← Ноябрь 2001 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.artinfo.ru/ru/news
Открыта:
22-12-1999
Статистика
0 за неделю
Новости Искусства@ARTINFO
Новости Искусства@ARTINFO
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб
навигатор,
Органайзер Андрея Ковалева,
Не добрый и требовательный Андрей
Великанов,
Сергей Тетерин Ньюс
http://www.artinfo.ru/ru/news
Ведущий рассылки - Юрий
Пластинин.
29.11.2001
N 66, 2001
Новостной блок + новый раздел
"Органайзер" Андрея Ковалева + Сергей
Тетерин Ньюс (в этом выпуске нет),
Андрей Великанов "Странная история
доктора Джелмана и мистера Марта. Об этимологии и
энтомологии некоторых имен".
В этом номере НовостейИскусства@ARTINFO:
1. Органайзер #7 Ковалева Андрея - OKA #7: . Еще
раз об Иллюзии и шутках Мирового Разума у Инфантэ
и Горюновой; Соцарт - это весело; самодонос
Хлобыстина в налоговую инспекцию; перед
шедеврами надо плакать светлыми слезами; мир без
Джулиани >>
2. Органайзер #8 Ковалева Андрея ОКА #8-1:
Олимпия - пятилетие МДФ; дипарта никогда не
было, гражданин Лианозов; Кулик - мягкий и
пушистый, а Лиза Морозова - арт-самка >>
3. Андрей Великанов "Странная история доктора Джелмана и
мистера Марта. Об этимологии и энтомологии
некоторых имен" - "... из ночного эфира ОРТ: -
Как ты сказала, как тебя зовут? - спросил Дибров. -
Марта! - сказал Фрай (или наоборот). - А вот и
ошиблась! - закричал торжествующе Дибров. - Ты
ведь мне об этом ни слова не сказала! - Я думала, вы
хотели спросить, как меня зовут... - пояснила Марта.
- Если б я хотел, я бы так и спросил! >>
4. Самое интересное отовсюду -
ярмарка интеллектуальной литературы NON/FICTION
3 + страна воров + королева с 6 тысячами картин
в охапке + Питерские мультимедийные спецы могут 30
ноября получить работу в институте ПРО АРТЕ +
"мы наш, мы новый миф построим; кто был никем,
тот станет всем" >>
*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news ***
1. Органайзер Ковалева Андрея - OKA #7 Еще раз об Иллюзии и шутках Мирового Разума у Инфантэ и Горюновой; Соцарт - это весело; самодонос Хлобыстина в налоговую инспекцию; перед шедеврами надо плакать светлыми слезами; мир без Джулиани.
Классики-1 Франциск Инфанте и
Нонна Горюнова
Текучка-1 - Николай Вечтомов в
Файн Арт
Текучка-2 - Мамонов о Кошлякове,
Агунович - о Чуйкове
Классики-2 - Михаил Рогинский,
Косолапов и Шутов
Серфинг - Олег Кулик и Дима Врубель
встретились с иностранными корреспондентами
Новостюшки - мы потеряли Джулиани,
надо плакать, постмодернисты против Мельникова.
Классики-1 Франциско Инфанте с
Нонной Горюновой много получили по поводу
выставки в "Крокин-галерее" приношений. Вот
они - будут отправлены на страницу
Классика. Хотя, сразу оговорюсь, что несколько
побаиваюсь такого искусства, в котором начисто
отсутствует ирония. Хотя, классикам, конечно,
можно все.
Андрей Ковалев О
природе иллюзии и иллюзии природы
"Мастерам-иллюзионистам, работающим по
старинке, пришлось специально доказывать
реальность творимых ими оптических мистерий. Так
что ощущение некоторой монотонности, которая
преследует зрителя на выставке, вполне объяснима
— перед нами не просто отчет о проделанной
работе, но рассказ о проделанной жизни и о том,
что сам художник и есть главный артефакт. Но все
равно, самый захватывающий и самый неиллюзорный
аспект выставки — удивительная романтическая
история двух отшельников, которые удалились в
дикую природу из социальной и технологической
утопии в поисках великой иллюзии.”
Константин Агунович. Между небом и землей –
Франциско Инфантэ, Нонна Горюнова – “Афиша”
http://afisha.net/vystavki-review.phtml?id=536819
“Среди прочих концептуалистов, которым их
концептуалистским статусом положено выяснять,
почему нечто может существовать в качестве
произведения и как оно это делает, эти, видимо,
были выделены Гройсом за то, что кроме чисто
технического интереса к устройству искусства им
был явно приятен сам факт его существования в
форме "произведений". Чувство, словно бы
игнорирующее время, эпоху, когда под вопросом
было вообще существование искусства - все ведь
уже сделано, что же дальше и как? - и казалось
романтическим.
Примечательный факт: ведь чтобы художника
стали звать то туда, то сюда, его искусство должно
обладать некой универсальностью языка,
понятного и там и сям. Или, проще говоря, должно
являться собственно искусством.”
ХАЧАТУРОВ
Простуженный Эдем. В галереях актуального
искусства вошел в моду “высокий штиль”
“Гройс промазал. Хотя бы потому, что суть
московского концептуализма -- редукция идеологии.
Редукция идеологии артикулирует себя как “минус-прием”.
Автор ускользает, становится “пропущенным
элементом” в аранжировке языковых клише и
штампов. Творчество Инфантэ и Горюновой
концептуализму оппозиционно. Прежде всего
потому, что их искусство не об исчезновении, а об
обретении автора. Автора, который, по словам
Инфантэ, помогает отыскать “точку ясного
видения”. Благодаря такой точке просто пейзаж
превращается в артсобытие. Артефакты Инфантэ --
это свободная от идеологии визуальная мистерия.
Источником его картины мира служат ресурсы
зрительной памяти, собственно мир искусства --
творения великих модернистов начала XX века.”
Текучка-3 В "Москоу Файн арт"
- выставка лианозовского классика Николая
Вечтомова. Откликнулся только неутомимый
Велимир Мойст. Я туда не попал - у Филатовой в
пятницу обнаружились какие-то трудности. Вот и я,
по правде говоря, в больших трудностях - как
писать и говорить про этих милых людей.... Черно
все. Но небольшую страничку Классика
Николая Вечтомова я все же составил. Как то
категорически не совпадают величественные
баснописания о героических временах и довльно
невзрачные картинки, которые остались от эпохи -
или продолжают производиться. Но, как говорил
товарищ Сталин товарищу Берия, который стал
жаловаться, что писатели пишут плохо и не
понимают новую эпоху - "У мэня нэт для тэбя
других писателей"
Велимир Мойст В одной черной-черной галерее был
черный-черный зал... - "Газета.ру", 16 НОЯБРЯ
12:16
http://www.gazeta.ru/2001/11/16/vodnoj4ernoj.shtml
"Декоративный
космизм воспринимается сегодня с большим
скрипом. Не потому, что стал немоден, а потому, что
давно себя дискредитировал. Духовидчество в
светской культуре вообще подозрительно, и если
существуют здесь достижения вроде картин
старшего Рериха, писаний Хлебникова или фильмов
Тарковского, то по причине громадного потенциала
авторов. Отображай они хоть процесс коррозии в
водопроводной трубе, хоть миграцию сусликов, все
равно получилось бы космично и пророчески.
Нынешний экспонент таким универсальным даром не
обладает, и его заигрывание с метафизикой
выглядит панибратством. Впрочем, когда дело
доходит до тонких материй, всякого критика можно
в ответ уличить в душевной невосприимчивости к
музыке сфер. Согласен: в большинстве случаев не
пробирает. В вечтомовском исполнении в том числе."
Текучка -2. Подошли еще - рецензия
Брогдана Мамонова на Кошлякова,
а на "Афише", наконец повесили превьюшечку
Агуновича на выставки Ивана Чуйкова
Богдан Мамонов. Расчет стайера. “Выбор
масштаба” Валерия Кошлякова в Музее архитектуры
– “Среда.ру – Полит.ру”, [14.11.2001].
http://www.polit.ru/documents/454736.html.
“У современного художника есть одна
существенная проблема: от него все время ждут
самоповторений - и одновременно втайне надеются
увидеть что-нибудь новенькое. Кошляков честно
оправдывает первое ожидание, но с каждой новой
выставкой все настойчивее встает вопрос –
ответит ли он когда-нибудь и на второй вызов.
Константин Агунович. Иван Чуйков – “Афиша”
http://afisha.net/vystavki-review.phtml?id=516720
“О том же самом, в общем-то, и нынешний проект.
Об иллюзии, составляющей родовое сходство
зеркала и картины. О пустоте, которая маячит за
всякой иллюзией, стоит только иллюзии дать сбой, -
о настоящей Пустоте, не чета физическому вакууму.
Только нынешняя подсветка - не та серебристая
холодность снимков, словно бы убеждающая в
рассудочности и строгости мышления автора. А
прямое, без обиняков предложение посмотреться в
зеркало далеко от прежних игр со зрителем.
