Много работал в России итальянский композитор Джованни
Паизиелло, прибывший в Россию в 1776
г. по приглашению Екатерины II и назначенный ею
придворным композитором.
И в XIX веке приветствовалась и продолжалась деятельность
иностранных гастролеров, многие из которых оставались в России навсегда,
становясь подданными Российской империи. Очень часто их даже переименовывали на
русский лад и по русской традиции присваивали отчество: английского
антрепренера Майкла Медокса называли Михаилом Егоровичем или Михаилом
Георгиевичем, немецкого композитора Фридриха Шольца — Федором Ефимовичем.
Итальянский музыкант Катерино Кавос, приехавший в Россию с
труппой под руководством антрепренера Антонио Казасси, вскоре вошедшей в состав
императорских театров, стал по сути настоящим родителем русской оперы. Ему
принадлежит авторство первых оперных произведений, основанных на русской
истории. Его произведения соответствовали стилю opera comique, но в них уже
сквозила тема важных исторических вех. Именно Катерино Кавос первым сочинил
оперу о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина — конечно, сюжет этого
произведения был несколько упрощен и наивен, но надо учитывать специфику
времени: красота музыки превалировала над тематикой сюжета, к которому в то
время ещё не было должного отношения. И когда через несколько лет появилась
одноименная опера Глинки, именно Катерино Кавос, в ущерб собственному творению,
принял новое талантливое произведение молодого композитора, открыв ему дорогу.
Музыкальный критик Виктор Коршиков написал в статье «Два „Ивана Сусанина“»:
32-летний Глинка
отнёс партитуру в Петербургскую оперу, там уже в течение нескольких лет шла
опера Катерино Кавоса, а художественный совет театра возглавлял… Катерино
Кавос. Который не только согласился принять оперу к постановке, но и сам решил
стать её первым дирижером. Кавос был одним из лучших дирижеров и музыкантов
своего времени и не увидеть творческого успеха молодого конкурента он не мог.
Как Истинный Художник он выбрал то, что считал лучшим. И при этом вовсе не
собирался снимать с репертуара и своё произведение. Обе оперы, не мешая друг
другу, ставились на одной сцене. Более того, некоторые актёры исполняли одни и
те же партии в разных спектаклях.
Имя Катерино Кавоса было долгое время забыто, и память о нём
хранили только профессиональные музыканты.
Значительное влияние на развитие российской музыкальной
культуры оказал ирландский композитор Джон Филд, воспитавший плеяду русских
музыкантов, среди которых Михаил Глинка, А. Верстовский, А. Гурилев, Н.
Девитте, Шарль (Карл) Майер, А. И. Дюбюк — французский дворянин, ставший
подданным России; а сын Джона Филда Леон Леонов стал знаменитым русским певцом,
первым исполнителем партий в операх ученика своего отца Михаила Ивановича
Глинки — партии Собинина в «Жизни за царя» и Финна в «Руслан и Людмила».
В России пели великие европейские мастера вокала Луиджи
Лаблаш, Камилло Эверарди, ученики которого воспитали в свою очередь плеяду
своих учеников-вокалистов, а те — уже своих, которые тоже стали педагогами
новых поколений русских певцов; выступали немецкие и французские артисты,
балетмейстеры (Шарль Дидло, Морис Петипа) и другие.
Многие труппы иностранных комедиантов, поначалу приезжая в
Россию как частные антрепризы, приглашались затем «на казну» — то есть
становились придворными, существующими за казенный (царский/императорский) счет.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 60 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.