← Ноябрь 2001 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.artinfo.ru/ru/news
Открыта:
22-12-1999
Статистика
0 за неделю
Новости Искусства@ARTINFO
Новости Искусства@ARTINFO
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб
навигатор,
Органайзер Андрея Ковалева,
Сергей Тетерин Ньюс
http://www.artinfo.ru/ru/news
Ведущий рассылки - Юрий
Пластинин.
19.11.2001
N 65, 2001
Новостной блок + новый раздел
"Органайзер" Андрея Ковалева + Сергей
Тетерин Ньюс (в этом выпуске нет),
Андрей
Великанов "О Неточке Незвановой как
неотъемлемой части русской культуры".
В этом номере НовостейИскусства@ARTINFO:
1. Органайзер #5 Ковалева Андрея - OKA #5:
Отцы пустырники и девы непорочны в ГТГ, фигня на
рынке, arte povera и escrementizia, а также - История
нонстоп онлайн >>
2. Органайзер #6 Ковалева Андрея ОКА #6:
Разрушение руин, Нонна Горюнова и Франциско
Инфантэ в поисках истинной природы, сэра Фрая
зовут Марта, зарплата Пиотровского неизвестна,
Кабаков - пятый >>
3. Неточка Незванова в Москве.
Немного о мифе по имени "Неточка". Показ
ботанических аппаратов - молекулярной
скульптуры.
Текст, обязанный своим появлением беседе с
Неточкой.
И Андрей
Великанов "О
Неточке Незвановой как неотъемлемой части
русской культуры" - "... Неточка вырывает
деньги у своего отчима-алкоголика-музыканта(!),
крича - Папочка! папочка! не могу! нельзя! Маме
нужно чай кушать.. Нельзя у мамы брать, никак
нельзя!" >>
4. Самое интересное отовсюду >>
*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news ***
1. Органайзер Ковалева Андрея - OKA #5 Отцы пустырники и девы непорочны в ГТГ, фигня на рынке, arte povera и escrementizia, а также - История нонстоп онлайн.
История on-line.
Исходя из соображений гуманности и
общечеловеческих ценностей, я начал разбираться
в завалах собственного харддиска. И вот что
получилось. Еще раз хочу напомнить, что это все
еще мой органайзер , а я - создание
малоорганизованное. Так что и начала истории
пока что выглядят некоторой свалкой. Но обещаю
исправиться. Итак - Русское
искусство ХХ века on-line. Запомните этот линк. Так
начинается История.
Текучка-1.
Я как-то и не знаю, что сказать по поводу
Максима Кантора. Когда-то, в конце восьмидесятых,
мы с Максом дружили, потом он взялся
путешествовать по миру, а я тут остался. Потом у
нас случилась заочная полемика на газетных
площадках. Макс в "Комерсе" приравнял
постмодернизм к Освенциму, а я, в ?Сегодня¦, как-то
разозлился, да как воскричал - "Мама, не
бросай меня в шахту лифта-а-а-а!". Теперь мне
почему-то кажется, что весь трагизм Кантора v в
том, что его монументальный пафос фатально
проскальзывает над действительностью. Которая
еще страшнее, чем то, как он ее отображает. А
если художник из принципиальных соображений
отказывается от метапозиции, то есть возможность
посмотреть на свое художественное тело со
стороны v вот это выглядит как-то смешно и наивно.
И дело тут даже не в постмодернизме, и не в том,
что нехорошо сидеть за границей и Думать о Бедной
России. Просто глупо засовывать себя самого в эту
смешную нишу. Столь же нелепы посему и намеки
моих молодых коллег на то, что время прошло, а
Бедная Россия осталась хорошей кормушкой - но
только для тех, кто кричит по городам и весям о
Бедной России. А мне лично лавры Чаадаева спать
дают - потому что я еще больший пессимист. Вот
эссей Канторов, опубликованный в каталоге, мне
понравился - со словесностью у нас как-то все
проще и органичнее. Словесность - дело
необязательное, можно в цветных журналах
печатать. И даже в газетах.
А вот что пишут мои добрые коллеги:
Оксана Хмара. Пустырь на всю Евразию. В
Третьяковской галерее открывается выставка
Максима Кантора "Пустырь. Атлас" -
Коммерсантъ
http://www.weekend.ru/art/news.cfm?id=302676D5-6814-4628-8233-F1F37EF8E258
Пустырь - это не просто пустырь, а с большой
буквы, метафизическое пространство между
Россией и Европой, и офорт v это не просто офорт, а
философский жест, и выставка - не просто выставка,
а послание зрителям - и европейцам, и жителям "пустыря".
Мария Михайлова. КРИВОНОГАЯ ПОМЕСЬ МОНГОЛА И
НЕМЦА - Вести.ру
http://www.vesti.ru/2001/10/29/1004363106.html
"То, что продукт канторовского
изготовления востребован на Западе, абсолютно
понятно - холодная война закончилась, но Россия
так и осталась в глазах западного общества
страной медведей - олицетворением темной и
загадочной силы, таящей в себе потенциальную
угрозу цивилизации. Искусство Кантора наверняка
окажется востребованным и в России. Пресловутый
русский народ, традиционно склонный к
самобичеванию и самоуничижению, найдет в
мизантропии Кантора неисчерпаемую пищу для ума."
Вася Баг. Взгляд на родину сквозь пальцы -
Газета.ру
http://www.gazeta.ru/2001/10/27/vzgladnarodi.shtml
"Даже и не скажешь сразу, кто у нас кроме
Кантора может позволить себе такую выспреннюю
трагическую высокопарность, сохраняя
искренность чувства и ясность взгляда. Кантору
же она разрешена потому, что поднялась из мусора,
мрака, ужаса, непрерывного апокалипсиса
микрорайона Коптево (там Кантор вырос), из
трагического опыта русского авангарда,
послевоенного неофициального искусства,
немецкого экспрессионизма.
