← Декабрь 2001 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
29
|
30
|
||
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.artinfo.ru/ru/news
Открыта:
22-12-1999
Статистика
+1 за неделю
Новости Искусства@ARTINFO
Новости Искусства@ARTINFO
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб
навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика
etc)
Органайзер
Андрея Ковалева,
Не добрый
и требовательный Андрей Великанов,
Сергей
Тетерин Ньюс
http://www.artinfo.ru/ru/news
Ведущий рассылки - Юрий
Пластинин.
27.12.2001
N 69, 2001
ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС, ЧИТАТЕЛЬ, С НОВЫМ ГОДОМ!
В 69-м номере НовостейИскусства@ARTINFO:
1. Органайзер #12 Ковалева Андрея ОКА #12:
Пора полюбить Кабакова; Новая Академия (СПб)
лучше "Звездных войн"; Ипполитов, матросы и
политтехнологи; Защитим Монро от шариатского
суда; Морозов и Бакштейн за правильное искусство
>>
2. ВЕЛИКАНОВ .06 Манипулирование как искусство. Часть 1.
Стаи художников не собирались стенка на стенку,
не лаяли друг на друга и не испражнялись в
противника, как это предлагал делать Свифт, что
говорит о высоком культурном уровне >>
3. Очередной ФОРУМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ИНИЦИАТИВ >>
4. Интересное отовсюду - >>
*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news ***
1. Органайзер #12 Пора полюбить Кабакова; Новая Академия (СПб) лучше "Звездных войн"; Ипполитов, матросы и политтехнологи; Защитим Монро от шариатского суда; Морозов и Бакштейн за правильное искусство
ВАРНИНГ!!! АХТУНГ!!!! В прошлом номере получился неправильный адрес новой почты - <kovalev@online.ru> Правильный - kovalev@nline.ru. Но посылать почту лучше всего на самый новый - kovalev@artinfo.ru Ваш Ковалев.
Cакралка, нетленка и духовка. Кабаков
- это наше что?
Неоакадемизм, фашизоидный по форме и
постмодернисткий по содержанию? - Анна
Матвеева. Рец. на книги Александра Медведева
Красота на марше - Дубоссарский и
Виноградов
Текучка - Аркадий Ипполитов не любит
грубых матросов и поддерживает Гр. Общество; "Бытие"
хорошо спряталось
Гений-1 Вадик бен Ладен.
Гений-2. Повторяю по буквам -
Синхрофазотрон. Звездочетов.
Цветы запоздалые. Петров-Водкин,
Абстракция, Цветков, Файбисович.
Попса наступает. В "Нью-Йорк Таймс.
А.И.Морозов и Иосиф Бакштейн хотели, как лучше. Но получается как всегда.
Вечность. Хачатуров всех посчитал.
Классики и современники. Английские
художники любят забыли Пуссена и Энгра
Сакралка, нетленка и духовка. Кабаков
- это наше что? Спасибо Грише за то, что
процитировал и меня, бедного, наравне с
преждерожденными Тупициными. Кстати сказать, в
свое время Шептулин, опубликовавший эту
статейку в "Художественном дневнике",
отверг гораздо более осмысленный варинт. Цензура,
понимаешь....
Григорий Ревзин. Гуманист с коммунальным
лицом Илья Кабаков получил австрийскую
художественную премию имени художника Оскара
Кокошки. - "Коммерсант"
- text
http://www.weekend.ru/art/article.cfm?id=6296ED3C-6D92-4B27-A5BD-8105394ACC75&short=false
" Кабаков хотел, чтобы любое высказывание
критиков о его произведении стало частью
произведения. И получилось. Цитаты из критиков –
в том числе, разумеется, и данный текст –
выглядят как реплики персонажей "Вороньей
слободки". "Он шизохамелеон". "Он уехал
и живет в наших мыслях". "Гуманист с
коммунальным лицом". Считается, что это одно из
свойств проявления его гениальности. Я думаю, нет.
Мир коммуналки превосходно сохранился в виде
современной российской художественной жизни.
Тут все, как прежде. Тот запил, этот пишет письма в
ЖЭК и всем их вслух зачитывает, дочка верхних
жильцов, чистая душа, устроила скандал из-за того,
что Иван Петрович неправильно понимает Ивана
Никифоровича, а, между прочим, новый жилец, хочу
вам сказать, потихоньку сдает сортир разным с
улицы для естественных надобностей по два рубля.
И еще приторговывает наследством предыдущего с
антресолей, хотя это наша общая антресоль.
Поэтому любые реплики из этой коммуналки звучат
не то чтобы неудобно, а коммуниально – как
граффити из кабаковских картин. И вот теперь
представьте себе, что случилось. Этот жилец,
который в Америку съехал, он, говорят где-то в
Австрии 50 тыс. баксов получил. Внутри себя мы это
дело как-нибудь перетрем, и в ЖЭК про валюту
напишем. Но разным там снаружи, из другого
подъезда, скажем, что для всех для нас это,
конечно, огромная радость."
Что же касается Кабакова - то тут все Гриша
сказал правильно. И, если хорошо вдуматься, то
единственное, что мешает нам стать европейцами -
так это Кабаков. Товарищи по ту стону бывш.
железного занавеса, восторгающиеся Ильей
Иосифовичем, просто не подозревают, что их дурят,
как на коммунальной кухне. И отвечают тоже очень
коммунально - см. статейцку Светланы Боим:
Svetlana Boym. Ilya Kabakov: The Soviet Toilet and the Palace of Utopias -
Artmargins/
http://www.artmargins.com/content/feature/boym2.html
"In the Russian press, Kabakov was reviewed very negatively. In spite of the
political differences among his reviewers, they all seemed to agree that the toilets were
an insult to the Russian people and to Russian national pride. Many reviewers evoked a
curious Russian proverb: "Do not take your trash out of your hut" (ne vynosi sor
iz izby), meaning do not criticize your own people in front of strangers and foreigners.