Слишком уж серьезно. Слишком минималистично: на
вернисаже один критик заметил, что пусть
обстоятельства сложились теперь так, что проект
реализован, все равно, будь у Чуйкова в
распоряжении где-то полмиллиона долларов, вот
это вышел бы настоящий, впечатляющий минимализм.
А так остается чистая метафизика, сделать из
которой искусство еще задача, и некоторая
оторопь от того, что Чуйков с прибором показал
действительно пустоту, как обещал, не меньше - но
и не больше, правда.”
Классики-2 А вот еще приношения
классикам.
1. Покопался по архиву и Яндексу, составил
страничку на лагунного нашего героя Сергея
Шутова
2. Пока делал интервьюшечку с Александром
Косолаповым, составил для него Страницу
Классика.
3. А вот еще - Михаил Рогинский, классик. И интервью с ним
на Русс.ру
Андрей Ковалев. Зрелое воображение Михаила
Рогинского. Из бесед с живыми авангардистами –
Русский журнал, 16 Ноября 2001
http://www.russ.ru/culture/vystavka/20011116_ko.html
"Раушенберг сказал: "Живопись - это нечто
среднее между искусством и жизнью. В этом
промежутке я и работаю". А я бы сказал, что
живопись - вместо жизни. Или, другими словами,
живопись - это нарисованная жизнь. Я не хочу знать,
откуда что появилось. Я просто рисую - вот стоят
люди, вот они говорят, едут куда-то
У меня всегда была сильная идиосинкразия к
искусству. Я не любил никогда и сейчас не люблю
искусство, даже когда им занимаюсь. Хотя, конечно,
люблю смотреть хорошую живопись. Но среда
искусства мне чужда, люди искусства мне, в общем-то,
далеки. Хотя к занятиям искусством я отношусь
очень серьезно, я ничего другого просто не знаю.
Но я не могу сказать, что с людьми искусства я
близок. Как женился в пролетарской среде, так все
и пошло. Вот так все получилось.”
Серфинг -1. Провел обследование
различных мест на предмет того, что пишут о наших.
Конечно, все больше Кабаков, немного Михайлова и
несколько Куличков. Про нас, в общем-то забыли – в
поиске журнала Art Forum на слово “russian”
откликнулось всего 4 линка – да и то пустых.
Вот в “Гардиан” чувихе что-то гонят Хлобыстин
и Врубель. Но это, кажется, вообще последняя
статейка в жанре “путешествие в Восточном
экпрессе на край света”. Если кто не помнит, то у
советского и постсоветского художника была
такая специализация - гнать про всякий углинесс и
фридом. Только все кончилось – последние гоны
датированы 1999 годом. Что теперь делать художнику?
Печально все это
John O'Mahoney. Jilted artists seek solace in ugliness, Friday March 12, 1999
http://www.guardian.co.uk/Archive/Article/0,4273,3835659,00.html
“Not only could artists, writers and filmmakers suddenly exhibit, publish and
travel freely, but there seemed to be an insatiable appetite for their work.
(Andrei Chlobystin) - After having no money for my entire life, I suddenly had a
gold Visa card and $50,000 in a Rockefeller Foundation account. But I thought it was
absolutely normal. I thought that this was how artists were treated in the West."
The euphoria couldn't last long. Freedom created as many problems as it solved,
sweeping away the hero status of the non-conformist, often revealing work whose only prior
achievement was its existence. The West quickly tired of Russian art.
to create a truly contemporary culture have led down blind alleys or towards
dangerous extremes. The latest generation of Moscow artists, such as Alexander Brener,
best known for daubing a painting by Kazimir Malevich with a lurid, green dollar sign, and
Oleg Kulik, who has photographed himself having sex with dogs, are on a crusade to
outmanoeuvre the ugliness of society by being even more ugly and brutal.
Popular heavy metal band Metal Corrosion are openly fascist. Timur Novikov's
Neo-Academic movement is engaged in a battle against "Western" modernism. And
the works of state-sponsored artist Ilya Glazunov depict thick-lipped black youths
carrying off naked white women and bearded Hasidic Jews sipping Russian blood.”
Вот Кулик что-то гонит. На этот раз он слово “Ленин-прик"
своими телами на Красной площади рисовал.
'This is a time of animal passion' - Guardian, Friday March 12, 1999
http://www.guardian.co.uk/Archive/Article/0,4273,3835660,00.html
(Oleg Kulik) “'So, in response, we created work that was as crude and brutal as
possible. In the Spring of 1991, before the coup, we spelled out words 'Lenin Prick' with
our bodies on Red Square in front of the mausoleum, prompting the government to take us to
court
Russian life is still caught up with animal passions, where there is strength and
energy but often things are done just to demonstrate this strength and for no other
practical reason. Crudity is part of the feeling of freedom. And it was for this reason
that I, through my art, became an animal, a dog. I'm not trying to be provocative ? I am
just trying to be true to life.'”
Серфинг-2 Но есть явления и отрадные. Все тот
же серфинг принес заметочку о Вархоловской
неделе в Москве. Вот на нее ссылочка, в подарок
Марату: Хотя и из "Москоу Таймс". Но - по-аглицки
зато
Kevin O'Flynn Warhol Pop Gets Week In Moscow -
Tuesday, May. 29, 2001. Page 4
http://www.themoscowtimes.com/stories/2001/05/29/013.html
“Warhol visited Moscow once in 1978 and said he could see no beauty in a place that
had no McDonald's. But Moscow and its artists have certainly found something in Warhol.
The main thing was his flexibility," said gallery owner Marat Guelman.
Guelman said he hoped holding such an exhibition at one of Moscow's most prestigious
museums would help legitimize contemporary Russian art.”
!!!!!КАРАУЛ!!!!! -
Сергей ХАЧАТУРОВ. Деконструкция по-московски.
Шедевр Константина Мельникова на краю гибели
://www.vremya.ru/2001/212/7/24017.html
Не модернизм, а постмодерн, не конструктивизм,
а деконструкция. Поиграть в нее решили недавно
московские власти вместе с уважаемым Главным
управлением охраны памятников (ГУОП). Объектом
был выбран шедевр, объединивший сразу двух
упомянутых выше мэтров (Константина Мельникова и
Владимира Шухова), -- так называемый
Бахметьевский гараж.
Как истые постмодернисты, московские власти
решили, что нынче контекст куда важнее, чем текст.
Решили и придали памятнику сугубо маргинальный
статус.
Как подобное заключение может соотноситься с
идеей устройства на территории гаража
оздоровительного центра, мне, ретроградному
модернисту, не очень понятно. Для постмодерниста
-- нет проблем. Очень даже может: ведь не семантика
важна, а синтаксис, тело знака.”
Только сейчас арткритики во всем мире осознали
масштабы потерь - на место шикарного Джулиани
стал совершенно дурацкий Блумберг. Я лично плачу
- мне лично Джулиани много бабок принес своими
эскападами. А теперь и писать особо не о чем.
David D-Arcy. Bloomberg wins! Will the arts too?
http://www.theartnewspaper.com/news/article.asp?idart=8071
"He will have his hands full and museums may be hoping against hope that the
Rubens in his name will bring something special to them. So far as anyone can tell, city
budgets will be anything but Rubenesque.
No one expects Mr Bloomberg to be an adversary of museums, comparable to the way that
Rudolph Giuliani made a cause of the "anti-Catholicism" of "Sensation"
at the Brooklyn Museum of Art last year. Having spent his own money, Mr Bloomberg has no
set of conservative donors to whom he must answer."
Чудный текст про то, что перед картинами
следует плакать. А написал его чудный человек по
имени проф. Джеймс Елкинс. Плакать хочется, читая.
JAMES ELKINS. The Ivory Tower of Tearlessness
http://chronicle.com/free/v48/i11/11b00701.htm
“As part of my research on people who have been moved to tears by paintings, I
called and wrote to a number of nationally and internationally known art historians.
The majority of replies were unambiguous and to the point: Crying is not part of
the discipline, and has nothing to contribute. The more famous the art historian, the less
likely he or she had ever cried. Based on my somewhat random survey, I would have to say
tearlessness is a criterion of good scholarship.”
2. Органайзер Ковалева Андрея - OKA #8-1 Олимпия - пятилетие МДФ; дипарта никогда не было, гражданин Лианозов; Кулик - мягкий и пушистый, а Лиза Морозова - арт-самка.
1.Заветное - 5-летний юбилей МДФ
2. Текучка-1 - Коллекция Бар-Гера
3. Текучка-2 - Дедушка Вечтомов
4. Текучка-3 - Все, что вы хотели
знать за новый проект Кулика, но боялись спросить
у Бредихиной
5. Текучка-4 - "Детский Сад",
Поездки за город-2, Владимир Сальников
6. Братушечки в окошечках - "Артбизнесконсалтинг",
Лиза Морозова - арсамка, Марина Абрамович -
великое тело
На этот раз с Историей онлине ничего не
получилось - оказалось много всякой текучки и
светской жизни - то Бар-Гера, то Свиблова Ольга
Львовна. Но пусть будет одна текучка, тем более,
что речь идет почти сплошь о живклассиках. Один
Куличок-муличек чего стоит. да и С.О.Л. - тоже
оченно живчик. Сразу всех приглашаю сегодня, в 16.00
в ИСИ им. Бакштейна-Кабакова на лекцию шикарного
Дугласа Дэвиса, основоположника медиаарта и
всего на свете (http://www.douglasdavis.net/).