Грязная дрожащая плоть жизни v материал, в
котором Кантор роется без брезгливости, но и без
позерства помоечного эстета. Про Кантора
придумано правильное выражение "яростное
человеколюбие".
Константин Агунович. Пустырь. Атлас. Максим
Кантор - Афиша
http://afisha.net/vystavki-review.phtml?id=514950
"Мы все регулярно читаем рубрику "Кино".
И хоть разница между хоррором Кантора и
ужастиком со старшеклассницами огромна, хоррор
Кантора тоже может длиться во времени.
Все очень плохо, и чем дальше, тем хуже, и
оспорить это можно разве только напомнив, что
четыре года назад, когда Кантор делал свою
последнюю выставку в Москве, было все так же
плохо и хуже некуда. И десять лет назад тоже."
Михаил Сидлин. ОБЪЕКТ "ОБЪЕДКИ". Кантор
смотрит на Родину сквозь пальцы - "Независимая
газета"
http://www.ng.ru/culture/2001-10-31/9_obekt.html
"Единственное, что отличает картинки
Кантора от карикатур, - это переизбыток,
перерасход энергии. Фигур здесь слишком много. А
злости - еще больше.
Кантор уже в России не живет. И правильно.
Вдали от родины гораздо проще сохранять в себе
чистое ликование ненависти. Но тянет, тянет к
себе живительная мерзость.
Что остается, кроме карикатуры? Только слава.
Пустое место. Чистый дым. Он Кантору и сладок и
приятен."
Текучка-2. - XI Антикварный салон. На этот раз
во "Времени мене" мне удалось отбояриться от
писания на тему антиквариата. Рынок бездарный и
писать о нем - дело бездарное. Ненавижу. Дурной
вкус, мелкое копошение, фигня всякая. И так -
каждый год. Посмотрите, как плохо моим коллегам,
которым пришлось копаться в этом дерьме снова и
снова. На свет антиквары уж не выйдут - в тени
лучше. И что нам Гекуба, пошто чужие негоции
подрывать? Хотя, странное дело - все испытуют
какой-то странный оптимизм. Цитировать нечего -
все одинаково скучно.
Мария Михайлова - Вести.ру
http://www.vesti.ru/2001/11/01/1004617417.html
Велимир Мойст. Красоты станет больше
http://www.gazeta.ru/2001/11/01/krasotystane.shtml
Милена Орлова. Обдорная остячка соревнуется с
Георгием Жуковым
http://www.weekend.ru/default.cfm
Никита АЛЕКСЕЕВ. Лицензия на ?сделай
мне красиво¦
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=9968&chapter=12
Николай МОЛОК. АРТКРИМИНАЛИСТИКА Дилеры, их
клиенты, их картины и наш художественный рынок
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=8896
(Елена КУПРИНА) "Авангарда на рынке тоже
очень мало. Вообще о нем есть разные мнения.
Некоторые коллекционеры говорят, что не хотят
его собирать, потому что авангардисты работали
на революционеров."
Текучка-3 Кошляков в МУАРе
Пресс - релиз - чудо, как хорош. Что показано -
совершенно непонятно.
ВАЛЕРИЙ КОШЛЯКОВ "ВЫБОР МАСШТАБА"
http://www.muar.ru/exibitions/exibit87.htm
"Кошляков работает на грани фола - всегда
оставаясь на лучшей стороне оппозиции.
Банальность - острая индивидуальность, имперские
символы - рваный гофрокартон, римское - советское,
великие идеалы - урны для мусора, массовая
культура - высокое искусство, холод - жар, у
обывателя голова идет кругом - и лучшее начинает
просыпаться в нем. С Кошляковым никогда не скучно
и начинаешь себя уважать - а что еще нужно в этом
пошлом мире?"
Валерий Кошляков. Аптекарский приказ.
Архитектурные работы. Выбор Масштаба
http://www.inout.ru/pv.phtml?id=86158
"Хорошо известны серии архитектурных
фотоколлажей 1995 года, а также темперная живопись
на гофрокартоне, настенные объекты-аппликации и
инсталляции художника."
А вот и о самом живлассике:
Елизавета Плавинская. Валерий Кошляков
http://www.gif.ru/azbuka/koshlyakov_plavinskaya.htm
"Произведения на рваных гофрокартонах,
написанные кисточкой, прозрачной краской, легко
стекающими лиссеровочными слоями, естественно
легкие и узнаваемо точные были востребованы
сразу же. С появлением Кошлякова в Московский
художественный слог вошла жизнеутверждающая
патетика государственной мощи явленной в
архитектуре великих эпох."
Страничка Валерия Кошлякова на Гельман.ру
http://guelman.ru/artists/koshlak.html
Константин Агунович. Валерий Кошляков - Афиша
http://www.afisha.ru/vystavki-review.phtml?id=514737
"Кошляков делает объекты к выставке в
Музее архитектуры - архитектурные такие объекты,
которые Кошляков называет "иконосами": все
тот же картон, только свернутый и склеенный в
форме домиков, напоминающих фантастическую
архитектуру, которая часто изображается на
иконах.
- Они имеют еще одно название для меня:
кристаллы духа - ха-ха. Понимаешь?"
Юлия ОВЧИННИКОВА. Привет Казимиру Севериновичу
- Культура
http://www.kulturagz.ru/Archive/Issues/vipusk_2000_17/Rubriks/Palitra/a1.htm
"Любой доброжелательный историк русского
искусства, с уважением относящийся к прошлому и с
надеждой взирающий на наше современное
искусство, объяснит вам, что цветные полосы
скотча v не что иное, как те самые яркие
горизонтали Малевича, которые укладывал он в
основания некоторых своих картин. Налицо
преемственность и прогрессивное движение по
спирали v ушли от реализма в квадраты, квадраты
превратили в полосы, а полосами опять выклеиваем
реализм."
