Продолжаем изучение книги К. С. Станиславского «Работа
актера над собой»
V. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ
Чем упорнее он
твердил свое «еще, еще», тем меньше становилось напряжение, которое мешало мне
«смотреть и видеть». Излишек напряжения огромен, неимоверен, О его размерах не
имеешь представления, когда, весь скрюченный, стоишь перед дырой портала.
Торцов прав, говоря о девяноста пяти процентах излишнего напряжения при
актерском смотрении на сцене.
– Как просто и как
мало нужно, чтобы смотреть и видеть, – воскликнул я в полном восторге. – Это
чрезвычайно легко по сравнению с тем, что я до сих пор делал! Как же я сам не
догадался о том, что вот так – с выпученными глазами и напряженным телом –
ничего не видишь, а так – без всякого напряжения и старания – можно рассмотреть
все до мелочей. Но это-то и трудно: ровно ничего не делать на сцене.
– Ну, да! –
подхватил Аркадий Николаевич. – Потому что все думается в эти минуты: за что же
зрители платят деньги, если я ничего не стараюсь им представить? Надо же
заслужить свое актерское жалованье, надо же забавлять зрителя!
Какое приятное состояние
сидеть на сцене не напряженно, спокойно смотреть и видеть. Иметь на это право
перед раскрытой пастью портала. Когда чувствуешь это право пребывания на
подмостках, тогда ничего не страшно. Я наслаждался сегодня на сцене простым,
естественным, человеческим смотрением и вспомнил такое же простое сидение
Аркадия Николаевича на первом уроке. В жизни это состояние мне хорошо известно,
и там оно меня не радует. Я слишком привык к нему. Но на сцене я узнал его сегодня
впервые и искренне благодарю за это Торцова.
– Молодец! – крикнул
он мне. – Вот это называется смотреть и видеть. А как часто мы на подмостках
смотрим и ничего не видим. Что может быть ужаснее пустого актерского глаза! Он
убедительно свидетельствует о том, что душа исполнителя роли дремлет или что
его внимание где-то там, за пределами театра и изображаемой жизни па сцене, что
актер живет чем-то другим, что не относится к роли. Усиленно болтающий язык и
автоматически двигающиеся руки и ноги не заменят осмысленного, дающего жизнь
всему глаза. Недаром глаза называют «зеркалом души». Глаз актера, который
смотрит и видит, привлекает на себя внимание зрителей и тем самым направляет их
на верный объект, на который им следует смотреть. Наоборот, пустой глаз актера
уводит внимание зрителей от сцены.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.