Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Занятия художественным словом на старших курсах активно
помогают закреплять верные технические речевые навыки. Углубленная творческая
работа над литературным материалом дает возможность ощутить широту и яркость в
звучании слов, почувствовать разницу между речью "острой" и
"мягкой", "округлой", понять жизненную необходимость в
совершенной, безупречной дикции.
Меткое замечание К. С. Станиславского дает направление
работе над техникой речи: "Изъяны дикции исправляются не в языке, а в воображении".
Форма, в которую облекается слово в звучащей речи, зависит прежде всего от
того, как осмыслено, "увидено" его содержание. Один и тот же текст
может быть выражен в "мелкой", торопливой речи или прозвучать в
полновесных объемных гласных. В элементарном виде это осознается еще на младших
курсах: мы строим на основе видений и действенных задач работу над пословицами
и скороговорками. Но более полно эта закономерность раскрывается в работе над
техникой речи на занятиях художественным словом. Овладение эмоционально насыщенным,
образным словом, глубоко вскрывающим мысль, постановка активной творческой
задачи мобилизуют творческую природу исполнителя, стимулируют технику, подчиняют
ее материалу и в то же время помогают зафиксировать найденные в тренировке
умения и приемы.
В учении о высшей нервной деятельности подчеркивается эта
связь между конкретно-чувственным представлением и звучанием слова. Известный
исследователь П. В. Симонов говорит, что возникновение представлений мобилизует
работу "исполнительных органов", и сигналы от этих органов по
механизму обратных связей усиливают возбуждение центральной нервной системы,
делают представление более ярким, точным, конкретным. Если человек мысленно
представляет себе то, о чем говорит, его словесное описание становится более
полным и убедительным, приобретает особые интонационные оттенки.
Взаимовлияние представления и словесного выражения — процесс
сложный, опосредованный. Работая над литературным материалом, мы должны ощутить
эту зависимость и научиться на ее основе преодолевать свойственные нам
недостатки речи.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.