Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Остановимся на ряде примеров.
Студент имел привычку говорить "мелко" и ровно —
быстро проговаривая слова, плохо ощущая их широту и звучность. Полновесные,
округлые гласные, четкие согласные ему были как будто "не нужны".
Готовясь к юбилею А. С. Пушкина, студент увлеченно работал над стихотворением
А. В. Кольцова "Что, дремучий лес, призадумался...".
Ощущение глубины образного сравнения Пушкина с могучим
бором, чувство живо ощутимой потери, литературные ассоциации, вызванные
представлением об эпохе, об откликах России на смерть Пушкина, конкретность и
глубина в осмыслении текста в целом — все это наполняло чтение большим внутренним
содержанием. Студент слышал напевный строй Кольцова, умел хорошо
"держать" его, ощущал его внутренний ритм. И все-таки стихотворение
не звучало: мешала небрежная по общей манере, вялая, усеченная речь.
Студент стал искать пути к более выразительному звучанию
слова. В этом ему помогли прежде всего видения. Чем объемнее, насыщеннее они
становились, тем легче схватывалось слово. Вот бесконечный, потемневший, сухой
бор, таинственная, строгая его неподвижность, безмолвие; ни солнечного луча, ни
звука в бору, обычно наполненного жизнью, шелестом листьев, скрипом ветвей.
Яркие представления нашли отклик в слове. Образ дремучего бора потребовал
большей широты слова, насыщенности его звучания, стихотворная строка приобрела
протяженность и округлость.
Работа над этим стихотворением помогла и исправлению
дефектов речи. Долгое время исполнитель не мог перевести в устойчивый навык уже
найденный в упражнениях звук ш. В его речи ш излишне смягчался, наблюдалась
ненужная старческая характерность, которую сам студент недостаточно слышал; она
не мешала ему быть понятым и казалась мелочью, не стоящей внимания. Но в этом
мужественном и скорбном тексте студент вдруг почувствовал всю ее неуместность:
"Шьто, дремучий лес, призадумался..."
Излишне мягкое звучание звука ш настолько не соответствовало
внутреннему содержанию текста, что студент активно занялся преодолением этого
недостатка. Подобная же зависимость явилась базой для развития широты речи в
работе над басней "Волк на псарне". Псы — волкодавы, а не болонки на
коврике; псари — опытные, ловкие охотники, а не растерявшиеся мужики, — по
этому принципу нащупывались видения. Такое укрупненное восприятие фактов,
создание в своем воображении картины ожесточенной борьбы яростных и сильных
противников помогло студенту овладеть широтой звучания слов, сделать речь
четкой и выпуклой, "адекватной" видениям.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.