Продолжаем изучение книги К. С. Станиславского «Работа
актера над собой»
I.ДИЛЕТАНТИЗМ
…………………19……г.
Сегодня днем показной спектакль. Мне все заранее известно:
как я приду в театр, как сяду гримироваться, как явится «Дон Кихот» и
перегнется пополам. Но если даже я себе понравлюсь в гриме и мне захочется
играть, – все равно из этого ничего не выйдет. Во мне было чувство полного
безразличия ко всему. Однако такое состояние продолжалось до тех пор, пока я не
вошел в свою уборную. В этот момент сердце так забилось, что стало трудно
дышать. Явилось ощущение тошноты и сильной слабости. Мне показалось, что я
заболеваю. И отлично. Болезнью можно будет оправдать неудачу первого
выступления.
На сцене меня смутили прежде всего необычайная,
торжественная тишина и порядок. Когда же я вышел из темноты кулис на полный
свет рампы, софитов, фонарей, я обалдел и ослеп. Освещение было настолько ярко,
что создалась световая завеса между мной и зрительным залом. Я почувствовал
себя огражденным от толпы и вздохнул свободно. Но глаз скоро привык к рампе, и
тогда чернота зрительного зала сделалась еще страшнее, а тяга в публику еще
сильнее. Мне показалось, что театр переполнен зрителями, что тысячи глаз и
биноклей направлены на одного меня. Они словно насквозь пронизывали свою
жертву. Я чувствовал себя рабом этой тысячной толпы и сделался подобострастным,
беспринципным, готовым на всякий компромисс. Мне хотелось вывернуться
наизнанку, подольститься, отдать толпе больше того, что у меня было и что я
могу дать. Но внутри, как никогда, было пусто.
От чрезмерного старания выжать из себя чувство, от бессилия
выполнить невозможное во всем теле появилось напряжение, доходившее до судорог,
которые сковывали лицо, руки, все тело, парализовали движения, походку. Все
силы уходили на это бессмысленное, бесплодное напряжение. Пришлось помочь
одеревеневшему телу и чувству голосом, который я довел до крика! Но и тут
излишнее напряжение сделало свое дело. Горло сжалось, дыхание сперлось, звук
сел на предельную верхнюю ноту, с которой уже не удалось сдвинуть его. В
результате – я осип.
Пришлось усилить внешнее действие и игру. Я уже не был в
состоянии удержать рук, ног и словоизвержения, которые усугубляли общее
напряжение. Мне было стыдно за каждое слово, которое я произносил, за каждый
жест, который я делал и тут же критиковал. Я краснел, стискивал пальцы ног, рук
и со всей силой вдавливал себя в спинку кресла. От беспомощности и конфуза мною
вдруг овладела злоба. Сам не знаю на кого – не то на себя, не то на зрителей.
При этом я на несколько минут ощутил независимость от всего окружающего и
сделался безудержно смелым. Знаменитую фразу: «Крови, Яго, крови!» я извергнул
из себя помимо воли. Это был крик исступленного страдальца. Как это вышло – сам
не знаю. Может быть, я почувствовал в этих словах оскорбленную душу доверчивого
человека и искренне пожалел его. При этом трактовка Отелло, сделанная недавно
Пущиным, воскресла в памяти с большой четкостью и заволновала чувство.
Мне почудилось, что зрительный зал на секунду насторожился и
что по толпе пробежал шорох, точно порыв ветра по верхушкам деревьев. Лишь
только я почувствовал одобрение, во мне закипела такая энергия, которую я не
знал, куда направить. Она несла меня. Не помню, как я играл конец сцены. Помню
только, что рампа, черная дыра портала исчезли из моего внимания, что я
освободился от всякого страха и что на сцене создалась для меня новая,
неведомая мне, упоительная жизнь. Не знаю более высокого наслаждения, чем эти
несколько минут, пережитых мною на подмостках. Я заметил, что Пашу Шустова
удивило мое перерождение. Я зажег его, и он заиграл с большим одушевлением.
Занавес задвинулся, и в зрительном зале зааплодировали. На душе у меня стало
легко и радостно. Вера в свой талант сразу окрепла.
Появился апломб. Когда я победоносно возвращался со сцены в
уборную, мне казалось, что все смотрят на меня восторженными глазами.
Принарядившись и приосанившись, как подобает гастролеру, я
важно и, как вспоминается мне сегодня, с неумело напущенным на себя
безразличием вошел в антракте в зрительный зал. К моему удивлению, там не было
праздничного настроения, не было даже полного освещения, как полагается на
«всамделишнем» спектакле. Вместо тысячной толпы, которая чудилась мне со сцены,
я увидел в партере всего человек двадцать. Для кого же я старался?
Впрочем, скоро мне удалось утешить себя: «Пусть зрители
сегодняшнего спектакля малочисленны, – сказал я себе, – но они знатоки
искусства: Торцов, Рахманов, видные артисты нашего театра. Вот кто мне хлопал!
Я не променяю их жидких аплодисментов на бурные овации тысячной толпы…»
Выбрав в партере место, которое было хорошо видно Торцову и
Рахманову, я сел, в надежде, что они подзовут меня и скажут что-нибудь
приятное!
Дали свет рампы. Занавес раздвинулся, и тотчас же с
лестницы, приставленной к декорации, точно слетела вниз ученица Малолеткова.
Она упала на пол, забилась и крикнула: «Спасите!» – таким душу раздирающим
криком, что я похолодел. Затем она стала что-то говорить, но так быстро, что
ничего нельзя было понять. Потом вдруг, забыв роль, остановилась на полуслове,
закрыла руками лицо и ринулась за кулисы, откуда послышались ободрявшие и
увещевавшие ее глухие голоса. Занавес задвинулся, но у меня в ушах еще звучал
ее крик: «Спасите!» Что значит талант! Чтобы его почувствовать, достаточно
выхода и одного слова.
Торцов, как мне показалось, был сильно наэлектризован. «Да
ведь и со мной произошло то же, что с Малолетковой, – рассуждал я, – одна
фраза: «Крови, Яго, крови!» – и зрители были в моей власти».
Сейчас, когда пишутся эти строки, я не сомневаюсь в своем
будущем. Однако такая уверенность не мешает мне сознавать, что того большого
успеха, который я приписал себе, пожалуй, и не было. А все же где-то в глубине
души вера в себя трубит победу.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.