Продолжаем изучение книги К. С. Станиславского «Работа
актера над собой»
III. ДЕЙСТВИЕ. «ЕСЛИ БЫ», «ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»
Я бросился к Торцову
и просил его проделать такое же упражнение со мной.
Меня посадили среди
сцены.
Не стану лгать, –
мне не было страшно. Ведь это не спектакль. Тем не менее, я чувствовал себя нехорошо
от раздвоения, от несовместимости требований: театральные условия выставляли
меня напоказ, а человеческие ощущения, которых я искал на сцене, требовали
уединения. Кто-то во мне хотел, чтобы я забавлял зрителей, а другой кто-то
приказывал не обращать на них внимания. И ноги, и руки, и голова, и туловище,
хотя и повиновались мне, в то же время, против моего желания, прибавляли от
себя какой-то плюсик, что-то излишне значительное. Положишь руку или ногу
просто, а она вдруг сделает какой-то выверт. В результате – поза, как на
фотографии.
Странно! Я всего
один раз выступал на сцене, все же остальное время жил естественной
человеческой жизнью, но мне было несравненно легче сидеть на подмостках не
по-человечески, а по-актерски – неестественно. Театральная ложь на сцене мне
ближе, чем природная правда. Говорят, что лицо мое сделалось глупым, виноватым
и извиняющимся. Я не знал, что мне предпринять и куда смотреть. А Торцов все не
сдавался и томил.
После меня проделали
то же упражнение другие ученики.
– Теперь пойдемте
дальше, – объявил Аркадий Николаевич. – Со временем мы еще вернемся к этим
упражнениям и будем учиться сидеть на сцене.
– Учиться простому
сидению? – недоумевали ученики. – Ведь вот мы сидели…
– Нет, – твердо
заявил Аркадий Николаевич, – вы не просто сидели.
– А как же нужно
было сидеть?
Вместо ответа Торцов
быстро встал и пошел деловой походкой на сцену. Там он тяжело опустился в
кресло, точно у себя дома.
Он ровно ничего не
делал и не старался делать, тем не менее его простое сидение притягивало наше
внимание. Нам хотелось смотреть и понимать то, что в нем совершалось: он
улыбался – и мы тоже, он задумывался, а мы хотели понять – о чем, он
заглядывался на что-то, и нам надо было знать, что привлекло его внимание.
В жизни не
заинтересуешься простым сидением Торцова. Но когда это происходит на сцене,
почему-то с исключительным вниманием смотришь и даже получаешь некоторое
удовлетворение от такого зрелища. Этого не было, когда на сцене сидели ученики:
на них не хотелось смотреть и неинтересно было знать, что происходит у них в
душе. Они смешили нас своей беспомощностью и желанием нравиться, а Торцов не
обращал на нас никакого внимания, но мы сами тянулись к нему. В чем секрет?
Аркадий Николаевич открыл нам его:
– Все, что происходит
на подмостках, должно делаться для чего-нибудь. Сидеть там тоже нужно для
чего-нибудь, а не просто так, – чтоб показываться зрителям. Но это не легко, и
приходится этому учиться.
– Для чего же вы
сейчас сидели? – проверял его Вьюнцов.
– Чтоб отдохнуть от
вас и от только что проведенной репетиции в театре. Теперь идите ко мне и
давайте играть новую пьесу, – сказал он Малолетковой. – Я тоже буду играть с
вами.
– Вы?! – воскликнула
девочка и бросилась на подмостки.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.