим художником среди музыкантов".
Для тех же кто знает и любит Бирна как музыканта, он еще и "лучший музыкант среди художников".
Ю П


4. Интересное отовсюду.

***
Замечательный проект художника Дэвида Хокни - 296-ти страничный трактат "Secret Knowledge. Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters". - Viking, 2001 ($25 - amazon). Критики всерьез разбирают его телеги про оптические фокусы старых мастеров (NYTimes, Guardian, SFGates, BBC). Книга - в TOP 100 декабря. Ассистент Хокни дает пояснения на 4-м симпозиуме по истории науки :)
***
***
C 16 по 20 января в московском Новом Манеже "Актуальная русская живопись 1992 - 2002". Елена Селина (галерея XL) и Мария Попова выбрали из Государственной коллекции современного искусства работы Ивана Чуйкова, Игоря Макаревича, Константина Звездочетова, Валерия Кошлякова, Виноградова&Дубосарского, Авдея Тер-Оганьяна, Ольги Чернышевой, Павла Пепперштейна... для оформления юбилейных торжеств ММВБ. Биржевики на десятилетие валютной биржи вознамерились продемонстрировать свой вполне западный менталитет, но, разумеется, с некоторой российской спецификой. Кто ж еще как не наши актуальные художники способны помочь в таком славном начинании?>

***
***
C 18 января до 9 февраля Музейный центр РГГУ приглашает на выставку, которая проводится в рамках
конференции "Женщины в визуальной культуре: проблемы творчества и авторства".
Издавна считалось, что женщина в большей степени, чем мужчина, отождествляет себя со своим телом. Может быть, потому многие девочки проходят в детстве стадию рисования принцесс - идеализированных автопортретов в пышных одеждах, кружевах и бантиках. Какой представляет себя современная женщина, посвятившая жизнь искусству, как она видит окружающий мир и свое место в нем - этот вопрос объединил группу московских художниц. Многие из них - Антошина, Каменецкая, Чуйкова, Хлебникова, Котел и некоторые другие - уже принимали участие в женских выставках, другие имена прозвучат в этом контексте впервые. Некоторые работы создавались специально для этого проекта.
Конференция "Женщины в визуальной культуре: проблемы творчества и авторства" состоится 18-19 января. Начало заседаний в 11.00 в 308 аудитории.
Музей "Другое искусство": город Москва, ул. Чаянова, 15. Ст. м. "Новослободская", "Менделеевская", далее 5 минут пешком
Телефоны: (095) 250-6193, 250-6908. http://museum.rsuh.ru other_art@mail.ru
***
***
20 - 23 марта в московском Новом Манеже специализированная выставка мультимедиа-технологий Mediateka-2002
Прикладное программное обеспечение.
Графика,  дизайн, обработка заука и видео, интернет-программы.
Мультимедиа продукты.
Мультимедиа системы.
***
***
ArtNewspaper об изменениях на рынке современного искусства, в первую очередь в отношениях первичного, на котором работают галереи, и вторичного - аукционных домов и дилеров>
***


СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ.
В ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO
Пополнение 3-4 раза в день.

Андрей Ковалев
Андрей Великанов
Сергей Тетерин    
Юрий Пластинин

*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное