Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ И
ТЕХНИКА СТИХА
Особенно важную роль в овладении стихом играет стремление увидеть
за частями целое, не уходить в отдельные видения, а, донося детали, стремиться к
обобщению, к выводу. Пример такой работы над перспективой стиха можно найти также
в "Графе Нулине". Облик главного героя — довольного собой, самоуверенного
ловеласа — описывается в размеренных, цельных по смыслу, без всяких внутренних переломов
стихах. Каждая деталь характеристики как бы становится новой ступенькой. Чтецу необходимо
первый стих — "Граф Нулин, из чужих краев..." — связать с остальными пятнадцатью
стихами его характеристики, разнообразной, исчерпывающей и уничтожающей:
Граф Нулин, из чужих краев,
Где промотал он в вихре моды
Свои грядущие доходы.
Себя казать, как чудный зверь,
В Петрополь едет он теперь
С запасом фраков и жилетов,
Булавок, запонок, лорнетов,
Цветных платков, чулков
С ужасной книжкою Гизота,
С тетрадью злых карикатур,
С романом новым Вальтер-Скотта,
С bon-mots парижского двора,
С последней песней Беранжера,
С мотивами Россини, Пера,
Et cetera, et cetera.
Четко соблюдая концевые стихотворные паузы и паузы внутри каждого
стиха, диктуемые смыслом, синтаксисом и ритмом, определяя словесные действия каждой
смысловой части, мы в то же время постоянно должны видеть перед собой и все новые
детали характеристики героя, идти к конечной цели — созданию образа во всей его
полноте. Очень важной вехой на пути к цельности стиха является предельная конкретизация
образов, данных автором в определенной последовательности. Например, в "Руслане
и Людмиле" весь эпизод, в котором описывается волшебный сад Черномора, через
ряд конкретных образов создает необычайно поэтичную картину:
И наша дева очутилась
В саду. Пленительный предел:
Прекраснее садов Армиды
И тех, которыми владел
Царь Соломон иль князь Тавриды.
Пред нею зыблются, шумят
Великолепные дубровы,
Аллеи пальм, и лес лавровый,
И благовонных миртов ряд... (и т. д.)
Чтобы передать, как прекрасен этот сад, чтобы такие же образы,
такое же отношение, такое же поэтическое чувство, как у исполнителя, родилось и
у слушателя, надо со всей полнотой, идя от подробности к подробности, рассказывать
о роскоши сада. Сам стих Пушкина, его размер, ритм, лексика, паузы, особенности
строения фраз — все это оказывает чтецу неоценимую помощь. Структура стиха уже сама
по себе оказывается важнейшим смысловым элементом.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.