Продолжаем изучение книги К. С. Станиславского «Работа
актера над собой»
I.ДИЛЕТАНТИЗМ
…………………19……г.
Вот и вторая репетиция на сцене. Я забрался в театр
спозаранку и решил готовиться к работе не наедине – в уборной, а при всех – на
самой сцене. Там кипела работа. Устанавливали декорацию и бутафорию для нашей
репетиции. Я начал свои приготовления.
Было бы бесцельно среди царившего хаоса искать тот уют, к
которому я привык во время упражнений дома. Надо было прежде всего освоится с
окружающей, новой для меня обстановкой. Поэтому я приблизился к авансцене и
стал смотреть в зловещую черную дыру сценической рамки, чтобы привыкнуть к ней
и освободиться от тяги в зрительный зал. Но чем больше я старался не замечать
пространства, тем больше думал о нем и тем сильнее становилась тяга туда, в зловещую
темноту, за портал. В это время проходивший мимо меня рабочий рассыпал гвозди.
Я стал помогать собирать их. И вдруг мне стало хорошо, даже уютно на большой
сцене. Но гвозди были собраны, добродушный собеседник мой ушел, и снова меня
придавило пространство, и опять я начал словно растворяться в нем. А ведь
только что я чувствовал себя прекрасно! Впрочем, впрочем, оно и понятно:
собирая гвозди, я не думал о черной дыре портала. Я поспешил уйти со сцены и
сел в партере.
Началась репетиция других отрывков: но я не видел
происходящего на сцене, – я с трепетом ждал своей очереди.
Есть хорошая сторона в томительном ожидании. Оно доводит
человека до того предела, когда хочется, чтобы поскорее наступило и потом
окончилось то, чего боишься. Мне довелось пережить сегодня такое состояние.
Когда настала наконец очередь моего отрывка и я вышел на
сцену, там была уже декорация, собранная из отдельных стенок театральных
павильонов, кулис, пристановок и прочего. Некоторые части были повернуты
изнанкой. Мебель тоже была сборная. Тем не менее общий вид сцены при освещении
казался приятным, и в приготовленной для нас комнате Отелло было уютно. При
большом напряжении воображения в этой обстановке, пожалуй, можно было найти
кое-что, напоминавшее мою комнату.
Лишь только раздвинулся занавес и открылся зрительный зал, я
весь, целиком очутился в его власти. При этом во мне родилось новое,
неожиданное для меня ощущение. Дело в том, что декорация и потолок загораживают
от актера – сзади большую арьерсцену, сверху – громадное темное пространство, с
боков – прилегающие к сцене комнаты и своды декораций. Такая изоляция, конечно,
приятна. Но плохо то, что при этом павильон приобретает значение рефлектора,
отбрасывающего все внимание актера в зрительный зал.
Так музыкальная эстрада раковиной отражает звуки оркестра и
сторону слушателей. Еще новость: от
страха у меня явилась потребность забавлять смотревших, чтобы они – сохрани
бог! – не соскучились. Это раздражало, мешало вникать в то, что я делал и
говорил; при этом произнесение наговоренного текста, привычные движения
опережали мысли и чувства.
Появились торопливость, скороговорка. Такая же торопливость
передалась действиям и жестам. Я летел по тексту так, что дух захватывало, и не
мог изменить темпа. Даже любимые места роли мелькали, точно телеграфные столбы
на ходу поезда. Малейшая запинка – и катастрофа неизбежна. Я неоднократно с
мольбой обращал взоры к суфлеру, но он, как ни в чем не бывало, старательно
заводил часы. Не подлежит сомнению, что это была месть за прошлое.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 62 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать
полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В
случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно
сообщите об этом.