The proverb dates back to an ancient peasant custom of sweeping trash into a corner behind
a bench, and burying it inside instead of taking it outside. There was a common
superstition that evil people could use your trash for casting magic spells. This is a
peculiar superstition against metonymic memory, especially when exhibited in an ambiguous
foreign context. Kabakov's evocative domestic trash of the Soviet era was regarded by the
Russian reviewers as a profanation of Russia.
In my view, Kabakov's success in the West is not due to his recreation of Russian and
Soviet exotica for foreigners, but to his ability to commemorate and transcend it. It is
not the specific details of the lost home and homeland that matter, but the experience of
longing. Kabakov's distracted Western viewers all share that intimate and haunting longing
that often overwhelms them in the middle of a crowded museum, but most of them have too
little time to figure out what exactly they are longing for."
К вышесказанному хочу прибавить и очень умную
статейку Марины Колдобской, практически на ту же
тему. Только на днях мы начали осознавать, в сколь
глупое положение мы попали в прошлом веке.
Марина Колдобская. Наружное наблюдение Поезд
идет на восток, или Подштанники-шоу - "Новое
время"
http://www.newtimes.ru/newtimes/coldob.asp?n=2928
"Путь соблазна легче и приятней, чем путь
страха. Он улучшает жизнь людей в Третьем мире. Но,
будучи проведен последовательно, он уничтожает
для них возможность остаться самими собой. Самые
способные из «перевоспитанных» остаются на
Западе, сводят счеты с материнской культурой и
становятся жупелами в странах своего
происхождения (самый знаменитый пример – Салман
Рушди). Самые пассионарные приобретают
пожизненный иммунитет к либеральным ценностям и
становятся злейшими врагами Запада (самый
знаменитый пример – аятолла Хомейни). В голову
лезут примеры мусульманские, и это неудивительно:
сегодня считается, что все главное происходит в
исламском мире.
Но так уж устроен художник: как ни корми, в лес
смотрит, то есть в сторону свободы, а вовсе не
политкорректности. Хитом проекта «Ручная работа»
в петербургском Музее нонконформистского
искусства стали не милые коврики монгольских
мастериц, а жесткий перформанс казахского
художника Каната Ибрагимова «Подштанники, или
Особенности национальной мастурбации». В
этом и был смысл: за ваши деньги получите ритуал
унижения. Но не кайф."
А вот еще про иранского Кабакова - Ширин
Нештат
Nathalie Leleu. SHIRIN
NESHAT. The Image Dispute - Parashute
"After a dazzling debut in North America in 1993-94, her aching, allegorical
photographs of Muslim woman, whose attributes are the chador - a Shiite version of the
hijab, the Islamic veil - the flower, the rifle and the sabre.
What does Shiite Islam reproach Neshat for? First of all, for incarnating. For peddling
the "evil eye" of the modern image, "opium of the West," which had
traded away the absolute Word for a deleterious simulacrum - "barbarism" with a
human face. For having kissed the face of Satan - a polymorphous fantasy, opportunely
shared by the East and the West, to the benefit of ignorance, ostracism and strategic
demagogy. Lastly, for disclosing."
Неоакадемизм, фашизоидный по
форме и постмодернисткий по содержанию? Очень
хорошая статья. Есть только одна проблема,
дорогая Аня. Вы как-то смазали тот момент, что в
каждой шутке есть доля шутки. Это я к вопросу о
соотношении формы и содержания. Подвиг
Александра М., а также всю риторику неоакадемиков,
конечно, можно свести к чистой игре формами. (Если,
конечно, принимать во внимание законы
современного искусства). Но где же тогда "содержание"
и каков мессадж художников М. и Н.? Что они сказать-то
хотели? Ответ мы знаем - "Мы же все понимаем....".
Анна Матвеева. Рец. на книги Александра
Медведева
http://www.polit.ru/documents/462853.html
"Тексты Медведева нужно рассматривать с
позиций не литературной критики или
публицистики, а с позиции искусствознания, как
арт-объекты, и в таком виде они и внятны, и
последовательны, и причастны вполне
определенной эстетике, и занимают закономерное
место в контексте современного искусства России.
О тоталитарной подкладке неоакадемической
художественной риторики. О ней как пародийной –
прекрасно сознающей свою "игрушечность" –
попытке реконструкции большого стиля. О
разверзающихся в ней безднах ужаса и коварства, и
о взверзающихся вершинах классического
благородства. И о том, что сегодня эта риторика
бездн и вершин, оперирующая вечными ценностями и
незыблемыми истинами, кровавыми злодействами и
беспримерной самоотверженностью, доступна
только в пространствах китча, да и то не всякого.
В "звездных войнах" есть, в "Убойной силе"
нету."
Красота на марше. Как
известно, хорошего художника должно быть много.
Чтобы мало не показалось. Единственно правильная
диспозиция - попытаться как можно глубже
запихнуть себя в прокрустово ложе собственного
имиджа. У ребят все получается - теперь почти
ничего лишнего не торчит.
Андрей КОВАЛЕВ. Исполнение желаний. Гадкие
мальчишки изобразили сладких девчонок. – “Финансовая
Россия”
http://www.fr.ru/Arhiv/2001/47/60.html
"Именно такая живописная технология (а не
типовые красотки из журналов "для взрослых")
и является предметом желания, отвечая в массовом
сознании за область Высокого Искусства. Путем
простейших логических операций можно сделать
вывод, что в современном мире именно такая
живописная гладкопись и стала предельной
пошлостью - даже не эротикой, а грубым и
отвратительным хард-порно. Так что смотреть
означенную порноживопись отныне желательно в
специальных кабинках, скрываясь от посторонних
взглядов. Соцартисты оперировали образами и
технологиями неприятными и устрашающими, а
буржартисты Дубоссарский и Виноградов, напротив,
всячески стараются усладить самый изощренный и
порочный вкус. Новые времена - новые песни."