"В 1977 г. совместно с Йозефом Бойсом и Нам
Джун Пайком им был организован первый
спутниковый видео-перформанс для демонстрации
на выставке "Документа 6".
http://www.artpiter.spb.ru/news/showone.php3?id=1667
Заветное - 5-летний юбилей МДФ. Ольгу
Свиблову очень любят все мэры и критики. Критикам
Ольга Львовна часто сама (!!!!) звонит с
нелицеприятной критикой по мобильному телефону.
А критики - они не обижаются, прислушиваются. Вот
даже Вася Соловьева прислушалась - и осознала
величие О.Л.С. и М.Д.Ф., присоединилась к
дифирамбическому хору. Хотя я лично думаю, что
эта Василиса ваша пресловутая - дура набитая.
Завистливая страшно и в фотографии ничего не
понимает. Душить ее пора.
Василиса Соловьева. Триумф Оли и торжество
светотени. Ольге Свибловой, директору МДФ и
человеку. - "Время МН", 24 ноября
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/214/7/3
"У Ольги Свибловой все получается ? она
стала героиней светской хроники, мелькает на
телеэкране, проводит пресс-конференции, то есть
по праву занимает почетное место в московском
истеблишменте.
А все потому, что Ольга Свиблова одним доказала
реальность существования фотографии как
искусства, другим ? что фотография есть
непременный элемент красивой и хорошо
обустроенной жизни.
Нигде будущий музей не открывал своего
магазина раньше открытия постоянной экспозиции.
В любом случае этот новый вид деятельности
Московского дома фотографии является ответом на
запросы современной публики, желающей покупать
фотографию красиво и дорого, как мебель и одежду
в бутике."
Никита АЛЕКСЕЕВ. Торжество
светописи. (N44 от 27.11.2001)
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=10154&chapter=12
"Так что не нравится вам засилье
фотографии v вступайте в ряды талибов или еще в
какую-нибудь фундаменталистскую организацию.
Впрочем, даже самые мрачные ревнители
благочестия, и те вынуждены пользоваться
фотоаппаратами. Повторяем: фотография v это наше
все.
МДФ пытается разобраться с этим феноменом и
делает это весьма успешно. Так что поздравим его
сотрудников с юбилеем, пожелаем им всяческих
успехов, а за себя порадуемся потому, что МДФ у
нас есть."
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Первая пятилетка
http://www.vremya.ru/2001/217/7/24433.html
"Ощущая себя первопроходцем, Московский дом
фотографии не разменивался на мелочи. Энтузиазм,
близкий открывателю Трои Шлиману, заставлял его
отбрасывать в сторону целые культурные пласты в
непрерывном поиске новых чудес и сокровищ.
Публике оставалось только присоединиться, не
слишком вникать в предложенное изобилие,
наслаждаться широтой жеста и яркостью образа.
Московский дом фотографии -- наиболее успешный
культурный проект столичного правительства.
Собственно, это его единственный экспортный
товар, поскольку других своих любимцев городское
начальство не может показывать значительно
более продвинутым коллегам из мэрий западных
городов без опасения вызвать серьезный
культурный шок."
Игорь Гребельников. Итоги пятилетки. Юбилей
Московского дома фотографии "Коммерсантъ
, 26.11.2001
http://www.weekend.ru/art/news.cfm?id=3B7CDBD3-F831-40E8-9BA3-85800401EAE9
"Так фотография в Москве становилась
главным из искусств.
И, судя по отшумевшим торжествам, стала. Не
фотография этому виной, а грамотный пиар и
менеджмент, скажут завистники. На что им юбиляр
отвечает огромной выставкой новых поступлений в
коллекцию музея "Московский дом фотографии"
На верхних этажах МДФ
пахнет стругаными досками, висят электрические
провода: там еще идет ремонт. Но это
соответствует характеру экспозиции v залы
заполнены современным искусством. Полноценного
музея современного искусства в Москве нет, и Дом
фотографии умело этим пользуется. Благодаря ему
московское современное искусство за последние
пять лет приобрело отчетливо фотографический
акцент."
Николай МОЛОК. ЖАР-ПТИЦА Московскому дому
фотографии исполнилось 5 лет. - "Известия",
25.11
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=10273
"Дружба с властью - Свиблова опять же первая,
кто в свое время сумел заручиться надежной
поддержкой московской мэрии. Дружба со
спонсорами - так, как умеет любить спонсоров
Ольга Львовна, не умеет никто. Дружба с западными
фотографами и фотокураторами - отсюда регулярный
обмен выставками и, в частности, приезд в Москву
фотографов с мировым именем. Дружба с
отечественными актуальными художниками - их
работы Свиблова не только показывает, но и
закупает, а также вывозит на престижную ярмарку
"Пари-Фото".
Кстати, в том же Пушкинском подобные выставки
проходят раз в десятилетие, если не реже. А в МДФ -
каждый год. Это к вопросу о самом динамичном
музее."
Юлия Галямина. Слава строителям пятилетки! -
Газета.ру, 26 НОЯБРЯ 12:40
http://www.gazeta.ru/2001/11/26/slavastroite.shtml
"За пять лет участники проекта, работавшие,
по словам директора МДФ Свибловой, с "энтузиазмом
рабочих первых социалистических пятилеток",
сделали 8 международных фестивалей, 200 выставок
российской и зарубежной фотографии в Москве,
регионах и за рубежом, выпустили 16 фотоальбомов.
Обо всем этом эмдээфовцы отрапортовали
московскому правительству и спонсорам. По старой
советской традиции в праздничном отчете
доложили и о вещах, существующих только на бумаге.
По адресу www.mdf.ru никакого
обновленного сайта вы не найдете."
Текучка-1 - Коллекция Бар-Гера
С супругами Бар-Гера и ранним нонконформизмом у
меня, вообще говоря, довольно сложные отношения.
Когда-то я написал "плохую статью", говорят,
что кто-то даже собирался меня вызывать на дуэль.
Потом я художнику Брусиловскому поклялся вообще
никогда этого гадкого слова не говорить. Тем не
менее, проблема дипарта как была, так и осталась.
Придется с этим как-то жить - это искусство,
похоже, никого, кроме нас не интересует. от эта
нехорошая статейка, потом компендиум из
саморазоблачительных текстов, а также - разные
материалы.
Андрей Ковалев. Dip-art: Deep Art of the Cold War - www.russ.ru
http://www.russ.ru/krug/20000820_kov.html
Ковалев. Глубокое искусство: дипломатия
холодной войны "Сегодня", 25.07.96
"И именно дипкорпус и выпествовал у
аборигенов специальный экзотический продукт -
русскую духовность, вылившийся в так называемый
дипарт. (Не от слова глубокий).
При сем, наверное, все это были вполне
симпатичные и дружелюбные люди, не без риска и
пафоса пытавшиеся помочь независимым художникам
в их борьбе против тоталитарного режима.
Но обслуживать эстетические пристрастия
сотрудников госдепа столь же пагубно, что и
создавать произведения по приказу
Идеологического отдела ЦК. И художники, люди
несомненно мужественные, тоже ни в чем не
виноваты. Просто произошла роковая абберация.
Контакт с реальным западным искусством был
перекрыт двойным барьером, который начал
нарушаться только к концу семидесятых.
Курьез здесь в том, что коллекция представляет
собой безукоризненную подборку дипарта -
Рогинского с его грубыми примусами, конечно там
не может быть, как не может быть и Комара-Меламида.
Только качество и духовность."
Андрей Ковалев. Введение в музей
современного искусства - "ПИНАКОТЕКА"
http://pinakotheke.artinfo.ru/n3/3kovalev.htm
"Для иностранных дипломатов и
коллекционеров произведения неофициальных
художников были экзотикой, и масса вывезенных на
Запад в дипломатическом багаже произведений
совершенно растворилась и не попала в культурный
оборот. Даже неплохо подобранные и музейно
обработанные коллекции супругов Бар Гера (Германия)
Нортона Доджа так и остались собраниями
экзотических раритетов. В силу привязанности к
референтной группе, эти собрания не несли в себе
аналитической функции и поэтому никак не могли
стать основой для Музея."
