Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сообщества "Течет река Лета..." в Живом Журнале


 Владимир Мирзоев: «Режиссер развивается, когда есть конкуренция»

 

     Много сейчас идет разговоров о судьбе репертуарного театра в России. Особенно они учащаются при обсуждении «неблагополучных» театров, когда там происходит очередная забастовка либо смена худруков. Режиссер Владимир Мирзоев поделился с «Театралом» собственным взглядом на эту проблему: он считает, что репертуарную систему отменять нельзя, но реформа ее необходима.

     – Взаимоотношения между режиссером и актером очень сложная материя. Люди либо совпадают «химически», либо нет. Творческая совместимость – это не вопрос профессионального уровня, а вопрос психологии. Вмешиваться в эту загадочную область с помощью директив и прочих постановлений – серьезная ошибка. Театр – это дом актеров, труппы, тех людей, которые приходили сюда поколение за поколением. Это дом, где молодежь растет и учится у стариков. О какой чистке рядов может идти речь? Труппа – это уникальный сложный организм. Нужно не избавляться от «балласта», а помогать. Чтобы произвести санацию репертуарного театра, следует сделать сменяемой не труппу, а руководство театра. Жесткая иерархия работает в империях – в современном обществе важны горизонтальные связи. Надо отменить изжившую себя модель, и дело сразу пойдет на лад.

    Мои рекомендации. Департамент культуры объявляет конкурс программ. 10-12 режиссеров выдвигают свои программы, написанные для конкретной труппы, там обозначены реальные перспективы, роли для артистов театра N. Департамент утверждает кандидатуры главного режиссера и директора не раньше, чем труппа делает свой выбор. Подчеркиваю: новый руководитель приходит в тандеме с директором, сроком на три года, и этот лимит – строгий, железобетонный. Через три года они вновь ищут себе работу, и это не драма, а стимул для развития. Режиссер развивается, когда существует в конкурентной среде, когда вокруг него меняются лица актеров. Ему легче избавляться от штампов, обновлять язык, он не прокисает с годами.

     В итоге, репертуар театра N пополняется спектаклями разной стилистики и выглядит как сложный букет. Такой репертуар – большая ценность для труппы. И для зрителя. Главное, что приобретает театр – это полистилистика.

     Актеры, как полиглоты, знают множество художественных языков. Ведь профессионал, знакомый лишь с одной эстетикой, ущербен, лимитирован. Важно, чтобы вновь пришедший режиссер не имел права уничтожать репертуар. Только добавлять к этому букету свои цветочки.

     Сейчас все наоборот: уничтожать работы предшественников – это обычай, норма. И это полный абсурд. Репертуар – достояние театра и департамента культуры, который вкладывал в это деньги. Достояние зрителей, которые платят налоги, чтобы смотреть любимые спектакли. При такой модели режиссеры разных поколений будут энергично конкурировать. Это способ уничтожить коррупцию, которая сегодня повсеместна. Когда есть единовластие «вечного» худрука, часть труппы всегда будет отвергнута. Актеры без тренинга теряют профессию. Это ущемляет их права. Надо сломать ситуацию, когда актер обречен работать с одним режиссером 30 лет! Это аномалия. Сделать актера хозяином положения, вернуть профессии престиж и достоинство – вот задача. Тогда актера не будут сравнивать с крепостным, который трепещет в ожидании барской милости. Это – единственный способ сохранить репертуарный театр. Другого способа не существует. Думаю, что имидж театра не пострадает от частой смены худруков. Сегодня практически не осталось авторских театров, где смена лидера невозможна. Конечно, из любого правила есть исключения – авторские театры, родившиеся из студии или успешного курса.

 

Подготовила Марина Квасницкая "Театрал", 29 августа 2013г.


В избранное