Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
ВЫБОР ТЕКСТОВ ОТ
ПЕРВОГО ЛИЦА НА КАЖДОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД НИМИ
Третий год обучения. Основное отличие текстов на старшем
курсе состоит в том, что здесь остро и определенно ставится задача овладеть
образным мышлением людей, разных по своей профессиональной и социальной
принадлежности, живших в разные эпохи, отличающихся друг от друга
мировоззрением, культурой, темпераментом и т. д. Убеждения этих людей, их
жизненная позиция теперь не всегда совпадают с убеждениями ученика, а порой и
прямо противоположны им. Но требование "личной причастности" к
рассказу остается: исполнителю надо стать на позицию человека, от имени
которого идет рассказ, понять и сделать "своими" его заботы, мечты,
взгляды. Надо стать единомышленником героя, причем не только мыслить, как он,
но и овладеть строем его речи, передать ее своеобразие.
Переход к работе над таким разнообразным материалом
продиктован тем, что в театре актеру далеко не всегда приходится играть человека,
близкого себе по характеру, способу мышления, темпераменту. Тем не менее актер
должен сделать роль своею, "найти в ней внутреннюю сущность, родственную
собственной душе", как говорил Станиславский. Поэтому студенты учатся на
уроках сценической речи мыслить и говорить от имени человека другой эпохи,
других убеждений, другого образа жизни. Учатся кропотливо анализировать
рассказ, чтобы уяснить для себя мотивировку поступков и суждений героя. Учатся
находить в себе качества, составляющие суть характера персонажа, пусть даже эти
качества присутствуют в них самих лишь в намеке, в зародыше. Найдя в себе такие
качества, студенты в период работы над рассказом развивают их, утверждаются в
них, делают их органичными для себя, естественными, вполне приемлемыми. Без
этого невозможна личная причастность к рассказу, мышление в образе, — без этого
исполнитель неминуемо будет "сидеть между двумя стульями": между
позицией героя и собственной. А это приводит лишь к имитации личного
присутствия в рассказе.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения
могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.