АНАТОЛИЙ БРУСИЛОВСКИЙ:"Я ХОЧУ ЗАНИМАТЬСЯ
ТЕМ, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ МНЕ УДОВОЛЬСТВИЕ" - Время
МН
Брусиловский - "Была какая-то пена,
третьестепенные художники, ошивавшиеся на
приемах, которые делали какие-то поделки и
получали за это деньги. Это вполне можно назвать
дипартом. Назвать же дипартом всю ту плеяду
художников, которых знают во всем мире - это
просто невозможно. Это бранное словечко. Нас уже
не сажали в тюрьму, но стремились высмеять и
посеять недоверие к своим силам. А теперь
говорить дипарт - все равно, что говорить - чурка,
хохол, жид, москаль...
- А.К. Я готов взять на себя обязательство никогда
больше не говорить таких плохих слов. Но Нос
критика Ковалева употреблен еще и потому, что вы
как-то очень неодобрительно относитесь к
критикам вообще"
А вот так я исправился - не сказал слова
дипарт, хотя очень хотелось.
Андрей Ковалев. Жизнь вечного
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/213/8/2
"Но тут обнаружилась ужасная в своей
безысходности ситуация ? спрятавшиеся меж
завалов фотоотпечатков картины выглядят, мягко
говоря, несколько убого и очень провинциально. А
героический художественный быт ? долгие
заседания в мастерских за чашкой водки,
баснословный спор с Хрущевым, запрещенные
выставки ? напротив, вызывает самый безусловный
интерес. И дело тут вовсе не в том, что мы плохо
знаем свою историю, а в том, что сама история
такова. И эта история ? не последовательность
великих свершений, а летопись великой битвы.
Именно поэтому возникает странное противоречие
между глубоко депрессивной живописью и горящими
глазами, патетически растрепанными бородами,
экспрессивной жестикуляцией, то есть общей
гедонистической атмосферой, которая так
захватывает на этих старых фото."
А дальше пресс-релиз и рассуждения коллег. Две забавных вещи - сайт Музея Современного искусства лежит на личном сайте Церетели. Сверху его шапочка, зурабова. Хорошая штука - интернетушка. Хотя и ХЖ тож лежит на Гуельман.ру. Но в данном случае следует понимать, что современное искусство - это Церетели, а Церетели - это современное искусство. Просто чума какая-то. Кроме того, хотелось бы обратить внимание товарищей, что отличную фразу про гражданина Лианозова сказала Мария Андревна Чегодаева, большой любитель Зураба Константиныча. Радикалы наступают со всех сторон, а мы, консерваторы и Хранители ценностей должны плотнее сплачиваться вокруг единого ядра.
Хронология НОН конформизма * 1955-1988.
из коллекции Кенды и Якоба Бар-Геров, Германия
http://www.tsereteli.ru/mmsi/nk/
Немецкие коллекционеры Кенда и Якоб Бар-Гера в
последний раз показывают в Москве свое собрание
живописи советских нонконформистов - 21.11.01 04:23 РИА
"Новости", Елена Титаренко/.
http://www.rian.ru/rian/intro.cfm?nws_id=18944
Ю П - Бар-Гера
http://www.artinfo.ru/ru/news/default.asp?m=main/art.htm#выставка
из собрания Кенды и Якоба Бар-Гера, Германия
"Выставка сделана в соответствии с модой на
фотографии. Фотодокументация, абсолютно
заслонив работы героев нонконформизма, вероятно
самодостаточно отражает миф отдельного
нонконформистского искусства. Не в банальном
смысле мифа выстраиваемого для достижения
утилитарных целей, но в смысле мировозренческом."
Константин Агунович. Коллекция Бар-Гера - "Афиша"
http://afisha.net/vystavki-review.phtml?id=536734
"И хотя и декларировали, что собирают они
именно неофициальное советское искусство и
только до 1988 года (отмечая таким образом год
знаменитого аукциона современного русского
искусства, на котором современное русское
искусство впервые было продано открыто и за
рыночные деньги, то есть по галерейским меркам
включилось в мировой контекст), собирали они на
самом деле только то, что было искусством в
представлении достаточно узкого круга лиц. Чаще
всего для определения этого искусства
используется термин "шестидесятничество".
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Из огня да в полымя.
Искусство нонконформистов выставлено в музее
Церетели
http://www.vremya.ru/2001/214/7/24165.html
"Контекст решительно вышел на первый план.
Процесс, в который уже раз, оказался не менее
интересным, чем его результаты.
Историческая дистанция оказалась гораздо больше
нескольких прошедших десятилетий. В московской
выставке фотографии как-то сами собой смешались,
преодолели искусственность концепции, и
множество индивидуальных историй слились в одну
общую историю московского нонконформизма,
романтическую и героическую, слишком
литературную, чтобы быть правдой."
Велимир Мойст. Прощальный эксклюзив v Газета.ру,
22 НОЯБРЯ
http://www.gazeta.ru/2001/11/22/prosaljnyjek.shtml
"Теперь Якоб Бар-Гера, о чем он и сообщил на
вернисаже, заинтересован в реэкспорте, но не
самих произведений, а представлений о них как о
выдающихся. Нынешняя выставка призвана
производить в россиянах скорее педагогический,
чем эстетический эффект.
Для пущей доходчивости все фигуранты считаются
одинаково великими. А если уж коллекционер
просит российских искусствоведов хотя бы
обратить внимание на своих подопечных, значит, до
квалифицированной их сортировки дело дойдет не
скоро."
Оксана Хмара. Легенды смотрели на мифы.
Художественное подполье в фотографиях - "Коммресантъ",
23.11.2001
http://www.weekend.ru/art/news.cfm?id=28976E3C-3A5F-43D6-9972-86DD2F513073
"Вернисаж, на который явились многие герои
выставки (из тех, кто жив и в Москве), превратился
в импровизированный вечер воспоминаний об эпохе
художественного подполья.
Как простительна и беспорядочность развески:
фотографии разных лет на выставке перемешаны
точно так, как они бывают перемешаны в семейных
альбомах.
Некоторые из героев выставки были недовольны
таким смешением жанров. Но во-первых, пара Бар-Гера
уже показывала в России собственно
художественную часть своей коллекции, во-вторых v
без этой, хоть и минимальной дозы искусства,
выставка рисковала превратиться в зрелище
только "для своих", то самое рассматривание
семейного альбома, которое для чужаков занятие
все-таки утомительное."
Мария Михайлова. ХРОНИКА В КОНТЕКСТЕ ХАОСА. -
Вести.ру
http://www.vesti.ru/printed/1006510971.html
"Хаос как общий стиль работы отразился и
экспозиции выставки - не хватает музейной
стерильности. Стартует выставка на первом этаже,
что никак не обозначено, а основная часть загнана
на третий этаж. Не всякий разберется, что
крашеные деревяшки - это еще не то, а картинка
Кабакова - уже самое оно.
Что ни говори, но иногда эстетическая
всеядность бывает во благо. Что же касается
странного контекста, в котором оказалось
искусство советского подполья, то это можно
расценивать не как нелепость, а как смелый
творческий эксперимент. А уж к этому
нонконформисты были склонны с младых ногтей."
Ольга КАБАНОВА. КАК МОЛОДЫ ОНИ БЫЛИ Семейный
альбом нонконформистов - "Известия", 23.11.01
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=10202
"Даже самая изощренная документация никогда
не воскресит ушедшее. В истории будет жить только
легенда, сотканная из тех фактов, которые удачно
легли в ее сюжет, прочее скоро забудется. Пока
легенда не сложилась, конфликт человеческих
слабостей неизбежен. Сутолока воспоминаний,
неутихших амбиций, застарелых обид, новых (как
правило - героических) интерпретаций подзабытых
сюжетов (часто - очень прозаических) мешают не
только развеске выставочных экспонатов, но и
трезвому отношению к самому явлению.
"Их история перепрыгнула", - неловко
грамматически, но точно по смыслу сказал по-русски
Якоб Бар-Гера о художниках, которых долго собирал
вслепую.
В целом о явлении - проклятии Хрущева,
квартирных выставках, неладах с гэбухой, погрома
бульдозером - написано много и излишне
восторженно, отчего возникло противодействие.
Раньше почитаемое за героизм, сегодня трактуют
как трезвый расчет и идеологическую спекуляцию (антисоветскую,
в расчете на Запад)."
Николай Кононихин. Питерский нонконформизм в
коллекции Бар-Геров представляет Леонид Борисов
- Арт Питер
http://www.artpiter.spb.ru/news/showone.php3?id=1670
"Правда, весь российский нонконформизм, в
коллекции Бар-Геров представлен, в основном,
московскими художниками. Из петербургских
художников-нонконформистов на выставке
представлена лишь одна работа Леонида Борисова
("Кровать", 1977) - наиболее яркого и
последовательного приверженца искусства
геометрической абстракции."
А вот интересные факты из самарской истории
выставки. В провинции Бар-Геры интересовались
преимущественно ранним авангардом.
Платонова Бар-Геры возвращаются
http://internetelite.ru/so/second_page.phtml?02-1.DOC:so/so2000/so033
"Конференция собирает столичных и санкт-петербургских
искусствоведов, занимающихся изучением
авангарда. К сожалению, пришлось отказать в
участии из-за недостатка финансовых средств
полякам, украинцам, которым очень хотелось
приехать в Самару. Состоятельные немцы приезжают
за счет немецкой стороны. Первый день
конференции будет посвящен научным сообщениям и
атрибуциям."