Богдан Мамонов. Актуальность вышитого. Три
декабрьские выставки - Полит.ру, [20.12.2001]
http://www.polit.ru/documents/463072.html
( Виноградов и Дубоссарский). " Этот дуэт
нашел - и притом как-то вдруг, сразу - настолько
убойный и беспроигрышный ход, соединив стиль
социалистического реализма с наиболее
распространенными архетипами желания, что
обеспечил себе будущее (во всех смыслах) на
долгие годы вперед. Но в этом-то и ловушка. Их
искусству, простому как мычание, противопоказана
углубленность. Оно в принципе не интенсивно, а
экстенсивно. Любой намек на реальную серьезность
сразу же погубит очарование их холстов.
Сами художники – люди, бесспорно, умные, -
видимо, хорошо понимают, что не достаточно. Иначе
их вряд ли можно было бы встретить в среде
радикалов, пропагандирующих «новое»,
нонспектакулярное искусство. Если Виноградову и
Дубоссарскому удастся найти в своем
суперзрелищном языке мост, соединяющий их с
нонспектакулярностью – этим знаменем
завтрашнего дня, они займут в начале нового века
столь же важное место, какое занимали в конце
прошлого."
Игорь Гребельников. Красотки на поток/ Выставка
"Sweet girls, или сладкие девочки". - "Коммерсантъ"
http://www.weekend.ru/art/news.cfm?id=2DE21AE0-FAFE-4E40-983E-12C371D480CF
" В начале своей карьеры эти два
выпускника Суриковки мечтали открыть артель по
производству картин. Учли вкусы потенциального
потребителя, пренебрегли новомодными
инсталляциями и перформансами (кто такое купит?)
и в итоге не прогадали. Их комбинат по
производству картин заработал во всю мощь, хотя
трудились там всего два прилежных живописца –
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Они
мудро решили делать то, чему учились в советском
художественном институте,– рисовать картины в
стиле соцреализма. Во-первых, к таким картинам
приучен самый широкий круг публики, а значит, их
легко будет продать. Во-вторых, сохраняя яркие
внешние признаки соцреалистического искусства,
картину можно наполнить любым (и даже вполне
капиталистическим) содержанием.
И так будет у этих художников всегда, невзирая на
перемены политического климата и художественной
моды. Артель Виноградова–Дубосарского не
интересуется модой и повседневностью, а потому и
не зависит от них. Правда, на "Sweet girls", как и
на "Sweet dreams", спрос иногда превышает
предложение"
Анна Остерман. Попробовали, понравилось.
Очередная уютная провокация Александра
Виноградова и Владимира Дубосарского в галерее
Fine Art – Газета.ру
http://www.gazeta.ru/2001/12/24/poprobovalip.shtml
“Тандем Виноградов – Дубосарский сделал
ставку на развлекательный конформизм (конечно же,
псевдо-) и не проиграл. Можно сказать, что их стиль
есть упрек зрителю – тебе такое нравится, любишь
дешевку, ну на, смотри. Спасибо. Сходили,
посмотрели, сделали наивные глаза – понравилось.”
Текучка - Разное. Ипполитов не
любит грубых матросов, и очень уважает
изысканных эстетов Серебрянного века. Аркадий
очень хороший исусствовед, даже просто
гениальный. И имеет право судить. Зато мы теперь
понимает, что такое ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО,
которое имеют ввиду наши правые умники. Это
просто европейский салон. Возможно, это также -
хорошо спрятанный салон, такое, как "Бытие".
А разве кто нибудь надеялся на большее -
наприметр, чувствовать себя просто Европой, а не
европейским салоном, заброшенным в степи Евразии?
Аркадий Ипполитов. Выставленные. Хартия.ру,
25.12.2001
( "Портрет в России ХХ века").
http://www.hartiya.ru/52/01/12/25/43630.html
"Анна Ахматова, зажатая между двумя Лурье,
обязательно воспользуется случаем высказать
наболевшее Алексею Толстому, жирующему за
окороком в 1941 году. Графу Алексею Павловичу
Игнатьеву и обер-прокурору Святейшего Синода
Константину Петровичу Победоносцеву будет о чем
поговорить с маршалом Жуковым. Княгиня Зинаида
Юсупова с портрета Серова наверняка
поинтересуется у нэпманской красавицы З.Д.Р.
Машкова, откуда у нее саксонский фарфор и
карельская береза, а разборки обрюзгшего
радловского Кузмина и крепких ударников
комсомольских строек отличатся своей
неординарностью. В целом, много посуды будет
перебито.
На выставке в Русском музее не представлены ни
портреты царской семьи, ни верховных вождей
первого в мире пролетарского государства.
Открытого конфликта Русский музей старался
избежать. Но подспудно трагедия России в этом
собрании лиц ощутима с силой, какой не обладает
даже экспозиция искусства двадцатого века в
Третьяковской галерее на Крымском валу.
Автопортрет Татлина в виде матроса с крейсера
"Стерегущий", хотя и написан в 1911 году, но
служит как бы границей России старой и России
новой. В одной половине века – модерновые
красавицы, интеллектуальная элита, утонченные
лица и пальцы, приметы культурного быта,
национальная выразительность. Во второй – культ
деятельности без рефлексии, обаяние тупого
здоровья и прямолинейная простота, постепенно
деградирующая в кочегарках, где спиваются
представители неофициальной культуры. Двадцатый
век Россия прошагала от европейского салона к
грязной коммунальной квартире и, очевидно,
сейчас главная задача ее гражданского общества
– попытаться оттуда выбраться."
Мария Михайлова. ОТДЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ. Художники
объединения "Бытие" ратовали за крепкое
реалистическое искусство. За это они не получили
ни признания современников, ни посмертной славы
http://www.vesti.ru/2001/12/24/1009200234.html
"Станковому искусству, выродившемуся, по
мнению идеологов общества, в "демонстрацию
бездушного мастерства, ловкости и навыка",
пытались вернуть изначальный смысл. Картина
трактовалась как завершенная форма, "столь
характеризующая предмет, что она сама по себе
является содержанием".
