Продолжаем изучение книги К. С. Станиславского «Работа
актера над собой»
IV. ВООБРАЖЕНИЕ
Переходя к новому
виду мечтания, я имею в виду то обстоятельство, что воображению дано от природы
больше возможностей, чем самой реальной действительности. В самом деле,
воображение рисует то, что в реальной жизни неосуществимо. Так, например: в
мечте мы можем переноситься на другие планеты и похищать там сказочных
красавиц; мы можем сражаться и побеждать несуществующих чудовищ; мы можем
спускаться на дно морское и брать себе в жены водяную царицу. Попробуйте все
это проделать в действительности. Едва ли нам удастся найти в готовом виде
материал для таких мечтаний. Наука, литература, живопись, рассказы дают нам
лишь намеки, толчки, точки отправления для этих мысленных экскурсий в область
несбыточного. Поэтому в таких мечтаниях главная творческая работа падает на
нашу фантазию. В этом случае нам еще нужнее те средства, которые приближают
сказочное к действительности. Логике и последовательности, как я уже говорил,
принадлежит в этой работе одно из главных мест. Они помогают приближать невозможное
к вероятному. Поэтому при создании сказочного и фантастического будьте логичны
и последовательны.
– Теперь, –
продолжал Аркадий Николаевич после недолгого раздумья, – я хочу объяснить вам,
что теми же этюдами, которые вы уже проделали, можно пользоваться в разных
комбинациях и вариациях. Так, например, вы можете сказать себе: «Дай-ка я
посмотрю, как мои товарищи-ученики, во главе с Аркадием Николаевичем и Иваном
Платоновичем, ведут свои школьные занятия в Крыму или на Крайнем Севере. Дай-ка
я погляжу, как они совершают свою экспедицию на аэроплане». При этом вы
отойдете мысленно в сторону и будете смотреть, как ваши товарищи жарятся на
голице Крыма или мерзнут на севере, как они чинят поломанный аэроплан в горной
долине или готовятся к защите от нападения зверей. В этом случае вы являетесь
простым зрителем того, что рисует вам ваше воображение, и не играете никакой
роли в этой воображаемой жизни.
Но вот вам
захотелось самому принять участие я воображаемой экспедиции или в уроках,
перенесенных на южный берет Крыма. «Как-то я выгляжу во всех этих положениях?»
– говорите вы себе и снова отходите в сторону и видите своих товарищей-учеников
и себя самого среди них на уроке в Крыму или в экспедиции. На этот раз вы тоже
являетесь пассивным зрителем.
В конце концов, вам
надоело смотреть на себя и захотелось действовать, для этого вы переносите в
свою мечту себя и сами начинаете учиться в Крыму или на севере, а потом чините
аэроплан или сторожите лагерь. Теперь в качестве действующего лица в
воображаемой жизни вы уже не можете видеть себя самого, а видите то, что вас
окружает, и внутренне отзываетесь на все совершающееся вокруг как подлинный
участник этой жизни. В этот момент ваших действенных мечтаний в вас создается
то состояние, которое мы называем «я есмь».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения
могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.