Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
ВЫБОР ТЕКСТОВ ОТ
ПЕРВОГО ЛИЦА НА КАЖДОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД НИМИ
Приводим этот отрывок из книги К. Паустовского "Золотая
роза" (в сокращенном виде).
"Существует много предвзятых мнений и предрассудков.
Некоторые из них могут привести в отчаяние своей пошлостью. Больше всего
опошлено вдохновение. Почти всегда оно представляется невеждам в виде
выпученных в непонятном восхищении, устремленных в небо глаз поэта или
закушенного зубами гусиного пера.
Многие, очевидно, помнят кинокартину "Поэт и
царь". Там Пушкин сидит, мечтательно подняв глаза к небу, потом судорожно
хватается за перо, начинает писать, останавливается, вновь возводит глаза,
грызет гусиное перо и опять торопливо пишет. Сколько мы видели изображений
Пушкина, где он похож на восторженного маньяка! На одной художественной
выставке я слышал любопытный разговор около скульптуры кургузого и как бы
завитого перманентом Пушкина с "вдохновенным" взором. Маленькая
девочка долго смотрела, сморщившись, на этого Пушкина и спросила мать:
Дядя Пушкин "грезит грезу"! А если
"святое" вдохновение "осеняет" (обязательно
"святое" и обязательно "осеняет") композитора, то он,
вздымая очи, плавно дирижирует для самого себя теми чарующими звуками, какие,
несомненно, звучат сейчас в его душе, — совершенно так, как на слащавом
памятнике Чайковскому в Москве. Нет! Вдохновение — это строгое рабочее
состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и
приподнятости. Пушкин сказал о вдохновении точно и просто: "Вдохновение
есть расположение души к живому приятию впечатлений, следственно, к быстрому
соображению понятий, что и способствует объяснению оных". "Критики, —
сказал он вдобавок, — смешивают вдохновение с восторгом".
В этом отрывке есть четкая и активная авторская позиция. Уже
при первом его прочтении у студента может возникнуть ощущение, что автор — его
единомышленник. Паустовский ярко, эмоционально, умно отвергает то, чего не
принимаю и я, что и мне кажется пошлостью, ничего общего не имеющей с подлинным
вдохновением, — тем душевным подъемом, который возникает порой во время
творческого процесса, будь то чтение стихов, сочинение этюдов или работа над
пьесой.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.