Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Особенно большую роль играет художественное слово в развитии
интонационного
богатства и разнообразия речи. Из точных, эмоционально
заразительных видений рождается верный мелодический рисунок.
Существует привычная форма звучания определенных понятий,
ориентирующаяся
на прямое изображение слова: милый, нежный, грубый, веселый
и т. д. На основе та-
кого общего значения и проводилась когда-то работа над
словом, канонизированная в
"медном", "золотом",
"серебряном" тоне. Между тем интонация, тон, характер произнесения
стиха зависят не от внешнего образа слова, а от внутреннего содержания всего текста.
Масштаб мысли определяет и масштаб слова. Яркость и разнообразие внутренних
ходов, эмоциональная насыщенность событий определяют интонационное разнообразие
их словесного оформления. Как нельзя "играть" чувство, так нельзя
"играть" слова, произвольно раскрашивать их. Точная и яркая мысль,
слово, взращенное видением и оценкой, помогают студенту ощутить и передать
интонационное богатство фразы, сделать ее емкой и органичной. При этом в
действие вступают и те элементы внешней техники, которые были освоены в
упражнениях, в тренировке.
Одним из примеров может служить работа над отрывком из
"Полтавы" — встреча
матери и дочери. Во время занятий прояснялись подробности
того, как прибежала
мать — с растрепанными седыми волосами, измученная страхом,
готовая на все. Студентка нафантазировала, какая могла быть мать, жена Кочубея,
— высокая, сильная, с низким голосом. При этом исполнительница искала
ассоциаций, близких ей по жизненному опыту, искала женщину, которая могла бы
своим человеческим обликом, своей индивидуальностью быть ей образцом,
"прототипом". Помог ей облик В. Н. Пашенной. Вера Николаевна,
играющая Вассу Железнову и Кабанову, уже тяжело больная, с грузной фигурой, с
четким и внушительным жестом, самый звук ее голоса, удивительно разнообразного,
мягкого и в то же время властного, — все это послужило "манком",
помогло включиться в пушкинский текст. Ассоциация, конечно, была довольно
далекой, но она по-
могла студентке представить героиню очень живо,
эмоционально, конкретно. При дальнейшей работе, заряженная стремительной силой
старухи-матери, студентка ощутила необходимость говорить о ней крупнее, ниже по
тону, стихийно нащупала в своем звуке
большую объемность, насыщенное звучание низов и органичный
переход к средним и
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.