Контекст искусства советского времени
оказывается гораздо сложнее и объемнее, чем мы
привыкли думать. Кроме признанного официоза и
гонимого нон-конформизма, был еще целый пласт
художников, ушедших в тень, не искавших славы.
Искусство, идеологически не ангажированное,
сосредоточенное на решении художественных задач,
оказалось не то чтобы забыто, просто мало кому
нужно. Между тем, авторы заслуживают большего. Да
и публика тоже."
Гений-1 Владик бен Ладен. Кто-то
из знакомых западников-либералов с грустию в
голосе мне сказал, что на вожделенном Западе
таких чудаков-транвеститов просто пруд-пруди.
Это правда, но Монрошка у нас один. Вот из какого
мусора у нас произрастают гении!
Никита АЛЕКСЕЕВ. Искусство быстрого
реагирования – “Иностранец” (N48 от 25.12.2001) - text
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=10377&chapter=12
"Но денди и должен быть старомодным, он
обязан растворяться в тумане пассеизма. Влада
Монро уже почти нет. Он – пустой сосуд, чья
полость наполняется чужим содержанием, а внешняя
поверхность расцвечивается орнаментами,
иллюстрирующими то, что колышется в сосуде. Влад
Монро – очень суггестивный симулякр, несмотря на
явно избыточный слой ваксы на физиономии и время
от времени отклеивающуюся бороду.
Удачный симулякр рискует столь же, сколь “реальное”
явление, миражом которого он является. По законам
шариата Монро – бен Ладен должен быть побит
камнями. Его преступления можно аккумулировать в
одну обвинительную статью: он лицедействует, то
есть глумится пред лицом Аллаха. В довершение,
делал он это в день праздника Ид—аль-Фитр, в
России чаще называемого Курбан-Байрам,
завершающего святой месяц Рамадан. Но
современный художник должен рисковать, это
правило игры в contemporary art. Он обязан транслировать
в жилой мир призрачную и потенциально опасную
реальность."
Андрей Ковалев. Искусство или жизнь. Влад Монро (Мамышев).
Бен Ладен в Москве. "Айдан-галерея"
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/230/7/1
" Великий фигляр числится по разряду
визуального искусства, но его многочисленные
выставки всегда каким-то странным образом
напоминают мемориальные музеи, которые принято
устраивать в Больших, Малых и прочих малобронных
театрах. Фотографии и видео только напоминают о
великой магии театра, которую и словами-то
пересказать невозможно.
Вопреки сложившемуся мнению, хороший художник
эпатирует не для того, чтобы прославиться. Он
просто экспериментирует со своим материалом. В
том числе и над нами, дорогие читатели. И эти
незамысловатые эксперименты — часто
единственный способ понять, кто мы такие и что
происходит на самом деле в мире, нас окружающем."
Богдан Мамонов. Актуальность вышитого. Три
декабрьские выставки - Полит.ру, [20.12.2001]
http://www.polit.ru/documents/463072.html
Владислав Мамышев-Монро. " Как известно,
сразу же после взрыва «близнецов» CNN повторила
предвыборную передачу с Бушем. На вопрос «Что
такое «Талибан»?» тогдашний кандидат после
долгого раздумья произнес: «Это, кажется, такая
рок-группа». Вскоре эта рок-группа устроила
глобальное шоу с чудовищными спецэффектами. С
точки зрения известности Осама бен Ладен сегодня
оставил далеко позади прочих радикалов типа
Rammstein или Мэнсона, а его неуловимость словно бы
подтверждает сверхъестественность природы
лидера исламистов. Монро, освоивший многие иконы
прошлого и настоящего, не мог, естественно,
пройти мимо террориста номер один."
Гений-2. Повторяю по буквам - Синхрофазотрон. Звездочетов. На выставку пока еще не попал - по личным обстоятельствам, однако составил Страничку КЛАССИКА, плюс -страничку про группу "Мухомор"
Ольга КАБАНОВА. НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК КОНСТАНТИНА
ЗВЕЗДОЧЕТОВА - "Известия"
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=11965
"Константин Звездочетов любим всеми, кто
его знает. И как человек, кроткий и нежный, и как
художник точно такой же. К Палинтону прилагается
инструкция, начинающаяся фразой "Палинтон - не
карабаллиста", и схема сборки. И то и другое
фальшивка и абракадабра - кто же так запросто
выдаст схему уникального механизма!
Зато предназначение его понятно. Не было
человека в хмурой вернисажной толпе, кто бы
красавцу-Палинтону не улыбнулся.Он утешает
каждого, кто теряется в жестоком мире
высокотехнологичных механизмов, и истерически
пасует перед инструкциями по управлению
кофеваркой или музыкальным центром. Более того,
"Палинтон" опровергает устоявшееся мнение,
что современное искусство холодно,
интеллектуально и равнодушно к проблемам и
фобиям маленького человека."
Егор Ларичев Юродивый пророк Эксперт, #48 (308) от 24
декабря 2001
http://www.expert.ru/expert/current/data/novkult3.shtml
" Как любой актуальный художник, чей имидж -
его главное произведение, Звездочетов придумал
себе образ: он считает, что художник в
современном российском обществе занимает
примерно то же место, что юродивые на Руси.
Во всех этих проектах внешняя наивность
сочетается с интеллектуальностью и вкусом,
намеренно прикрытыми показной безвкусицей.
Однако в последнее время художник-юродивый,
мученик культуры и искусства союзного значения
Константин Звездочетов почувствовал, что
концептуальные игры московских художников
отходят на второй план, становятся ретроградными.
В мире все больше популярны видеоискусство,
компьютер-арт, сетевые проекты. Наступила эпоха
перетасовки и обновления жанров.
