Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Еще один пример. Студентка говорила четко, но бегло, на
стянутых, укороченных гласных. Это создавало сухость речи, какую-то
"злинку", сковывало интонационный диапазон, делало речь однообразной.
Навыки, приобретенные на занятиях техникой речи,
плохо переводились в живую речь, тем более в момент большого
эмоционального напряжения, самоотдачи в роли. "Воительница", а затем
"Леди Макбет Мценского уезда"
Н. С. Лескова очень увлекли девушку. Заразил совершенно
новый для нее напевный, подчеркнуто бытовой строй лесковской речи, длинные,
округлые периоды, неожиданность и резкость внутренних переходов, живописная
яркость образов.
Процесс овладения материалом потребовал новых для студентки
речевых ходов, поисков более удобного, широкого дыхания, звукового
разнообразия, необходимого, чтобы выразительно передать эмоциональную
насыщенность событий, яркость индивидуальных характеров. Когда фраза округла,
спокойна, тщательно выписана, можно передать ее внутреннюю сдержанность,
строгость. В диалоге важно раскрыть совсем разные, яркие характеры — здоровой,
румяной кухарки, бойкого, самоуверенного Сергея и самой Катерины Львовны,
мягкой, очень сдержанной, осторожно входящей в веселье прислуга и приказчиков.
Дальнейшая работа над разной манерой речи проводилась
студенткой в роли Перичолы в "Карете святых даров" П. Мериме.
Студентка овладела цельностью фразы, ее стремительной легкостью, расширила
диапазон звучания голоса. Трудно поддаются исправлению и другие специфические
дефекты речи, например, манерность, излишняя бытовая характерность. В этом
также помогает литературный материал, ставящий серьезные творческие задачи.
Так, например, студентка с большим увлечением работала над отрывком из
"Евгения Онегина" — эпизодом последней встречи Татьяны и Онегина.
Музыкальность пушкинского стиха, лиризм Татьяны хорошо ощущались ею. Но мешала
манерная речь с очень шумными шипящими. Студентка знала, как надо говорить, но
еще не закрепила навык. Овладение эмоциональным текстом, ощущение музыки стиха,
его особой протяженности заставили добиваться совершенства речи. И если в
начале работы приходилось часто напоминать исполнительнице о правильном
произношении шипящих, то в дальнейшем студентка сумела сама почувствовать и
закрепить непривычные для нее, но такие нужные качества произношения.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.