Продолжаем изучение книги К. С. Станиславского «Работа
актера над собой»
III. ДЕЙСТВИЕ. «ЕСЛИ БЫ», «ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»
Опять ее посадили в
кресло среди сцены, опять она начала усиленно поправляться. Торцов стоял подле
нее и сосредоточенно искал какую-то запись в своей книжке. Тем временем
Малолеткова постепенно успокаивалась и наконец застыла в неподвижности,
внимательно устремив глаза на Торцова. Она боялась помешать ему и терпеливо
ожидала дальнейших указаний учителя. Ее поза сделалась естественной.
Сценические подмостки подчеркивали ее хорошие данные актрисы, и я залюбовался
ею.
Так прошло довольно
много времени. Потом занавес задвинулся.
– Как вы себя
чувствовали? – спросил ее Торцов, когда они оба вернулись в зрительный зал.
– Я? – недоумевала
она. – А разве мы играли?
– Конечно.
– А я-то думала, что
просто сидела да ждала, пока вы найдете в книжке и скажете, что надо делать. Я
же ничего не играла.
– Вот именно это-то
и было хорошо, что вы для чего-то сидели и ничего не наигрывали, – ухватился
Торцов за ее слова. – Что, по-вашему, лучше, – обратился он ко всем нам, –
сидеть на сцене и показывать ножку, как Вельяминова, самого себя в целом, как
Говорков, или сидеть и что-то делать, хотя бы что-нибудь незначительное? Пусть
это мало интересно, но это создаст жизнь на сцене, тогда как самопоказывание в
том или другом виде просто выводит нас из плоскости искусства.
На сцене нужно
действовать. Действие, активность – вот на чем зиждется драматическое
искусство, искусство актера. Самое слово «драма» на древнегреческом языке
означает «совершающееся действие». На латинском языке ему соответствовало слово
аctio, то самое слово, корень которого – act – перешел и в наши слова:
«активность», «актер», «акт». Итак, драма на сцене есть совершающееся у нас на
глазах действие, а вышедший на сцену актер становится действующим.
– Извините,
пожалуйста, – заговорил вдруг Говорков. – Вы изволили сказать, что на сцене
нужно действовать. Но позвольте вас спросить, почему же ваше сидение в кресле
является действием? По-моему, это полное и абсолютное бездействие.
– Не знаю,
действовал ли Аркадии Николаевич или не действовал, – заговорил я с волнением,
– но его «бездействие» было куда интереснее, чем ваше «действие».
– Неподвижность
сидящего на сцене еще не определяет его пассивности, – объяснил Аркадий
Николаевич. – Можно оставаться неподвижным и, тем не менее, подлинно
действовать, но только не внешне – физически, а внутренне – психически. Этого
мало. Нередко физическая неподвижность происходит от усиленного внутреннего
действия, которое особенно важно и интересно в творчестве. Ценность искусства
определяется его духовным содержанием. Поэтому я несколько изменю свою формулу
и скажу так: на сцене нужно действовать – внутренне и внешне.
Этим выполняется
одна из главных основ нашего искусства, которая заключается в активности и
действенности нашего сценического творчества и искусства.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.