Андрей Парнов. Страсти по деревне. В проекте "Изба"
не хватает только коров - Яблоко
http://www.yabloko.ru/News/Npaper/17_00/8p.html
"В разгар горбачевской перестройки,
ростовский художник В.Кошляков вместе с молодыми
коллегами поместил выставку живописных и
графических работ... в общественном туалете.
Скандал, надо думать, разразился не шуточный. Но
времена меняются. За прошедшие с тех пор десять с
лишним лет ростовский художник превратился в
московского, а перед его работами открылись
двери престижнейших выставочных залов и галерей
мира."
Классики-1. К историографии школы Матюшина (выставка в МЦИ) прибавилась только Милена Орлова. Кстати сказать v как-то никто и не помянул добрым словом колоньскую галерею Gmurzynska. Постмодернисты из указанного заведения доказали всему миру, что русское v значит фальшивое или ворованное. Чистейшей воды симулякр и аппроприяция. А это так приятно.
Милена Орлова. Художники, смотревшие затылком.
"Органика" в Московском центре искусств - "Коммерсантъ"
"Но несмотря на общность взглядов,
глобальность поставленных "органиками"
задач не получила адекватной реализации в
искусстве. То есть отдельные произведения не
сложились в цельный узнаваемый стиль, как это
произошло с кубизмом, супрематизмом или лучизмом."
Классики-2. А вот еще про Иван Семеныча
Чуйкова -
Богдан Мамонов. Чуйков и Пустота - Полит.ру
http://www.polit.ru/documents/451770.html
"Беспредельность здесь словно метафора Бога,
который для Чуйкова, по-видимому, абсолютно
апофатичен. Можно вспомнить и христианский
догмат, согласно которому бесконечный и
апофатичный Бог становится доступен познанию
через принятие на себя человеческого образа. В
самом деле, кто же отражается в зеркале, когда в
него никто не заглядывает?
Сегодня, похоже, настает время отбросить ложную
стыдливость, серьезно заговорить о серьезных
вещах. Задача художника не в том, чтобы, как
утверждает Осмоловский, уйти в предельную
визуальную аскезу, а в том, чтобы нести
ответственность за образ, заключающий в себе
бесконечность и, может быть- пустоту."
Новостюшки
1. Итальянский начальник, v типа госсекретарь,
обозвал итальянского же живкласскика Яниса
Куннелиса escrementizia v то есть полным говном,
банальностью и позором для искусства. А художник,
не будь дураком, отказался дарить городу Неаполю
свои засранные шедевры.
Franco Fanelli. Itaian minister takes pot shot at contemporary art.
http://www.theartnewspaper.com/news/article.asp?idart=7872
2. Истчо у итальянского правительства есть
гениальная идея v приватизировать музеи. Вот нам
бы так! Вот тогда все говно продадут честным
людям. Правда, Кунеллиса у нас нет.
Italy rows over selling off arts
http://news.bbc.co.uk/hi/english/entertainment/arts/newsid_1627000/1627709.stm
3. А тугодумные прогрессисты британцы
вручили своего Тернера очень пустотным
художникам -
Empty room for top British cultural prize
http://artprice.com.searchartprice.com/EN/afp.htm
Deja vu. Adrian Searle bumps into too many old friends at this year's Turner prize
show, Wednesday November 7, 2001, The Guardian
"What is the relationship between the manner of presentation and the work's
content? Dramatic though these screening chambers are, I can't help but think that they
actually add little, except as a framing device.
For me, the prize is between Billingham and Julien. Julien has struggled for years with
the conflicts between making art and wanting to make movies, between theories and pleasure
in the visual. Billingham is perhaps similarly conflicted, but about future content rather
than the form of his work. With a little regret, I believe he should win."
http://www.guardian.co.uk/arts/story/0,3604,588998,00.html
4. Умер великий Эрнст Гомбрих. Но классическое
искусствознание умерло гораздо раньше. Как жить
дальше - непонятно.
Art historian Ernst Gombrich dies aged 92
"Professor Gombrich, author of "The Story of Art", one of the most
successful books in its field, was director of the Warburg Institute in London for 17
years before retiring.
He had spent the last two years virtually house-bound through ailing health."
http://artprice.com.searchartprice.com/EN/afp.htm
Почитать
1. Вумственная книжка, рекомендую:
Илья Кукулин. ФУНТ МЯСА АКТУАЛЬНОГО ХУДОЖНИКА .
Валерий Савчук требует, чтобы искренность была
кровавой. Рец на кн. Валерий Савчук.
Конверсия искусства. - СПб.: ООО "Издательство
"Петрополис", 2001, 288 с.
http://exlibris.ng.ru/art/2001-11-01/5_pound.html
"Современное общество может быть описано
как стерильное, отчуждающее людей от любого
общения, кроме рационального, и - по сути -
отчуждающее человека от его подлинной природы,
от его бессознательного. Современный художник
существует в своего рода психологической
резервации: ему можно то, чего нельзя другим, - до
определенной степени. Его задача - пробиться к
тому, что живо и что не забито в машины
производства и потребления желаний и информации
- что живо в нем и в других."
Братушечки в окошечках.
1. Во французском журнале Art Press раскопал
интервью с Куличком-шмуличком. Как всегда, гонит,
собака.
Kulik. Еxtrait du texte de l'interview d'OLEG KULIK par ALTINAI PATROVITCH et ALESSANDRA
FANARI. Аrtiste russe pour le meilleur et pour le pire.
http://www.artotal.com/media/prepla.htm
"A frontier artist, Kulik likes to play with the envelope as he pushes it,
fully aware of what-s at stake. Borders are a metaphor for ambivalence, whether unstable
or reassuring, a product of consensus or a line that cannot be crossed without throwing a
whole system into question."