Возрождение взглядов Поллака в
звездочетовской живописи весьма приятно, так что,
будем надеяться, интуиция не подвела московского
юродивого. Тогда, возможно, человечество в
ближайшее время ждет взлет актуального
искусства, ориентированного на чистую,
бессодержательную визуальность.
Цветы запоздалые - Петров-Водкин,
Абстракция, Цветков, Файбисович.
Константин Агунович.
Кузьма Петров-Водкин - text
http://afisha.ru/art-review?id=557797
" Вот об этом времени можно говорить с
большей определенностью. И люди тогда были уже не
те, похожи на нынешних, и оптика приспособилась -
мы обнаружим немало сходства, сравнивая манеру
Петрова-Водкина с манерой признанных художников
60-х, так называемым суровым стилем, ставшим к тому
времени почти официальным стилем советской
живописи.
Для одной, пусть исключительной картины, этого
может быть слишком много. Или слишком мало.
Невозможно видеть в ней уникальное произведение
русского искусства и не видеть типичнейший
европейский символизм в духе француза Дени или
австрийца Ходлера. Невозможно говорить об
использовании приемов иконописи и забывать, что
"Смерть комиссара", построенную по тем же
приемам, хотели приобрести прямо с биеннале 1928
года итальянские фашисты - и Петров-Водкин
гордился этим фактом. И хуже всего: мы привыкли
видеть в ней Петрова-Водкина, когда он - разный. В
этом можно убедиться в его зале в Третьяковке. В
этом можно будет убедиться на выставке в
Московском центре искусств. Надо только
задуматься об оптике - о том, как от эпохи к эпохе
меняется наша способность видеть, о том, каким
будет казаться Петров-Водкин еще 30 или 60 лет
спустя. О том, будет ли и тогда, как сейчас, одна
лошадиная сила перетягивать все прочее."
Михаил Сидлин. В ТЮБЕТЕЙКЕ МАЛЕВИЧА. Русский
музей показывает абстракционистов как классиков
http://www.ng.ru/culture/2001-12-19/8_malevich.html
"Ленин - мелкий политический деятель эпохи
Малевича. Так будут думать уже лет через 30. Потому
что "Черный квадрат" лучше Ленина выразил
дух революции. Кто помнит пап и императоров эпохи
Леонардо? Только историки. А Леонардо да Винчи
знают все.
Малевич вдохновенно врал. Персональная выставка
в Русском музее впервые детально
деконструировала миф Малевича. По идее художника,
его судьба должна была демонстрировать
последовательное восхождение к супрематизму
через разные стадии европейского искусства.
Чтобы соответствовать этой великой идее, он
задним числом писал картины в разных стилях и
датировал их тем временем, когда они должны были
бы (для стройности концепции) быть написаны.
Только подробный анализ материала его работ (красок,
холста) помог установить эту подстановку.
Разрушение мифа? Нет, лишнее подтверждение его
прозорливости. Он понял, что идея важнее
реальности. Главное - правильно выстроить
концепцию.
Вот настоящая деконструкция Малевича -
разрушение всенародной любовью. "Абстракция в
России" напоминает пляски в ларьке вокруг
русского авангарда. Только в роли ремесленников
выступают русские художники второй половины XX
века. И сделано все с неларешным размахом.
Если смешать стадо слонов с роем мух, то зоопарк
из этого все равно не получится. Основная
выставка напоминает такую странную смесь, где в
начало экспозиции поставлены "слоны":
малевичи-ларионовы-кандинские. Дальше - "слонята"
пятидесятых и шестидесятых: злотниковы-шварцманы-инфанты.
Там еще можно говорить о дерзаниях-парениях-исканиях.
Но дальше...
Артем Михайлов. Блицкриг" для Деда Мороза.
http://www.artsalon.ru/news/blitz/
" Теперь в конце года Цветков представляет
смертоносное оружие в виде мягкой игрушки и в
антураже Нового года. Бог мой, в Америке бы эту
выставку сейчас запретили!
Но, несмотря на всю обозначенную воинственность,
"плюшевый" арсенал более мирный, чем даже
игрушечные солдатики. Штык, сшитый из меха, -
мягкий, а гранатой из ситца даже по голове как
следует не долбанешь. Такое оружие не "запикает"
на детекторах в аэропортах и уж тем более не
причинит никому вреда. Дмитрий Цветков сделал то,
что определенно нацепили бы миролюбивые хиппи
среди своих фенечек, а не то, что могло бы
понравится генералам. Что, в общем-то, и самое
главное."
Beyond the limits of time
http://www.russiajournal.com/ls/article.shtml?ad=2622
" Although they were formed in a period that is passing, their relevance is
timeless, for while Faibisovich’s art is concerned to a significant degree with the
actual, there is often a precisely indicated invitation to consider that what is
apparently real, is almost certainly illusory. Or vice versa. He is not beyond playing a
game with mirror images, using window reflections to remove his subjects from their
previously perceived environment into one that occupies several spaces at one and the same
time."
Наталья Филатова. Художники шутят. "Глубинная
Германия" в выставочном зале "На Каширке"
- Итоги
http://www.itogi.ru/paper2001.nsf/Article/Itogi_2001_12_17_14_3537.html
" Каждый из трех десятков художников - от
Константина Звездочетова до Дмитрия Врубеля (за
исключением, разве, Дмитрия Александровича
Пригова) - в своей узнаваемой манере выступил в
рамках привычной советской мифологемы:
фашистская Германия - это воплощение абсолютного
зла, которое уничтожил СССР. Мысль, может, и
здравая, но вполне освоенная классиками
социалистического реализма."
Попса наступает. В "Нью-Йорк
Таймс" был один из лучших отделов искусства.
Теперь они решили, что наступили тяжелые времена
и следует быть ближе к народу. Мы это проходили
столько раз, что и подсчитать невозможно.
