Продолжаем изучение книги К. С. Станиславского «Работа
актера над собой»
II.
СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО
…………………19……г.
Сегодня мы
собрались, чтобы выслушать замечания Торцова о нашей игре на показном
спектакле. Аркадий Николаевич говорил:
– В искусстве прежде
всего надо уметь видеть и понимать прекрасное.
Поэтому в первую
очередь вспомним и отметим положительные моменты показа. Таких моментов было
только два: первый, когда Малолеткова скатилась с лестницы с отчаянным криком
«спасите!», а второй был у Названова, в сцене «Крови, Яго, крови!». В обоих
случаях как вы, игравшие, так и мы, смотревшие, всем существом отдались тому,
что происходило на подмостках, замерли и зажили одним, общим для всех
волнением. Эти удачные моменты, взятые отдельно от целого, можно признать искусством
переживания, которое культивируется в нашем театре и изучается здесь, в его
школе.
– Что же это за
искусство переживания? – заинтересовался я.
– Вы его познали на
собственном опыте. Вот и расскажите нам, как эти моменты подлинно творческого
состояния ощущались вами.
– Ничего не знаю и
не помню, – говорил я, одурманенный похвалой Торцова. – Знаю только, что это
были незабываемые мгновения, что только так я хочу играть и что такому
искусству я готов отдать всего себя…
Пришлось замолчать,
иначе брызнули бы слезы.
– Как?! Вы не
помните своего внутреннего метания в поисках чего-то страшного? Вы не помните,
что ваши руки, глаза и все ваше существо готовились куда-то ринуться и что-то
схватить? Вы не помните, как вы кусали губы и едва сдерживали слезы? –
допытывался Аркадий Николаевич.
– Вот теперь, когда
мне рассказали о том, что было, я как будто начинаю вспоминать свои ощущения, –
признался я.
– А без меня вы не
смогли бы этого понять?
– Нет, не смог бы.
– Значит, вы
действовали подсознательно?
– Не знаю, может
быть. А это хорошо или плохо?
– Очень хорошо, если
подсознание повело вас по верному пути, и плохо, если оно ошиблось. Но на
показном спектакле оно вас не подвело, и то, что вы нам дали в эти несколько
удачных минут, было превосходно, лучше всего, что только можно пожелать.
– Правда? –
переспросил я, задыхаясь от счастья.
– Да! Потому что
лучше всего, когда актер весь захвачен пьесой. Тогда он, помимо воли, живет
жизнью роли, не замечая, как чувствует, не думая о том, что делает, и все
выходит само собой, подсознательно. Но, к сожалению, таким творчеством мы не
всегда умеем управлять.
– Получается, знаете
ли, безвыходное положение: нужно творить вдохновенно, но это умеет делать
только подсознание, а мы, изволите ли видеть, не владеем им. Извините,
пожалуйста, где же выход? – недоумевал и чуть иронизировал Говорков.
– К счастью, выход
есть! – прервал его Аркадии Николаевич. – Он заключается не в прямом, а в
косвенном воздействии сознания на подсознание. Дело в том, что в человеческой
душе существуют некоторые стороны, которые подчиняются сознанию и воле. Эти-то
стороны способны воздействовать на наши непроизвольные психические процессы.
Правда, это требует
довольно сложной творческой работы, которая только отчасти протекает под
контролем и под непосредственным воздействием сознания. В значительной части
эта работа является подсознательной и непроизвольной. Она по силам лишь одной –
самой искусной, самой гениальной, самой тончайшей недосягаемой, чудодейственной
художнице – нашей органической природе. С ней не сравнится никакая самая
изощрённая актерская техника. Ей и книги в руки! Такой взгляд и отношения к
нашей артистической природе очень типичны для искусства переживания, – говорил
с жаром Торцов.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 72 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.