2. А что я про Марата Гельмана узнал! О,
оказывается, ЕВРЕЙ!!! Вот как полезно
серфингировать по интернетушке. Кстати сказать,
текст довольно связный, ошибок серьезных нет.
Автор утверждает, что искусствовед. Кто бы это
мог быть, спрашиваю я товарищей по ленинградской
ложе ("Изида" называется, как масло). Вот так,
братушечки:
Гельман как диагноз. Семитская кухня русского
искусства
http://polygamist.narod.ru/html/gelman.htm
"Галерея: чистый лист", - пишет
заведующий отделом новейших течений ГРМ
Александр Боровский. В заголовок манифеста
русофобских сил закралась явная ошибка. Ибо, если
гельмановцами исповедуется культ мусора, откуда
взяться чистому листу? Искусствоведческое "Евангелие"
гласит, что постмодернистский бред выставляется
не за деньги или абы как, но - внимание! - в русле
"проекта музейной репрезентации галерейного
дела в России"! Явно в перерывах между
закупками картин у граждан Израиля для музейных
фондов Александр Давидович составляет черновик
для докторской диссертации. А вот еще образец
искусствоведческой мысли человека, отвечающего
в Русском музее за новейшие течения: "молодые
галеристы очень зрело отрефлексировали свои
функции". Пунин и Алпатов отдыхают.
В лицо бронзовой статуи Александра III
перчатка брошена инородцами не вчера и не
сегодня, но кто примет вызов хамской толпы
бездарностей? Или город снова промолчит"
2. Органайзер Ковалева Андрея - OKA #6: Разрушение руин, Нонна Горюнова и Франциско Инфантэ в поисках истинной природы, сэра Фрая зовут Марта, зарплата Пиотровского неизвестна, Кабаков - пятый
Разрушение руин, Нонна Горюнова и
Франциско Инфантэ в поисках истинной природы,
сэра Фрая зовут Марта, зарплата Пиотровского
неизвестна, Кабаков - пятый.
1. Кошляков всегда попадает в точку,
оформляет сортиры, соперничает со Шпеером и
вгоняет в меланхолию
2. Нонна Горюнова Франциско Инфантэ в
Крокин-галерее
3. Екатерина Деготь о Кандинском
4. Интервью со Светланой Мартынчик
5. Новости - отмена выставки Малевича
в МОМе, зарплаты музейных директоров в США, Илья
Кабаков занял пятое место в немецком музейном
рейтинге
Текучка-1 Главное событие прошедшей недели v Кошляков в МУАРе. Валеру принято любить горячо, потому что он хороший, совсем не загадочный. И всегда попадает в точку. Теперь он у достойнейших коллег вызывает депрессию. Патетика девяностых канула в прошлое и теперь становится непонятно, что же вызывало такие восторги и патетику. На всякий случай, вот страничка Классика Кошлякова
Велимир Мойст. Между дворцом и сортиром.
http://www.gazeta.ru/2001/11/08/mezdudvorcom.shtml
"Проект ?Выбор масштаба¦ выглядит
иллюстрацией отвлеченных идей, почерпнутых из
хвалебных рецензий по поводу его прежнего
творчества. Произведения становятся объемными, а
смыслы их v наоборот, плоскими.
Утверждали, что культура перестала делиться на
высокую и низкую? Вот и пример: модель сортира с
элементами античного ордера. В каком-то случае
приметы классицизма совмещены с унылой
утилитарностью телефонной будки, в другом v
барочные изгибы искажают пропорции торговой
палатки.
По сути перед нами кризисный продукт, размен
пластического дарования на невеселые
изобразительные хохмы.
Выбранный на сей раз масштаб оказался мелким
не только для метафорической картины мира, но и
для творческого портрета самого Кошлякова."
Сергей ХАЧАТУРОВ. Сеанс массового гипноза. От
двух выставок в Музее архитектуры ждали многого
-- получили мало http://www.vremya.ru/2001/206/7/23485.html
"Кошляков образца 2001-го это... Это некие
гнусно сделанные и обрызганные краской дачные
сортиры. Сам мастер почему-то называет их ?кристаллами
духа¦. ?Кристаллы¦ беспомощно корчатся в зале
Аптекарского приказа Музея архитектуры, вызывая
лишь недоумение. Нам объясняют, что это все
продолжение той же кошляковской темы: ?великие
символы мира уравниваются с телефонной будкой и
уличной урной¦, все зависит от внутреннего
масштаба предметов. Мы же видим, что дело не в
выборе масштаба, а в добросовестности мастера и в
уровне мастерства. Без них, как ни старайся,
никого не убедить в том, что криво склеенный
скворечник -- синоним храма духа."
АНДРЕЙ КОВАЛЕВ. Руины культуры: дистанции
огромного масштаба - Время МН
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/204/7/3
"Кошляков из очень принципиальных
соображений никогда не "мудрствует лукаво",
то сразу можно догадаться, что на это раз великий
маэстро откопал и присвоил русский авангард со
всеми архитектонами, угловыми рельефами и
пространственными композициями. Так что в этом
вечном перформансе очень просто выиграть ?
достаточно вспомнить Малевича, Лисицкого,
Татлина и Мельникова. Тем и сердце успокоится ? от
одного воспоминания о том, что и авангард стал
запылившейся по музеям классикой наравне со
всеми этими ветхими Парфенонами и Гаттамелатами."
Ирина Кулик. Нарисованная архитектура -
Ведомости, 13 ноября 2001
http://www.vedomosti.ru/stories/2001/11/13-38-03.html
"Кошляковские "архитектоны"
существуют как бы в двух пространствах - реальном
и иллюзорном. Как декорации - будь то
архитектурные фантазии Гонзаго или гротескные
миры экспрессионистских спектаклей и фильмов.