New York Times Sees the End of 'A Nation Challenged'
http://www.nyobserver.com/pages/offtherec.asp
"I found out Howell Raines wanted to take this section in a new direction–which,
I might add, is perfectly within his rights as executive editor," he said.
"Howell wants to take it more in a populist direction, more popular culture."
Mr. Raines was unavailable for comment, but a spokesperson for the executive editor said:
"We’re committed to maintaining high-quality and comprehensive arts coverage of
both the high arts and popular culture."
Mr. Rockwell was appointed Arts & Leisure editor in 1998 after a stint as the founding
director of the Lincoln Center Festival, and he said in an interview that his expertise
and tastes tended towards the finer arts and not pop culture. The changes that Mr. Raines
will make in the culture department haven’t been fully articulated, Mr. Rockwell said,
since the paper has been so focused on covering the terrorist attacks and their aftermath.
"He’s begun making noises around the paper about how he’ll change things, and I
think we’ll see more of that unfold in 2002."
А.И.Морозов и Иосиф Бакштейн хотели,
как лучше. Но получается как всегда. Александр
Ильич уже практически изничтожил
профессиональное образование в родном МГУ.
Теперь взялся за Третьяковку. Он человек очень
последовательный и у него все получится. Про
высокопробное бормотание Иосиф Маркыча и
сказать нечего - все у него получается. Не хуже,
чем у Морозова. Интересно, что оба - люди эпохи
высокого застоя.
Андриасова. По
тонкому льду. Третьяковка
формирует коллекцию XXI века
http://www.mn.ru/issue.php?2001-51-41
Свой взгляд на экспозицию у доктора наук,
профессора МГУ Александра Морозова, нового
замдиректора галереи и куратора коллекции ХХ
века.
"Мы просмотрели весь материал в фондах,
отобрали наиболее интересные, раньше не
выставлявшиеся вещи и восстановили
справедливость: в зале, где находились Владимир
Янкилевский, Элий Билютин и Павел Никонов, для
усиления авангардного контекста повесили
эффектную абстракцию еще одного художника из
школы Билютина, "Геологов" Никонова
заменили его же "Портретом отца", который
сразу представил автора как яркого
темпераментного художника.
Не могу сказать, что мои личные
эстетические симпатии принадлежат коллекции
Ерофеева. Но судить о ней по принципу "нравится
не нравится" несерьезно. Мой опыт уже давно
позволяет мне говорить студентам, занимающимся
русским искусством XX века: "Относитесь к нему,
как врач к болезни, анализируя и осмысливая".
Мы должны создавать благоприятный режим для
каждой единицы хранения, независимо от своих
пристрастий.
Я бы сказал, что ему пристало бы быть
двуликим: совершенным, классическим и в то же
время работающим с молодежью. Так, как это
задумывается в залах, отданных Андрею Ерофееву.
Другой вопрос: как и чем они будут заполнены?"
Иосиф Бакштейн. Искусство уже
коммерциализовалосью. А живописцы
переквалифицировались в иконописцев. Беседовала
Жанна ВАСИЛЬЕВА - "Финансовая Россия"
http://www.fr.ru/Arhiv/2001/47/63.html
" Постепенно участниками этих процессов
осознается тот факт, что принципиального
различия в структуре менеджмента старого и
нового искусства не существует. Если с новым
искусством не обращаться по универсальным
законам, оно никогда не сумеет правильно
состариться.
- Что означает "правильно состариться"?
Превратиться в антиквариат, если хотите. Чтобы в
будущем это произошло, актуальное искусство уже
сейчас должно быть правильно задокументировано,
описано, прокомментировано. Тогда у него есть
шанс перейти на вторичный рынок, оказаться
перепроданным. Но для этого необходимо создание
цивилизованного менеджмента. Это работа и на
будущее арт-рынка, и на будущее всей культуры."
Хачатуров всех посчитал. Все очень похоже. Только толку от такой активности Третьяковки и ГМИИ - ровным счетом никакой. Работать они не хотят. Кураторского замысла - полный нуль. О чем говорить. Лучше не соглашаться, право, на предложения газетного начальства подсчитать итоги года. Глупое это занятье, мне, например, удалось от этого улизнуть.
Сергей ХАЧАТУРОВ. Viva классика!
http://www.vremya.ru/2001/236/7/25934.html
“Резюме: классикой (Эрмитажем) мы начали,
классикой (концептуальной в нее игрой) кончили.
Классика -- это музей. Музей -- это качество,
престиж и честь профессии. Лучшие проекты сезона
убеждают в актуальности всех этих составляющих.
Отрадно.”
Сергей ХАЧАТУРОВ. Блистательное
отсутствие. В лучших проектах
Музея архитектуры сама архитектура оказывается
лишней
http://www.vremya.ru/2001/234/7/25767.html
"Получившаяся в результате диспозиция
вполне адекватно отражает ту стратегию
архперформанса, которой придерживается директор
музея Давид Саркисян. Самое трудно усваиваемое
искусство -- архитектуру -- он сумел раскрутить в
жанре азартного приключения. Неспроста же
работал четыре года на «Мосфильме» и семь лет на
телевидении.
Во многих выставках цикла архитектура
попадает в кадр случайно или не попадает вовсе.
Зато для ее понимания данный проект может
оказаться важней планшетов с иероглифами планов,
расшифровать которые под силу лишь
профессиональным зодчим.
Благодаря выбранной МУАР стратегии
архперформанса мы приучаемся разгадывать
архитектуру по оставленным ею следам. Это и есть
то самое приключение, та самая интрига, что
вывела МУАР в число наиболее интересных
московских музеев."
Классики и современники. Парень
из "Телеграф" опросил художников. Оказалось,
что они любят Ван Гога и Делакруа, но совсем
забыли Пуссена и Энгра. Постмодернисты фиговы.
Тимура Новикова на них нет.