Елена КОТЕЛЬНИКОВА. Кенда и Якоб Бар-Гера
показали Самаре русский авангард
http://clnew.samlit.samara.ru/paper/81/1959/25575/
"Якоб Бар-Гера: А в 1970 году мы решили сделать
выставку в галерее. Картины были недороги, но
удалось продать совсем не много, музеи не
проявляли к ним почти никакого интереса. Но
именно после этой выставки искусство
нонконформистов стало для нас близким и родным и
сыграло решающую роль в нашей последующей
собирательской деятельности."
Ольга Козлова. КОЛЛЕКЦИЯ БАР-ГЕРА. История и
планы на будущее
http://www.ng.ru/style/2001-07-18/8_collection.html
"Яков. Потом в нашем доме появилась полячка
Антонина Гмуржинская, приехавшая ненадолго из
Парижа, а затем "задержавшаяся" в Кельне на
долгие годы благодаря тому, что я как
представитель Израиля, живущий в Германии с
дипломатическим паспортом, помог ей получить
немецкий вид на жительство.
Кенда: Потом я разошлась с Гмуржинской и с 1973 года
стала делать выставки отдельно.
Вывозились работы тоже самыми фантастическими
путями. Или же ехали студенты, привозили нам
работы, не зная, что везут... Художники сами
дружили с некоторыми дипломатами и, зная, что,
скажем, некий немецкий дипломат, культурный
атташе посольства, через 2 месяца уезжает,
просили взять работы для Бар-Гера... Вот тогда уже
стали приходить большие холсты."
Вот, кстати, фраза из моей статейки, вырубленная
по недостатку места:
"Правда, к самой госпоже Бар-Гера у всякого
ревнителя очественной культуры есть очень
серьезные претензии - но совсем по другой части.
Кельнская галерея Баргера-Гмуржинска, одной из
соучредительниц которой является и госпожа
Кенда Бар-Гера не только много сделала в большом
деле пропаганды раннего русского авангарда, но и
окружена немыслимым количеством скандалов
относительно подлинности. Учитывая политическую
обстановку в мире в период шестидесятых-восьмидесятых,
можно, конечно, закрыть вопрос о незаконном,
мягко говоря, происхождении картин, которые
происходят из этой галереи. Но как быть тогда с
ужасающим имиджем русского искусства, который
сложился на мировой арене. Конечно, очень греет
душу тот факт, что авангард - это наше великое и
общепризнанное достояние, но вот очень удручает
другое общераспространенное мнение - что,
русская картина - значит или поддельная или
ворованная.
Но, еще раз повторю, что к коллекции
нонконформистов все эти рассуждения не имеют
ровным счетом никакого отношения. Это абсолютно
достоверное искусство из первых рук, собранное
большими энтузиастами."
Интересная композиция получается, не правда ли?
Можно догадаться, что Ларионов и Малевич,
продаваемые в этой заслуженной галерее, и в самом
деле были очень хорошими художниками. Только
фамилии другие носили.
Текучка-2. А вот что удалось
нарыть еще дополнительно про милейшего дедушку
Вечтомова. Немного, конечно, но что поделаешь.
Пресс-релиз. Объекты творчества Н.Вечтомова
на выставке
http://www.museum.ru/news/default.asp?ID=6228
"Пространство, время, движение - объекты
творчества И.Вечтомова, которые он изображает
через пластические или геометрические формы в
световом пространстве картины. Произведения
художника вызывают ощущение магического,
ассоциируются с фантастическими ландшафтами -
лунными, инопланетными. Зачастую космические
ландшафтные мотивы обусловлены вполне реальными,
земными впечатлениями художника."
Константин Агунович. Николай Вечтомов
http://afisha.net/vystavki-review.phtml?id=535066
"Чем-то его фамилия напоминает его живопись:
чудится в ней не то "мечта", не то "мачта",
не то "вечность" - и плавают по холстам
Вечтомова неопределенные и непонятные, текучие,
переливающиеся из одной в другую формы.
Происходят они не то прямиком от Ханса Арпа, не то
через посредство американских "абстракцистов",
но в любом случае евгеника у вечтомовского
искусства знаменитая (да, Вечтомов, кстати, -
Николай Евгеньевич)."
Михаил Боде. Воспоминания о художественной
жизни. Diary-30, 20 Ноября 2001
"Участник старейшего содружества
неофициальных художников - "Лианозовской
группы", друг семьи Кропивницких, Рабина и
Немухина, мастер неторопливо и скрупулезно
сделанного сюрреалистического, иногда
абстрактного, а скорее - просто фантастического
пейзажа, Николай Вечтомов прекрасно известен
этим своим фирменным стилем - как музейщикам, так
и галеристам. Либо он позаимствовал этот стиль у
оформителей научно-популярных журналов, либо они
у него. Вероятно, все же, - второе, поскольку
известная вечтомовская "Страна летающих
тарелок" появилась аж в 58-ом году.
такую природную катастрофу крайне сложно. Но
только не тем, кто в ладах с абстракцией. Николай
Вечтомов справился с этой задачей. Правда, злые
языки говорят, что это напоминает орнамент
форзацной бумаги. Ну и пусть."
http://www.russ.ru/culture/vystavka/20011120_bode.html
Текучка-3 А вот все, что вы хотели
знать за новый проект Кулика, но боялись спросить
у Бредихиной. На самом деле не понимают этого
замечательного художника, только милейшая
Милена Орлова не побоялась спросить, как же все
обстоит на самом деле. Кулик - он мягкий и
пушистый. А все остальное насчет Кулика - см. на
странице, составленной Юрой Пластининым
Излишества приятные и неприятные - Гельман.ру
http://www.guelman.ru/culture/news.htm
"Бульдог, олицетворяющий, по мнению
художника, приятные природные ?излишества форм¦,
противопоставлен раздражающим и бессмысленным
излишествам сталинской и новой русской
архитектуры, которые, по словам художника, ?напоминают
недолговечные и аляповатые пластмассовые макеты".
Милена Орлова. Олег Кулик v это вам не собака.
"Архитектурные излишества" в Галерее М.
Гельмана - "Коммерсантъ"
http://www.weekend.ru/art/news.cfm?id=0027B06C-C853-480D-94DC-41431DE27BBE
"Я считаю, что стал бы салонным художником,
если бы оставался собакой. Мне говорят: "Сделай
нам собаку поагрессивней, для медиа, повернись
так, повернись этак". В конце концов я сказал:
"Все, больше я собаку не делаю. Я хочу делать
что-то новое!"
Сосали как миленькие! Весь Париж сосал v
главные аукционисты, кураторы. Они смотрели на
это не как "пососать у Кулика", а как на
произведение искусства, которое можно потрогать,
осязать.
Но я сейчас делаю эстетическую провокацию, а не
кусание за жопу. А они все говорят: ну укуси, вот я
жену привел, фотографа v давай кусайся.
В этой выставке я свожу вместе любовь и
ненависть. И свожу это на табуретке, которая не
вызывает у меня никаких эмоций."
Сергей ХАЧАТУРОВ. Осторожно! Добрый Кулик
Человек-собака в своем репертуаре - "Время
Новостей", 26 ноября 2001 г.
http://www.vremya.ru/2001/217/7/24431.html
"Пять лет назад любой проект Кулика вызвал бы
глубокомысленные рассуждения о девальвации
концептуальных основ жизни, о стратегии
культурной невменяемости, о мире окаянной
неприкаянности. Мире бездомных псов и безлюдных
домов, где все всему лишнее. Но так говорить можно
было именно пять лет назад. Тогда Кулик сидел
голым в клетке, кусался и лаял. И выступал куда
красноречивее, чем сейчас. Напоминал
средневекового шута, провоцировавшего
эксгибиционизмом сытых и бесчувственных.
Юродствовал, но был искренним.
Юродство Кулик ламинировал и сделал из него
смачный глянцевый постер. Придал шутовству
товарный вид. Получилось качественно, красиво, но
бессмысленно. Похоже на скабрезный сувенирный
ширпотреб.
Возможно, для того чтобы стало качественно,
красиво и осмысленно, Кулику стоит сменить свой
собачий бренд."
Василий Мамадуев. Гельмана спасла "Икея".
В галерее Гельмана открылась выставка Олега
Кулика "Архитектурные излишества" v газета.ру,
3 НОЯБРЯ 17:49
http://www.gazeta.ru/2001/11/23/geljmanaspas.shtml
"Получилось не то чтобы красиво (зрелище
собачьих гениталий на фоне одного из самых
уродливых зданий лужковской Москвы v услада для
очень специфического эстета), но волне остроумно
и поучительно: не табуретки с развратником-булей,
а визуальная метафора всего творчества бывшего
арт-шокера, с каждой выставкой придающего своим
исследованиям половых достоинств млекопитающих
все более заметный бизнесово-салонный оттенок.