Подлинный объем этих форм усилен или искажен
нарисованной светотенью. Объекты Валерия
Кошлякова напоминают перенесенную в реальное
пространство архитектуру с живописных полотен.
Оказавшись в реальном мире, эти объекты приносят
с собой неправильную перспективу, возможную
только в рисованном существовании.
Валерий Кошляков представляет архитектуру
утопических империй. Ту, которая лучше всего
смотрится в эскизах или руинах. Еще Альберт Шпеер,
официальный архитектор Третьего рейха,
проектировал свои циклопические постройки с тем
расчетом, чтобы величественными выглядели даже
их развалины. Впрочем, мы никогда не поймем,
насколько величественны кошляковские руины.
Поскольку эти строения не имеют никакой
определимой функции, их масштаб никак не
соотнесен с человеческим."
Вечное-1 Сэра Макса зовут Мартой,
а бедную Свету Мартынчик издатели дурят по-черному.
Сексуальный
негр оказался блондинкой
“С самого же начала рядом со мной была куча
болтливых друзей, и мне, дурочке деревенской,
казалось, что достаточно им объяснить, что не
надо, типа, ребята, языком трепать, - и они
послушаются. Так хер же. И вот мои замечательные
трепливые друзья - причем половина из них
искренне желала мне добра! - ходили, разнося эту
благую весть. Вторая же половина это делала,
желая добра, видимо, себе.”
Текучка-2. В понедельник открылась
выставка Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой в
"Крокин-налерее".
Пока что - вот наметки к Портрету
Классика. А вот - пресс-релиз, анонсы и первые
рецензии.
Между небом и землей. Фотоинсталляция Франциско
Инфантэ и Нонны Горюновой - в “Настоящих итогах”
http://itogi.lenta.ru/ejizo/2001/11/06/reihstag/
Ольга КАБАНОВА. ЗАЧАРОВАННЫЙ РУКОДЕЛЬНИК.
Франциско Инфантэ между небом и землей – “Известия”
http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&id=9445
“Простодушно разрушив метафору - ведь
пространство искусства и есть пространство
между реальностью (землей) и духом (небом) - он
зафиксировал свое место, место художника. Весьма
скромное, заметим.
Художник играет в свою совершенно невинную игру
растворяясь в природе и наслаждаясь ей, а все
оставленные им следы - лишь знаки его временного
пребывания.
Странно, но на мой взгляд, художественная
деятельность Инфантэ раньше так никогда не
считывалась. Прежде он, как и положено наследнику
авангарда, сам был преобразователем и творцом.
Небо и земля были для него только артсценой. А
сегодня вдруг такая лирика, кротость и мудрость.
Как будто через сорок лет художник наконец понял,
где его место.”
Велимир Мойст. Творчество в подвешенном виде
http://www.gazeta.ru/2001/11/13/tvor4estvovp.shtml
“Выспреннее авторское эссе о взаимодействии
реального и идеального в искусстве комментарием
не служит, а скорее свидетельствует о том, что
ветерана арт-сцены потянуло на обобщающие
сантименты… Увиденное, однако, не должно
наводить на мысль о творческом кризисе. Строго
говоря, мы не знаем, он это или нет, потому что
никаких новых произведений не представлено.
Вполне возможно, что через месяц или год Инфантэ–Горюнова
ошарашат нас чем-нибудь невообразимым.”
Пара Франциско Инфанте - Нонна Горюнова -
Интервью Михаила Сидлина. v Гельман.ру
http://www.guelman.ru/dva/para7.html
"Поскольку сознание ориентировано на
создание артефакта, на то, как преобразовать
природу в пределах данной системы, то это - работа
постоянная, она уже свойственна моему сознанию -
то есть я постоянно живу в этом: я смотрю, я могу
получить впечатления от совершенно
незначительного момента. Важно - его получить.
Тогда рождается образ и происходит его
реализация."
Юрий Линник. Русский космизм и русский авангард.
http://prometheus.kai.ru/lin2_r.htm
"Он выражал во второй половине книги свой
буйный восторг по поводу "Космоса Франциско
Инфанте", нашего общего друга и современника (он
тоже не раз участвовал на казанских конференциях
"Свет и музыка")."
Текучка-3. Выставка "Кандинский
и Шенберг" перенесена с 7 на 27. Вот, кстати и
статья Кати Деготь в "Капитальной перспективе".
Добрую Катю, как всегда, интересует только вопрос
о том, как стать интернациональным. Очень смешно
получается:
Ekaterina Dyogot. Wassily Kandinsky: His Inner Moscow
http://www.capitalperspective.ru/november2001_december2001/art_history/index.htm
"As a result, more often than not, Kandinsky is now seen in Russia as a
foreign cousin, a famous one, but still ever so distant.
As a result, the Russian public thinks it need not consider him as part of Russian art
history. Is their interpretation correct? No. Kandinsky was never a Russian nationalist.
Proudly cosmopolitan, he dreamed in universal terms of an art that would unite artists of
all countries and that would transcend national boundaries. But his own brand of
universalism was not abstract; he had a name for it: Moscow, his "spiritual tuning
fork."
Новостюшки.
1. Музейные директора в Америке получают
бешенные бабки - по поллимона в год. Английские -
много меньше. Сколько получают наши - неведомо и
Счетной палате.
Jason Kaufman and Martin Bailey. Revealed: US and UK museum directors- salaries
http://www.theartnewspaper.com/news/article.asp?idart=8035
2. Среди ста величайших художников
современности немцы нашли Илью Кабакова - пятым.