Interviewer on interviews, 22/12/2001 Over the past 15
months, its author, Martin Gayford, has spoken to 65 artists about a work of their
choosing. Looking back, what lessons has he learnt? And who is the artists' artist?
http://www.portal.telegraph.co.uk/arts/main.jhtml?xml=/arts/2001/12/22/baint22.xml&sSheet=/arts/2001/12/22/ixartleft.html
" The art of the 20th century has proved by far the most popular - chosen 30
times out of a possible 65 - followed by that of the 17th century (11), the 15th (seven),
the 19th (six) and the 16th (five). The 18th, and 14th centuries each scored two, as did
the ancient world. The most popular artists were Picasso, Rubens, Van Gogh, Matisse and -
surprisingly - Delacroix, each covered twice.
No one chose Michelangelo, Raphael, Degas, Poussin, Breugel, Ingres, Goya and a number
of other great masters. For month after month, no one chose Picasso, until I began to
doubt that artists liked his work any more."
2. Манипулирование как искусство. Часть 1.
Существуют различные способы определять,
является ли данное явление настоящим искусством
или нет. Есть примерно столько же способов
выяснить, может ли художник претендовать на свое
высокое звание или его претензии не обоснованы.
Критерии эти настолько различны, что выявить
какое-то общепринятое мнение не представляется
возможным. Для определения положительных
качеств внутри данной группы употребляются
слова (в зависимости от контекста) - актуальность,
адекватность, наши, традиция, духовный,
концептуальный... Для негативных определений
враждебных проявлений (в зависимости от
различных условий) - архаичный, тупиковый,
экстремизм, маразм, а в случае владения
молодежным сленгом, - отстой.
В принципе, между различными группами нет
большой разницы и находиться внутри одной из них
невыносимо скучно. Однако сам факт того, что
существуют различные виды клинических состояний,
довольно интересен. Однажды, во время проведения
большой ярмарки современного искусства в ЦДХ в
зале по соседству проходил вернисаж художницы -
мастерицы по томным пейзажам и натюрмортам. Я
получил большое удовольствие, довольно долго
наблюдая в проходе между залами за
презрительными гримасами членов
антагонистических стай, "экстремальной" и
"архаичной", случайно заглянувших на чужую
территорию. Напряжение мышц на лице всегда было
кратковременным, после чего противники
совершенно не замечали друг друга. Стаи не
собирались стенка на стенку, не лаяли друг на
друга и не испражнялись в противника, как это
предлагал делать Свифт. Это говорит о высоком
культурном уровне людей искусства. Как все-таки
мы далеко ушли от средних веков!
Подобные пограничные явления вообще довольно
интересны и я собираюсь и дальше уделять им
особое внимание, но сейчас я хотел бы заняться
одной конкретной проблемой и ее иллюстрацией. Я
как-то услышал высказывание в лагере "традиционного"
- есть высокое искусство, а есть имиджмейкерство.
Вот это последнее, неважно в негативном или
позитивном ключе про него говорится, и есть тема
разговора. Причем я присоединяюсь к тому
негативизму, который звучит в приведенной фразе,
но не по той причине, которая вложена в нее
автором приведенной фразы. Вообще умеет ли кто-нибудь
хорошо имидж мейкать? Конечно, были и есть
художники, успешно использовавшие пару приемов
для удачного продвижения по информационным
полям. Например, Джеф Кунс, женившийся на
известной бляди, бывшей к тому же членом
итальянского парламента. Он добился больших
успехов: когда телевизор (прибор для измерения
успеха делания информационного образа)
рассказывает про Чиччиолину, то есть Илону
Сталлер, то говорит, что она была замужем за
художником (правда у нее с тех пор проблемы). А
когда Джеф Кунс использовал в своей работе образ
Майкла Джексона, информационного шума было очень
много. Один из всемирно известных аукционов
продал керамическую фигурку Джексона за
внушительную сумму и телевизор рассказал и про
Джексона, и про аукцион, и про фигурку, и про сумму,
но почему-то забыл назвать имя художника. В
определенной степени это большой успех,
поскольку элементарное прикрепление ярлыка со
своим логотипом на все, что попадется под руку
автора, - слишком ничтожное занятие. Тогда уж
лучше просто фиксировать в больших количествах
образы медиа-пространства шелкографическим
способом, как делал Уорхолл.
Что же касается нашего российского искусства,
того, которое актуальнейшее из адекватных, то
здесь есть Кулик, который не цеплялся к
существующему образу, а создал уникальный. Но он
так долго эксплуатировал свой эпатажный
анимализм, что это всем надоело, даже ему самому.
А вот еще Мамышев-Монро, приехавший в Москву Бен
Ладеном и понравившийся самому Леониду
Парфенову. Но по сравнению с другими персонажами,
не позиционирующими себя художниками, эти люди
сильно проигрывают. Да вот хотя бы сам Бен Ладен -
вот успех так успех! Вот кто умеет надувать
информационные пузыри и оглушительно бумкать
ими! Кстати, ужасные террористические акты - это,
конечно, очень громкие бумы, но есть и другие,
хотя и не такие громкие, но очень изящные, -
украшения будущих медиа-музеев, малые голландцы,
виртуозная живопись. В разгар авианалетов на
Афганистан, оттуда прозвучало - а зачем вы,
собственно, нас бомбите? У нас нет инфраструктуры,
у нас нечего уничтожать, кроме мирного населения.
А если так уж надо померяться силами, то пусть
один из наших лидеров и Джордж Буш, каждый с
Калашниковым, выйдут один на один в пустыне,
посмотрим кто кого!
На языке официальных информационных сообщений
это звучит так - американцы проигрывают
информационную войну. Для нас же важно следующее
- манипулирование медиа-пространством имеет
давние традиции и замечательные примеры, но
всегда окрашено прагматичностью, то есть
направлено на достижение материальной или
психологической выгоды. Никто не занимается этим
из любви к искусству и это идиоматическое
выражение в данном случае приобретает свой
первоначальный смысл. Скромные экзерсисы
художников в области информационного
манипулирования выглядят жалкими копиями
выступлений их коллег из политики, бизнеса и
других областей. Как правило, художникам
приходится заимствовать не просто приемы, а даже
конкретный образ, пока тот излучает некоторую
информационную энергетику.