Есть только одно "но": художник и куратор,
видимо не знают, что ?Икея¦ прошла пик столичной
популярности и вместо модных кабаков, как пару
лет назад, этой мебелью теперь обставляют
нотариальные конторы, зубные кабинеты и прочие
необходимые, но несущие неизбежный налет
плебейства заведения."
Ася ТИХОРЕЦКАЯ. КАВАЛЕР С СОБАЧКОЙ Олег Кулик
познает строения - "Известия", 15:34 23.11.01
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=10214
"Архитектурные излишества" -
восхитительно язвительное произведение. Это
абсолютно ехидная метафора крутого новорусского
образа жизни и тот же новорусский продукт - очень
дорогой, сложный, монументальный и
представительный. В своей вопиющей важности
гомерически смешной. В своей основе - простой и
крепкий, как табуретка. Не хватает на снимках
только большого "Мерседеса", бывшего вместе
с бульдогом и архитектурой героем прошлой
куликовской серии о новой Москве и ее
неофициальных хозяевах.
А вообще-то все в искусстве происходит как в
жизни. Сначала человек слывет хулиганом и
бандитом, а потому кусается, потом богатеет,
успокаивается и вписывается в истеблишмент.
Обретает престижное жилье и ладно скроенную
собаку. С любовью портретирует их. Непонятно
только, что непонятно в таком простом и внятном
творчестве Олега Кулика."
Кстати сказать, у меня, кажется есть простое
объяснение, почему Куликова собачка ножку
подняла на XL. Лена Селина все разъяснила.
Получается, что дружок-куличок не так уж и сложен,
как кажется.
Западный суперразмер. Галерея XL переехала в
Подколокольный переулок
http://www.ng.ru/culture/2001-11-23/8_super.html
"На "Арт-Москву" приезжала в свое время
галерея "Муссион". Очень известная
французская галерея, которая у меня на стенде
увидела Олега Кулика и договорилась с ним за моей
спиной. Первое, что она стала показывать, - "Обезьяны".
Замечательна галерея Кринцингер - я с ужасом
обнаружила у нее именно мои серии и Кулика, и
Мухина.
Все дело в негарантированности продаж в Москве.
Одно дело рынок на фотографию в Германии или
Франции, а другое дело - в Москве. И получается,
что это очень мощная подсечка - кому я там нужна с
тем же самым Мухиным? Ко мне что, попрутся через
страны и континенты? Самое-то смешное, что эти две
галереи, приехав в Москву, именно мои работы
выбрали. Это что - комплимент? С жирным знаком
минус, потому что это подрубает финансовое
существование галереи.
Художники хотят денег, что реально - у них семьи...
А мне что делать? У меня только головенка
поднимется, по головенке херак, и головенка моя
слетает с плеч."
Получается, что дружок-куличок не так уж и сложен, как кажется.
Текучка-4. Газета моя - Времямэнэ,
в моем лице как-то не очень любит актуальное
искусство. Пишу, как говорят, только о музеях и
Высоком. Поэтому читаю друзей-товарищей и тем
утешаюсь. Вот очень мило герр Боде прописал о "Детском
саде"
Михаил Боде. Воспоминания о художественной
жизни. Diary-30 - РЖ, 20 Ноября 2001
http://www.russ.ru/culture/vystavka/20011120_bode.html
"Идеальное по тем временам существование -
крыша над головой и сотни метров свободной
выставочной площади в центре города,
гарантированные 90 рублей в месяц позволяли им
заниматься бескорыстным творчеством.
"Драйв" шел и от бесконечных, типично
российских разговоров за чашкой чая обо всем.
Кружок сторожей-художников и говорунов
притягивал к себе тех, кто чурался официоза: от
ветеранов московского андерграунда,
ленинградских "новых художников" и "некрореалистов",
рок-музыкантов и поп-модельеров до известных
умеренно вольнодумствовавших советских
артистов."
См. еще.
Михаил Сидлин. БОГЕМА ДИЗАЙНА. "Детский сад"
в Галерее 259
"Либерализм - идеология двух свобод: личной
и экономической. Но между ними - большой зазор. Ты
можешь делать, что хочешь. Но ты не можешь продать
все, что хочешь. Поэтому искусство "делать что
хочешь" уступило место тому искусству, которое
можно продать. А единственное, что продается
сегодня, - дизайн.
Чистые белые стены. Вежливые молодые люди.
Галерею 259 содержат преуспевающие дизайнеры.
Богема - это совсем не то. Но грязные стены -
только на фотографиях. Но пьяные споры о высоком -
только в воспоминаниях.
время дворников и сторожей. Пришло время
дизайнеров. Но без богемы так скучно..."
http://search.ng.ru/search?stream_id=documents&query=%E4%E5%F2%F1%EA%E8%E9+%F1%E0%E4
Живут же люди! А Ромер добрался аж до самого
Сальникова. (Володя меня, падла, не пригласил).
Кстати, это уж начал выходить в сети журнал "Ежедневный
журнал". Круто.
Федор Ромер. Premapping of Desire. Видеоинсталляция
Владимира Сальникова
http://ej.ru/00-/na_dniah/exhibition/mapping/index.html_Printed.html
"Возникает закономерный вопрос - что нового,
собственно, сделал художник Сальников? Ничего,
кроме маленьких и незатейливых аттракционов для
зрителя. Но аттракционы не в счет.
Однако в навязчивой вторичности и банальности
сальниковского проекта есть главный его итог.
Нет ничего острее и одновременно тривиальнее
желания и свершившегося его итога -
прикосновения. Про это нельзя говорить на
голубом глазу, с пафосом пророка-первооткрывателя.
Нельзя не скатиться к общим местам. А скатившись -
не начать подтрунивать над самим собой.
Про желание интересно говорить, за проявлениями
его интересно подглядывать. Но смешно ожидать
потрясений и катарсисов. Предначерчивай - не
предначерчивай его контуры, эта terra incognita
протоптана и забетонирована. Что не
застраховывает от новых и новых туристических
поездок в сей остров любви."
А вот еще о чем пишут хорошие люди:
Игорь Гребельников. Неудобная выставка. "Поездки
за город-2" в L-галерее
http://www.weekend.ru/art/news.cfm?id=DD999ABB-02B1-4784-8007-75B9E2E68509
"Это не выглядело упреком ни обществу, ни
современному искусству. "Безумный двойник",
пожалуй, выявил дистанцию между зрителем и
художником. Она оказалась минимальной, всего
лишь одной эмоцией v усмешкой, вполне извиняющей
и амбиции художников, и безразличие обывателей.
Урало-сибирская группа художников, заручившись
финансовой поддержкой гуманитарного фонда,
выехала на пленэр к алтайским озерам, чтобы
изобразить из себя и "Коллективные действия",
и Кулика, и Инфанте, и прочих деятелей
современного искусства. И все у них, кажется,
получилось, то есть были бы деньги... Куда сложнее
критику, которому приходится подбирать слова
всего лишь к тому, как художники забавляются на
природе."
КАРАУЛ!!!
Татьяна Андриасова. Поражение от победы..
http://www.mn.ru/issue.php?2001-47-40
"Весной 1999 года Церетели выкупил у города два
памятника архитектуры XVIII века, построенных
Матвеем Казаковым. За первый памятник на
Петровке, 25, так называемый Дом купца Губина (сегодня
в нем Музей современного искусства) площадью 3585
квадратных метров, Зураб Константинович
заплатил 4 484 406 рублей, за усадьбу князей
Долгоруких на Пречистенке, 19 (ныне галерея
Академии художеств), площадью 5800 квадратных
метров - 13 миллионов рублей. По курсу того времени
это примерно 180 тысяч и 530 тысяч долларов.
Но, будучи объективными, надо заметить, что в
своих домах-памятниках Церетели устраивает не
бутики, а музеи, которые со временем точно станут
городской историей.
Братушечки в окошечках -
1. ABC Group приглашает Вас на торжественное
открытие офиса компании.
http://www.abc-group.narod.ru/
"Показ работ художников, заключение
контрактов, сертификация работ, искусство on-line,
алкоголь, караоке и многое другое. Коммерческое
предприятие "Группа ABC" учреждена
коллективом действующих актуальных художников
меньше года назад и за короткое время добилась
впечатляющих успехов благодаря верной
маркетинговой стратегии и глубокому пониманию
ситуации, сложившейся на сегодняшний день в
искусстве.
ABC GROUP. Мы делаем искусство."
2. Лиза Морозова. Путь Арт-Самки
http://www.fuga.ru/veer/17/liza/
3. Paul Richard. Marina Abramovic: Putting Her Body in Her Body of Work. - The
Washington Post, Friday, November 23, 2001
http://www.washingtonpost.com/ac2/wp-dyn/A3774-2001Nov22?language=printer
""The Hero," Marina Abramovic's installation at the Hirshhorn Museum and
Sculpture Garden, is not especially heroic. It's essentially a video 17 minutes
long."