TOP 100 ARTISTS RANKING PUBLISHED:
http://www.artforum.com/index.php?pn=news&id=1903#news1903
3. Выставка Малевича в МОМЕ отменена:
GUGG CANCELS BARNEY SHOW, MALEVICH - Artnet News
http://www.artnet.com/Magazine/news/artnetnews/artnetnews11-9-01.asp
3. 15 ноября в культурном центре
Дом ТЕРМЕН-ЦЕНТР представил
АКЦИИ и ИНТЕРАКЦИИ 3
1.Андрей СМИРНОВ - XOX 1.1 для 2-х композиторов и 2-х
программистов
(Сергей
СМИРНОВ – программирование C/C++ / Андрей СМИРНОВ –
программирование MAX/MSP
На разогрев - музыкальная игра в крестики-нолики.
2. Та, на которую собственно собралась публика,
НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА (Австралия), обещала
ботанические аппараты\ молекулярную скульптуру
(nn + botanikal apparatus \ molecular skulpture), что в меру моего
понимания могло быть алгоритмической музыкой и
алгоритмическим же визуальным рядом,
выстраиваемыми, например, таким
образом. Лист обыкновенного растения -
банальная вещь - как все в природе неисчерпаем, и
структуры его отображающие, вследствие этого,
бесконечны. От внешних поверхностных, до
клеточных, молекулярных и далее. Каждая из них
может быть представлена сонограммой и озвучена
компом, начиненным nato и Неточкой, начиненной
идеями и эмоциями. Звук может быть опять записан,
переведен в сонограмму и - самое интересное - с
помощью nato переведен в видео ряд, который в
инсталляции может соседствовать с исходным
изображением нашего листа. Не знаю, как
кому, но для меня звучит заманчиво. При условии
конечно, что это не просто демонстрация
технологических возможностей и даже фокусов, а
нечто большее. Что и насколько, зависит от
личности художника, обращающегося к подобному
инструментарию.
В реальности же показ ботанических аппаратов -
молекулярной скульптуры вылился в не слишком
внятную алгоритмическую музыку практически без
алгоритмизации визуального ряда. Как-то все
вышло скомкано и вместе с тем парадоксальным
образом затянуто. Продолжительность - не
гарантия медитативности, ясное дело.
Неточка
Незванова - известный сетевой персонаж (www.wwvf.nl/2001/programme/0nezvanova.htm
- немного о мифе по имени "Неточка Незванова").
С заслугами. С приглашениями на открытия
фестивалей и проч., и проч. Со скандальными
взаимоотношениями с сетевыми тусовками типа
nettime' а, в которых ее (ее ли?) атаки вызвали либо
раскол в рядах старожилов, либо блокирование ее
адресов.
Короче, ожидания не оправдались. Интерес правда
остался. Не присоединюсь к виртуальным желаниям
Оли Горюновой и Сергея Тетерина закидать Неточку
помидорами. Скорее попробую завтра, 16-го
поговорить с ней по поводу соответствия собственных представлений и
ее намерений. Кто знает, может быть виной всему
банальные технические проблемы, и как предполагал
Андрей Великанов, у Неточки куча идей, еще
ждущих адекватного воплощения.
*** (нижеследующий текст пишется в течение дня,
поэтому пополняется порциями)***
Хочется быть честным перед самим собой. Это
единственное, что остается.
Вот ведь кривая натура - только что поговорил с
Неточкой (Нетошкой) и Андреем Смирновым; за
кофием, с шутками-прибаутками многое прояснилось
и тут же править - нет уж, дудки, пусть остается
как есть.
Начал я с собственных
представлений и вопроса - верны ли они.
Оказалось нет. Если не вдаваться в
технологические дебри, которые впрочем Андрей
охотно объяснял, то Неточкин подход к
алгоритмической музыке и, в частности, замысел
вчерашего перформанса следующий. Разумеется в
моем коряво коротком изложении и в меру моего
понимания.
Музыкант, шире - художник, артист, всегда работал
не только с сознанием, но подсознательно шел за
его пределы. По мере позитивисткого освоения все
новых и новых, доселе лишь интуитивно доступных
областей, артист вовсе не хочет сдавать позиции,
отдавать свою интуицию на дигитальное освоение и
алгоритмизацию. Но и не считаться с
технологическими достижениями он не может. Где
же выход. Самый очевидный - использовать эти
достижения просто как инструмент. Инструмент не
избавляющий от интуитивных поползновений,
которые в старину называли творческими, и
даже не облегчающий их, как склонны считать
технократы, а напротив - дающий интуиции
дополнительные возможности. Главное уметь этими
возможностями воспользоваться. Для этого, в
частности, могут быть использованы программные
пакеты типа nato (и тот же MAX). Эти пакеты предлагают
музыканту - художнику новые инструменты -
программные блоки, содержащие - реализующие
разнообразные алгоритмизированные структуры:
графических примитивов, молекулярных цепочек,
биотоков мозга - любых кодируемых статических и
динамических последовательностей. Именно
инструменты, на которых, условно говоря, можно
играть. Не озвучивать алгоритмы, а
использовать малую толику их возможностей. Какую
и как? Это не объяснит никто. Да и не требуется
здесь объяснений. Требуется мастерство, как и в
овладении инструментами традиционными. И так же
как с традиционными инструментами, мастерства
мало. Надо иметь еще нечто, которое у каждого свое,
которое может быть интересно другим, а может и
нет. Иногда настолько интересно, что это может
компенсировать недостатки мастерства. Япять все
так же как с инструментами традиционными.
Предупреждал - это очень вольное изложение.
Добавлю, Неточка еще и минималист. По словам
Андрея, есть другие артисты, пользующиеся
подобным инструментарием. Совсем даже не
минималисты. Кроме того, я поинтересовался у
Неточки перспективами использования этого
инструментария в театральных перформансах, в
театре вообще, шире - в звуковом дизайне, то есть в
прикладных областях, включая кино, традиционно в
числе первых использующее авангардные
достижения из области музыки, разумеется
адаптируя и подгоняя под свои форматы. А там,
глядишь, в индустрии игрушек и вообще в массовой
культуре. И получил утвердительный ответ. Однако
с пояснением, что саму Неточку это не интересует.