Между тем искусство могло бы существовать в
гораздо более сложном контексте и заниматься
более сложными проблемами, чем тривиальная "раскрутка"
данного медиа-персонажа. Современный мир,
основанный на информационных потоках, как
организм на функционировании кровеносной
системы, обладает своей совершенно уникальной
эстетикой, и какому другому институту, как не
искусству, определять эту эстетику? Между тем
никто из художников даже и не приблизился к этим
проблемам. Актуальное искусство гордится своей
принадлежностью к современному философскому
контексту, в частности к Бодрийару, который
впрямую касается данных проблем в таких работах
как "Войны в заливе не было", "Молчание
масс" и других. Между тем оно, актуальное
искусство, совершенно неактуально подходит к
наиболее интересному материалу - информации.
Само слово "медиа" воспринимается не в своем
наиболее естественном значении - проводник,
посредник, а в технологическом - носитель
информации. Попытки работать с информацией
вырождаются в технологический медиа-арт,
состоящий из двух никчемных частей - нет-арта,
убогого манипулирования программами и их
компонентами, и видео-арта, как правило каких-то
компьютерных соплей, сильно напоминающих
натюрморты томной художницы.
Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд,
и об этом во второй части.
Андрей Великанов
25 декабря 2001 года.
P.S. Поздравляю своих читателей с наступающим 2002
годом, годом торжества календарной симметрии!
Интересно, учудит ли кто-нибудь что-нибудь
интересное 20-го февраля?
3. С 11 по 21 июля
очередной МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ
(Никич-Форум, ЮП)
информационное письмо
Тема экспозиции Московского международного
форума художественных инициатив ‘2002 года – «РОДИНА
/ОТЕЧЕСТВО» («MOTHERLAND / FATHERLAND»). К участию
приглашаются художники и кураторы, чьи интересы
могут оказаться задетыми широким спектром
возможных трактовок темы. Их многообразие:
лирика, философия, социальная и гендерная
проблематика, история и актуальная политика… –
были обозначены на предварительном обсуждении
темы Форума, состоявшемся 10 августа в рамках
Московского международного форума
художественных инициатив 2001. Участники
обсуждения также обратили внимание на
возможность создания или проектирования в
различных масштабах и в многообразии контекстов
– от культурных до политических и экономических.
Московский Международный Форум Художественных
Инициатив будет проходить в Московском
государственном выставочном зале «Новый Манеж»
с 11 по 21 июля 2002 г. Монтаж экспозиции – с 8 по 11
июля. Демонтаж – 22 июля. Пресс-конференция – 11
июля в 15:00. Открытие – 11 июля в 17:00.
Экспозиционная площадь, на которую могут
рассчитывать авторы проектов – от 10 до 50 м2.
Организаторы предоставляют участникам
согласованные выставочные площади и
обеспечивают необходимую конфигурацию стендов (с
этой целью по желанию участников из модульного
оборудования размером 340х120х60 и 220х140х30
выстраиваются необходимые выгородки).
Экспозиционные материалы монтируются: на
основные стены зала – с помощью подвески на
штанге, на выгородки – в произвольной технологии.
Электрооборудование и электрические схемы
должны монтироваться только в пожаробезопасных
технологиях.
Кроме предоставления площадей участникам,
организаторы берут на себя расходы по выпуску
пригласительных билетов, и каталога и
организации коммуникационной компании. В рамках
Форума будут проведены специализированные
круглые столы и презентации для участников
Форума, гостей и прессы.
Все детали, касающиеся условий осуществления
проекта, оборудования экспозиционных площадей,
материалов для каталога согласуются
руководителями (кураторами) проектов с
организаторами Форума в индивидуальном порядке.
Заявки на участие (в свободной форме) принимаются
до 28 февраля 2002 года по электронной почте: nikich@aha.ru
Куратор Московского международного форума
художественных инициатив
Георгий Никич
4. Интересное отовсюду.
***
Московская XL-галерея приглашает 30 декабря в
19.00 на критическую оперу Константина
Звездочетова
***
***
Новая звуковая версия "Неоконченного
гимна для механического Михалкова": стихи
читают роботы-декламаторы Клавдия и Тимофей!!!
Сочините новый гимн и роботы прочтут его. Чтобы их
услышать, необходима звуковая карта и плеер mp3-файлов.
На странице проекта размещена фотография, на
которой отчетливо видно, как плохой лимоновец
ударил головой ногу сына автора первого текста
на музыку Александрова, известного режиссера.
***
***
Сергей Братков (Риджина) -
участник зимней выставки в Institute of Visual Arts
Университета штата Висконсин, город Милуоки.
Выставка представляет четырех художников из
четырех стран: Нидерландов (Tiong Ang), Украины,
Бельгии (David Claerbout) и Венесуэллы (Jose Antonio Hernandez-Diez)/ Подробности
***
***
Европейская Биеннале современного искусства
"Манифеста-4" http://www.manifesta.de
откроется в конце мая 2002 года во
Франкфурте-на-Майне.
***
До 7 февраля "Эффект
Ларсена" (для музыкантов более привычно
название feedback - резонансная катастрофа при
критическом приближении микрофона и
громкоговорителя) - выставка в Центре
современного искусства O.K., Линц, Австрия
***
Коллекция Solomon R. Guggenheim Foundation пополнилась 275
современными работами на сумму около $6 миллионов.
Заурядный факт, если бы не одно НО: в основном это
видео работы и new media art. Подробнее
***
СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ.
В ЕЖЕДневных Новостях
Искусства@ARTINFO
Пополнение 3-4 раза в день.
Андрей
Ковалев
Андрей Великанов
Сергей Тетерин
Юрий Пластинин
*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||