4. Хороший белорусский фотосайт. Туда еще
Свиблова не добралась - в Минске Дерриду читывают.
http://wwh.nsys.by:8101/photoscope/index.html
3. Андрей
Великанов "Странная история доктора
Джелмана и мистера Марта. Об этимологии и
энтомологии некоторых имен"
- "... из ночного эфира ОРТ: - Как ты сказала,
как тебя зовут? - спросил Дибров. - Марта! - сказал
Фрай (или наоборот). - А вот и ошиблась! - закричал
торжествующе Дибров. - Ты ведь мне об этом ни
слова не сказала! - Я думала, вы хотели спросить,
как меня зовут... - пояснила Марта. - Если б я хотел,
я бы так и спросил!
C таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться
чем угодно! - говорил Шалтай-Болтай Алисе. Льюс
Кэрролл, давая в научной статье развернутый
комментарий по проблемам формальной логики и
номинализму, горячо обсуждаемых в его время,
обращался к оппонентам титулом "Логики" и
надеялся, что это слово неоскорбительное. Позже
его соображения, опять же в совершенно
неоскорбительной форме, были вложены в уста
Шалтая-Болтая. В реальном мире имена собственные
редко имеют какой-либо смысл, помимо обозначения
конкретного объекта или персоны, а другие слова
обладают универсальным смыслом. В мире Шалтая-Болтая
все наоборот. Но где теперь реальный мир, а где
мир наоборот, совершенно нельзя разобрать, все
смешалось. Непонятно, кто есть кто и как к этому
относиться.
Светлана Мартынчик (или Марта) оказалась писателем Максом Фраем, и
меня попросили высказаться по этому поводу. А я, к
своему стыду, не смог осилить ни одного текста
Фрая, поэтому по сути вопроса ничего не знаю. Но
вот когда-то один участник известного
литературного собрания сказал, - "Я Пастернака
не читал, но человек с такой фамилией может
оказаться только изменником Родины". Не в
именах ли все дело? Не правильней ли теперь будет
объяснять происходящее, пользуясь
парадоксальной логикой Шалтая-Болтая? Он говорил,
что словам он хозяин и, например, "вот тебе и
слава!" значит "разъяснил, как по полкам
разложил!".
Попробуем разобраться с этими "Писателями" (в
свою очередь также смею надеяться, что термин - неоскорбительный). Секрет
литературного творчества вдвоем давно известен -
один бегает по редакциям, а другой стережет дома
рукопись. Марта, как она рассказала в интервью, не
может отдать никому эти священные для каждого
литератора обязанности, - она сама и только сама
стережет рукописи, ругается с издателями,
переживает по поводу присвоения текстов и
образов, а культово-молодежный лилово-афро-американский
Макс Фрай только благородно улыбается с
фотографии. А Дибров, собака, язык ему отрезать,
на всю страну разболтал!..
Вот тут я могу похвастаться, текстов я не читал,
но ночной эфир ОРТ в тот день смотрел, дело было
так:
- Как ты сказала, как тебя зовут? - спросил Дибров.
- Марта! - сказал Фрай (или наоборот, точно не помню).
- А вот и ошиблась! - закричал торжествующе Дибров.
- Ты ведь мне об этом ни слова не сказала!
- Я думала, вы хотели спросить, как меня зовут... -
пояснила Марта.
- Если б я хотел, я бы так и спросил!
Хотя другие зрители утверждают, что Марта вообще
ничего не говорила, а только счастливо улыбалась
масленой улыбкой чеширского кота и
мартовского зайца, а Дибров гнал про то, что
писатель Фрай - второй после Марининой по всем
показателям (живо представляю себе Маринину в
очереди, отшивающую хама - мужчина, вас здесь не
стояло!).
Итак, займемся этимологией имен
собственных. Светлана - самобытное русское имя,
образованное по типу древних славянских имен:
светла + она. Совершенно ясно, что такое имя для
персонажа современной артистической сцены не
подходит. Вот ведь и несколько десятилетий назад
тоже были в моде звучные имена - Арнольд, Рудольф,
Сильвестр. (Не Шварценнеггер и Сталлоне, а другие,
их предшественники).
Марта - имя латинское. Римляне обычно выступали в
военные походы в первый весенний месяц, который и
назвали мартом, т.е. посвященным Марсу. Кстати, в
русской транскрипции имя это, Марфа, сразу теряет
всю свою напористость и
агрессивность. Вот, вероятно,
поэтому потребовалось еще изобретение имени
Макс Фрай. Фрай - по-немецки "свободный", Макс
(maximus) - "наибольший". Наивысшая свобода - вот
к чему стремится Марфа! Но если одна ипостась
максимально свободна, соответственно
другая - максимально закрепощена. Женская мягкая
сущность (ох уж это биология!) мешает
современному художнику завоевывать мир. Я живую
Марфу видел и с ней разговаривал - добрая и
славная кошечка, в голосе немного неуверенная, а
Фрай, по крайней мере, в частной
переписке, - в письме наглый и циничный.
Но такой анализ еще очень далек от совершенства.
То ли дело Зигмунд Фрейд, он всего лишь из того
факта, что у Наполеона была жена Жозефина, сделал
вывод, что император завидовал Иосифу и его
прекрасным одеждам и именно поэтому поплелся
воевать в Египет, да и вообще все войны тех времен
объясняются этим обстоятельством. А Толстой не
знал об этом, все писал и писал "Войну и мир"
и другие книжки, а жену свою Софью (мудрость)
посадил рукописи чернилами переписывать и она не
возражала.
Вот я и думаю, надо глубже копать. Да и ведет себя
Светлана Мартынчик неправдоподобно. Что может
быть для писателя, создавшего виртуального
автора, более интересным, чем присвоение кем-либо его текстов? Именно это дает
виртуальному персонажу тот необходимый блеск,
без которого вся медиа-игра - не игра.
Есть в этой игре еще один персонаж, Гельман,
который, кстати, еще летом говорил - "мы взяли
ночной эфир на ОРТ". Вот кого надо
психоанализировать! И Наполеон здесь
еще раз возникает в качестве аргумента. Я не раз
обращал внимание, что Гельман умеет смотреть на
людей выше него ростом как-то сверху вниз, не
вставая при этом на цыпочки. Когда одна дама на
светском приеме попросила Бонапарта поправить
покосившуюся картину, он не смог до рамы
дотянуться, и дама сказала: "Пусть это сделает
господин N, он выше вас." "Он не
выше, он длиннее", - ответил Наполеон, чем
продемонстрировал качество, которое его роднит с
Гельманом. Чувство, что все люди выше ростом
покушаются на его достоинство.
Имя Гельман происходит от немецкого Hellmann -
светлый человек, блондин, а вовсе не Guelman, как
назвали его в ОВИРе, сообразуясь с
бюрократически принятой французской транслитерацией.
Вообще, этот способ интерпретировать имена
многим испортил судьбу. Например, есть такой
художник Игорь Зайдель, имя которого по-немецки
(Seidel) обозначает просто "пивная кружка",
милое каждому немцу слово. Но в ОВИРе его назвали,
конечно же, Zaidel, что по-немецки произносится
Цайдель, так что попав в Германию, он вызвал у
нескольких чиновников истерический
припадок нервного смеха. На его личном деле в
полиции по делам иностранцев даже написали "So
gennanter Zaidel" (так называемый Цайдель). А с
Гельманом все еще сложнее. Что означает,
репрезентирует имя Guelman понять трудно, но ведь и
Бодрийар говорит, что на дворе кризис
репрезентации. Единственное, что приходит в
голову - английское guelder-rose (калина). Калинин, как
известно, был всесоюзным старостой, а Гуельман,
как известно, метит в министры культуры. Кроме
guelman.ru еще на всякий случай зарегестрирован gelman.ru,
а это уж вообще подозрительно - человек геля для
душа (если не обращать внимание на
некоторую семантическую желеобразность)...
Это уже просто голливудская романтика - человек
дождя. И зовут его Мар(а)т, что, в общем, то
же самое, что и Март(а). Что бы это все значило?
По-английски Gelman произносится Джелман, и вот тут-то
все становится ясно! Вот в чем дело! В этом "дж"!
Странная история доктора Джелмана и мистера
Марта в том и заключается, что Гельман и есть
настоящий Макс Фрай, культовый подростковый
галерист, а Марта Мартынчик, существующая на
самом деле и когда-то выполнявшая в означенной
галерее функции менеджера по
черному пиару и создателя пластилинового народа,
была использована в качестве деревянной куклы в
культовом театре Карабаса Барабаса.
Но вот что хочется спросить, где же
анонсированный видеоарт в ночном эфире ОРТ?