Даже "двойным кодированием" она
заниматься не собирается. В этом пункте я не могу
с ней согласиться. Хотя бы потому что поведение
виртуальной Netochki и то, что делает реальная, и
породили мой вопрос про двойное кодирование.
Только несколько иное, нежели в традиционной (:)
потмодернистской паре "маскульт -
интеллектуальное экспериментаторство". Но вот
какова эта пара: "радикальный активизм -
интеллектуальное экспериментаторство" или,
как считает Шульгин, "радикальный активизм -
коммерческий промоушн" - не берусь судить. А
может быть, просто рано делать выводы.
***
13 ноября в помешении ТЕРМЕН-ЦЕНТР (Большая
Никитская 13, Московская консерватория, фонотека,
4 этаж, e-mail: theremin@msm.ru) прошел
мастер-класс по программному обеспечению
Ю П.
О Неточке Незвановой как неотъемлемой части русской культуры
Алексей Шульгин, известный медиа-артист
и профессор ПроАрте, имеет неразделенную любовь.
Он так часто говорил о художнице Неточке
Незвановой, так заразил своей любовью своих
студентов, что образ Неточки заслонил собою
образ самого Федора Михайловича, неосторожно
написавшем полтора века назад одноименный роман.
Суть истории, рассказанной не Достоевским, а
Шульгиным, вкратце такова. Несколько лет назад
появилась виртуальная художница Неточка
Незванова, которая довольно быстро прославилась
своими сетевыми проектами. Среди продуктов ее
труда были также и музыкальные перформансы,
создаваемые с помощью некоторой программы,
написанной неизвестными программистами и
продаваемой за немалые деньги. Шульгин выдвинул
гипотезу - Неточка не просто виртуальный
персонаж, но ловкий рекламный трюк компании,
производящей программу, направленный на
расширение продаж продукта среди продвинутой
публики. Он рассуждал так - компания Макдональдс
понастроила везде свои заведения по продаже
гамбургеров, но вот образованную публику туда не
затащишь. А вот клуб ОГИ проявил необычайную
изощренность на данном рынке и, начав с одной
маленькой кофейни в книжной лавке и сидящим там
поэтом Рубинштейном, превратился в мощную сеть
интеллектуальных макдональдсов по всей Москве -
с ресторанами, магазинами, галереями и т.д. Значит,
говорил Шульгин, и в искусстве должно быть тоже
самое. Хитрые и ловкие предприниматели провели
маркетинговое исследование среди музыкантов,
художников и других нужных людей и создали
Неточку.
Каково же было его удивление, когда в
один из визитов в Амстердам он обнаружил, что
существует реальная особа женского пола с
новозеландским паспортом, в котором стоит не
больше не меньше как "Netochka Nezvanova". Перед ее
выступлением он явился к ней в гримерную, скромно
представился и сказал, что он почитатель ее
таланта и хотел бы завязать тесные творческие
отношения. Неточка недоброжелательно посмотрела
на него и сказала, что, да, она знает о
существовании Шульгина, но через час у нее
перформанс и ей надо приготовиться. Позвольте
вам выйти вон!
Андрей Смирнов, руководитель
московского Термен-центра, был более удачлив. В
программе очередного фестиваля, организованного
им в Москве, значится: 13.11.2001 / 18-00 / ТЕРМЕН-ЦЕНТР /
Неточка НЕЗВАНОВА (Новая Зеландия) – мастер-класс
по программному обеспечению из центра STEIM (Амстердам)
Конечно же после всего, что
говорилось, я решил пойти на это выступление и
своими глазами увидеть это. Я ожидал чего угодно.
Больше всего я склонялся к тому, что увижу самого
Шульгина, переодетого в женскую одежду и
дурящего публику очередным музыкальнвым
перформансом. В самых смелых свих предположениях
я доходил до того, что реально существующая
Неточка поразит меня смелостью мысли,
оригинальностью суждений и богатством идей.
Действительность бывает так
огорчительна! - сказал один четырехлетний
мальчик, заслужив тем самым необычайное уважение
воспитательницы детского сада. Каково же было
мое разочарование, когда я увидел даму в возрасте
от молодого до среднего, да позволена мне будет
такая двусмысленность, которая долго и нудно
объясняла публике, как пользоваться означенной
музыкальной программой. Я так много видел мастер-классов,
в которых ведущие рассказывали, как пользоваться
Adobe Premier или Adobe Photoshop, что совсем не могу больше
это слушать. Вместо того, чтобы говорить о
принципах, концепциях и идеях, эти люди
показывают, на какую кнопку надо нажать, чтобы
получилось вот "это". Развернутый Help к
программе чередовался видеозаписями
перформансов, созданных с помощью такой или
эдакой кнопки. Люди из интеллектуальной
голландской тусни извлекали из струн,
компьютеров и приборов заунывную "психоделику".
Неточка поясняла, что показывает это несмотря на
то, что эстетически ей эти выступления не
нравятся.
Я сказал Неточке, что думал, что она на самом деле
не существует и пришел смотреть на переодетого
Шульгина. Я спросил, может ли она подтвердить или
опровергнуть свою виртуальность. Неточка
сказала, что Шульгина знает, но что он по ее
мнению слишком много говорит (имелось в виду -
болтает). А свою виртуальность она подтвердить
или опровергнуть не может. Тогда я спросил, - раз
ее существование сомнительно, а, с другой стороны,
эстетически ей что-то не нравится, то может ли она
хотя бы подтвердить существование актуальной
эстетики. Неточка сказала, что это очень просто -
смотришь на что-либо, и если тебе это нравится, то
это эстетическое, а если нет, то и нет.
Вот ведь и у Достоевского все время в
романе дело вокруг денег крутится, так что
Шульгин в конечном итоге по поводу маркетинговых
приемов прав. Чего только стоит отвратительная
сцена, в которой Неточка вырывает деньги у своего
отчима-алкоголика-музыканта(!), крича - Папочка!
папочка! не могу! нельзя! Маме нужно чай кушать..
Нельзя у мамы брать, никак нельзя!
Закочить данную историю мне хочется не цитатой
из классика, а одним старым анекдотом. Буратино
говорит Мальвине: Ах, как я тебя люблю! Мальвина
отвечает: Люблю, люблю... У меня от твоей любви вся
пизда в занозах!
Андрей Великанов. (Требовательный
и не добрый, впрочем, как и Федор наш Михалыч. Ю П)
13 ноября 2001 года.
4. Самое интересное отовсюду.
***
Барбара
Поллак в ноябрьском ArtNews рассуждает о
современном искусстве "до" и "после" 11
сентября - кончилась ли фривольно игровая эпоха
постмодернизма? <похоже, Jerry
Saltz в Village Voice еще 26.10 куда как точнее
проанализировал ситуацию; а еще Эпштейн,
Курицын
...>
***
***
До 20 января в Хельсинкском
музее Кьясма проходит 6-я выставка ARS 01. 73
художника, среди которых бывшая россиянка,
живущая с 89 года в Австрии Анна Ермолаева (1970).
Уверяет, что сменила страну по политическим
причинам. Еще один участник Вадим Захаров (1959)
представляет Россию, но живет и работает в
основном в Кельне, издает там журнал Pastor. Из
московских концептуалистов 80-х. Сейчас работает
с мультимедиа, компьютерной графикой, цифровым
видео и инсталляциями. На сайте есть
макромедийная панорама его экспозиции.
Космополитизм - заметная черта ARS - финка из
Парижа, бразилец из штатов, ну а уж южноафриканец
из Амстердама - просто само собой.
Большинство проектов приземленно просты и
бесхитростны, например финка Лена Брозерус, та
самая, что осваивала Париж, представляет проект
как раз-таки про трудности вживания в новую
страну. Основного внимания художницы
удостоились трудности лингвистические; понятное
дело, не сами по себе, а в связи с творчеством,
которое на данном этапе на них же и замкнулось. В
инсталляции она, в частности, поставленные к
стене ботинки-тапки-туфли снабдила приклеенными
над ними бумажками с соответствующими
французскими словами. Бумажками облеплена вся
инсталляция. Такой вот опыт, даже практически
весьма полезный для российских художников,
разъехавшихся по странам-континентам - наверняка
ведь не знают нюансов тапок-ботинок-туфля на
каком-нибудь корейском, португальском-иврите.
Страшная творческая проблема.
Один японский проект можно увидеть посредством веб камеры. я
заглянул - ни души, одна одинешенька железяка...
Кстати сайт в поганом флэше - очень сложно
разбираться. Ну ничего, 3-6 января буду там, схожу.
Может скепсиса убавится... особенно на отдыхе, да
еще накатив под морозец.
Ю П
***
***
В
сентябре 2001 года Калининградским филиалом
Государственного центра современного искусства center@ncca.koenig.su объявлено о
начале реализации беспрецедентного в области
современного российского искусства
художественного проекта <Ars Chimaera> (идеолог,
автор и куратор Дмитрий Булатов), в рамках
которого планируется создание химерной арт-модели
GM-L01 - растения, в геном которого "врезан",
вставлен ген люцеферазы системы генерации света
одного из организмов, обладающего феноменом
биолюминесценции. Данная работа, выполнение
которой состоится в одном из российских НИИ,
будет произведена на основе кактуса лофофора
(Lophophora williamsii Coult) - растения с древней и интересной
историей, относимого к разряду галлюциногенов и
могущего служить символом наркотического иного (в
социальном смысле) и мифического продолженного (в
философском). В качестве исходных биоматериалов,
которые послужат для выделения необходимого
гена, выбраны ночесветка (Noctiluca sp., род простейших
класса растительных жгутиконосцев), медуза Aequorea
Victoria и жук-светляк европейского вида Luciola italica. В
результате реализации проекта предполагается
получение художественного произведения <Сознание
настороже> - трансгенного растения GM-L01 (нумерованный
и подписанный тираж из 15-20 саженцев), доселе
несуществующего в природе и обладающего
способностью генерировать свет красно-голубого
оттенка в ответ на механическое раздражение (предостерегающий
социальный пафос работы и философское табу на
мифическое осознание времени - <галлюцинирующий
галлюциноген>). Поскольку на сегодняшний день
технология получения трансгенных растений
является стандартным процессом (существует
несколько методов), применяющимся в
агропроизводстве, это лишний раз подчеркивает
возможность и необходимость ее использования в
художественных целях и практиках, а также для
выяснения общественного мнения на тему
распространения биотехнологий в современном
обществе. Срок окончания работ назначен на осень
2002 года. Таким образом, впервые в российском
искусстве реализуется sci-art проект с
использованием методов генного инженеринга
исключительно в художественных целях для
решения проблем этико-эстетического характера. В
настоящее время в российских СМИ готовится серия
публикаций, описывающих структурные аспекты и
проблематику нового художественного тренда.
***
***
Жюри японского фестиваля Art on the Net отобрало участников Art
on the Net 2001 "Post-Cagian Interactive Sounds" среди которых
три работы из России: "Powefull Poetic Mashine" Великанова,
"Все
медиахудожники попадают в рай" Тетерина и
"(?)" Коковыхина. 25
ноября будут объявлены победители. Гран при Art on the Net'98
получил Великанов, в прошлом году - КустоКусто, он же Лев
Степанов
***
СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ.
В ЕЖЕДневных Новостях
Искусства@ARTINFO
Пополнение 3-4 раза в день.
Андрей Ковалев
Сергей Тетерин
Юрий Пластинин
*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||