После совершенно бездарных хуелмановских флэшь-анимаций
(не путать с багратионовскими флешами у Толстого),
которые почему-то называли мультфильмами, и
нескольких посредственных видео в памяти
остался только придурковатый Хазанов,
рассуждающий о современном искусстве: "У меня
полная флэшь в голове!" Это был единственный
светлый момент во всем проекте. Им бы и сделать
такую серию - современное искусство глазами
известных деятелей отечественной культуры... Ау,
Марта! Где видео? В бананово-лимонном Сингапуре, в
бурю... под вопли обезьян... лиловый негр вам
подает манто...
Андрей Великанов.
20.11.2001
4.
***
В Центральном Доме Художника
Международная ярмарка интеллектуальной книги NON/FICTION 3: проект
Леонида Тишкова "Антология Поднебесной.
Мультимедиа и книга художника" и альбом
шелкографий "ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН - МГУП" от
галереи Ковчег, изданный раритетным тиражом в 15
экземпляров>
***
***
15-я Международная
Триеннале рисунка в Хорватии - 125 художников, 350
работ>
***
***
26.11 - 8.12 "IDEA 2001" - Международный конкурс
цифровой фотографии проводит в Лондоне Association of Photographers Gallery. Есть и
интерактивные работы.
***
***
Крупнейшая
в мире частная коллекция королевы Елизаветы
насчитывает более 6500 живописных и графических
работ (больше, чем в Национальной галерее)>
***
***
После падения СССР в России украдено
художественных ценностей на сотни миллионов
долларов. В том числе из Русского музея, Эрмитажа
- NYTimes>
***
***
ДЛЯ наших Питерских подписчиков.
Для получения возможности
практической работы в мультимедиа-лаборатории
Института ПРО АРТЕ претенденты должны пройти
собеседование, которое состоится 30 ноября 2001
года (преподаватели,
лекции и мастер-классы 99-01)>
***
***
В Московском культурном центре ДОМ: Фестиваль
новой американской музыки + Герман Виноградов:
один и с американцами + Алиса в стране Тома Уэйтса
и другие необычайные приключения>
***
***
Центр современной архитектуры (Москва) и
Государственный центр современного искусства (Нижний
Новгород) проводят акцию “Нижегородский
архитектурный рейтинг”.
Каждый, кто до 15 декабря зайдет на сайт ЦСА www.archcenter.ru может
проголосовать за лучшую постройку Нижнего
Новгорода 2000- 2001 годов, высказать мнение по
поводу новейшей нижегородской архитектуры.
В разделе “ЦСА: наши проекты” - подробная
информация о проекте, фотографии зданий>
***
***
В среду, 28 ноября 2001г. в Арт Медиа Центре "TV
Галерея" состоялась презентация проекта "Виртуальная
культура" и встреча с Дагласом Дэвисом,
американским художником-новатором в области
медиа искусства, а также теоретиком и критиком,
который неоднократно приезжал в Россию с 1974 г.
В своей книге "Искусство и будущее" (1973) он
ярко рассказывает о советском авангарде в те
времена, когда еще ощущался жар "холодной
войны". В "Красном дневнике" ("Red Diary"),
опубликованном в 1988-90 г.г. в "Village Voice", он
показал американским читателям, что перестройка
означает кардинальные перемены - в то время,
когда большинство американских журналистов и
политиков принимали ее скептически.
Даглас Дэвис был среди первых видеохудожников,
которые стремились создать прямые спутниковые
передачи на дальние расстояния (вместе с Нам Джун
Пайком и Джозефом Бойсом он участвовал в
создании первого прямого глобального телемоста
в жанре арт-перформанса на выставке "Документа"
в 1977 г.). Он создал первый интерактивный веб-сайт
"Первая совместная фраза человечества".
Сейчас эта работа хранится в Музее американского
искусства Уитни (Whitney Museum of American Art). В настоящее
время художник занимается совершенствованием
использования сети в качестве театрального
присутствия в живом перформансе в работе под
названием "Ужасающая красота"
("Terrible Beauty"). В этом году в Дании он
приступил к созданию развивающегося веб-сайта,
который раскрывает красоту цифрового тела и
наносит удар по цензуре: http://moralpornography.com,
а также http://go.to/innocenceDOTCOM. В
свою очередь, источником его вдохновения
послужил блестящий манифест, автором которого
является Анджела Картер (1978 г.), одна из первых
художниц-полемисток-феминисток.
В данное время, в сотрудничестве с Бард Колледж
(Bard College), США, с Ниной Зарецкой и "TV Галереей"
в Москве, а также с колледжем "Смольный" в
Санкт-Петербурге и др., художник начинает диалог
"Восток - Запад", который призван раскрыть
значение виртуальной культуры и применение ее в
виртуальном музее.
По рюмке водки выпили, краткое и сумбурное
описание проекта выслушали, присоединиться к
авантюре возжелали. Однако нынешние сетевые
авантюры базируются (иногда паразитируют) на
вполне конкретных технологиях. Простых или
сложных, но точно соответствующих конкретным же
задачам. Случай с Дагласом Дэвисом особый. Он
представления не имеет, как и что будет
происходить. Имеет всего лишь довольно-таки
замыленную идею диалога Восток-Запад,
раскрывающего, помогающего ... И в частной беседе,
и в выступлении Дэвиса конкретикой можно считать
лишь ссылки на недавние договоренности в
Питерском университете использовать тамошние
наработки по онлайновому переводу. Это хорошая
мысль - дать в неком проекте возможность
обмениваться мнениями людям не достаточно
владеющим иностранными языками. Американцам,
если вдруг их желание немного разобраться в
сегодняшнем мире не иссякнет по мере решения
антитеррористических задач, такие проекты
особенно актуальны. Ведь из цивилизованных стран
Штаты поразительное исключение - даже
американские интеллектуалы как правило не
обременены знаниями иностранных языков. Уже одно
это противоречит мультикультурности, на
протяжении последних 30 лет заявлявшейся
непрерывно. Какая-такая мульти, коли главные
движители предполагают у других обязанность
знать их язык, но им даже в голову не приходит
простая задачка попробовать наоборот. Точнее,
такая случайность для них более вычурна, чем
обоссаться на вернисаже.
Исходя из такой единственной конкретики
получается, что главное значение виртуальной
культуры - в ее новых коммуникативных
возможностях. И уже из одних этих возможностей
может быть обретена и особая роль виртуальной
культуры. А искусство, надо полагать, найдет
эстетические ракурсы этого процесса.
Но возможности - они всего лишь возможности, и
коммуникативные - в том числе.
Ю П
***
***
C 21 ноября по 15 декабря в Московском музее
современного искусства (на Петровке) выставка из
собрания Кенды и Якоба Бар-Гера, Германия. “Нонконформисты.
1955-1985”.
Выставка сделана в соответствии с
модой на фотографии. Фотодокументация, абсолютно
заслонив работы героев нонконформизма, вероятно
самодостаточно отражает миф отдельного
нонконформистского искусства. Не в банальном
смысле мифа выстраиваемого для достижения
утилитарных целей, но в смысле мировозренческом.
Верный ход устроителей. Надо, непременно надо
такого рода мифологию пестовать. С не меньшим, но
большим тщанием, чем пестовали свою мифологию
модернисты - преобразователи общества и
человеков в виду светлой будущности всего
человечества.
Хорошее было бы название проекта "мы наш, мы
новый миф построим; кто был никем, тот станет всем".
Ю П
Из пресс-релиза:
Феномен т.н. “неофициального” искусства,
открыто противостоявшего советской
художественной идеологии, бесспорно, является
одной из самых ярких страниц в истории
отечественной культуры последних лет. Супруги
Бар-Гера – коллекционеры, проживающие в Германии,
– являются обладателями крупнейшего собрания
живописи и фотодокументов, относящихся к этой
легендарной эпохе. Архив, собранный Кендой и
Якобом Бар-Гера - уникален: многие фотографии
российский зритель увидит впервые.
В составе выставки: 40 живописных произведений всех самых известных мастеров-нонконформистов 50-х – 80-х гг. (по одной от каждого художника) и 400 фотографий, запечатлевших важнейшие события из жизни художников в те годы. Эта выставка с большим успехом проходила в Кёльне и других западно-европейских городах. В России это собрание в качестве частной коллекции показывается последний раз. В будущем оно станет основой нового, создающегося музея “гонимого искусства”.
Представлены произведения:
П. Беленка, Г. Брускина, А. Брусиловского, Э.
Булатова, Ф. Инфанте, И. Кабакова, В. Комара и А.
Меламида, отца и сына Кропивницких, Л.
Мастерковой, Д. Лиона, Э. Неизвестного, В. Немухина,
О. Рабина, В. Сидура, О. Целкова, И. Чуйкова, М.
Шварцмана, Э. Штейнберга, В. Яковлева и др.
Фотографии:
Л. Борисова, Ф. Инфанте, Л. Мелихова, И. Пальмина, Д.
Соколова, а также фотохроника из личных архивов
художников.
***
***
СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ.
В ЕЖЕДневных Новостях
Искусства@ARTINFO
Пополнение 3-4 раза в день.
Андрей
Ковалев
Андрей Великанов
Сергей Тетерин
Юрий Пластинин
*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||