Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ И
ТЕХНИКА СТИХА
Исполнителю, знакомому с теорией стихосложения, но еще не
освоившему ее на практике, свойственны две типичные ошибки: тяготение к
интонации конца предложения на паузе в конце стиха (строки) — отсюда
разорванность стихотворной речи, — или желание слить длинную мысль в одну
фразу, не выдерживая пауз в конце стиха. Вот, например, эпизод из "Графа
Нулина":
Наталья Павловна к балкону
Бежит, обрадована звону,
Глядит и видит: за рекой,
У мельницы, коляска скачет,
Вот на мосту — к нам точно... нет,
Поворотила влево. Вслед
Она глядит и чуть не плачет.
Аллитерация (лат.) — повторение одинаковых или созвучных
согласных; служит одним из средств выразительности речи, особенно стихотворной.
Желая выдержать стих, исполнитель ставит интонационные
строки, делает ударение на последнем слове стиха, стих рвется, становится
бессмысленным:
Наталья Павловна к балкону.
Бежит, обрадована звону.
Глядит и видит: за рекой.
У мельницы, коляска скачет.
Вот на мосту — к нам точно... нет.
Поворотила влево. Вслед.
Она глядит и чуть не плачет.
В таком чтении не только разрушается структура стиха —
нарушается и смысл, кроме того, звучит спокойный рассказ, совсем в ином ритме,
чем у Пушкина, подсказываются совсем другие видения и оценки.
Действенное осмысление текста, соблюдение пауз помогают
рассказать о неожиданном, желанном событии, нарушающем унылую скуку жизни
провинциальной барыни. Наталья Павловна, услышав звон колокольчика, вскочила,
подбежала к окну, проверяет свою догадку. Едут гости, надо готовиться! Она
мечется, ждет, снова проверяет, куда же скачет коляска, свернет она к дому или
не свернет.
Наталья Павловна к балкону ("Здесь виднее!" —
продолжает действовать исполнитель в паузе),
Бежит, обрадована звону (проверяет, не ошиблась ли, не
послышалось ли),
Глядит и видит: за рекой (да, да, совсем недалеко),
У мельницы, коляска скачет (следит за ней, лихорадочно
соображая: вот-вот выяснится, к кому повернут неожиданные гости),
Вот на мосту — к нам точно... нет (неужели ошибка? И снова
проверяет),
Поворотила влево. Вслед (с отчаянием следит за коляской,
словно хочет удержать ее)
Она глядит и чуть не плачет (не знает, что делать; еще
надеется).
Мысль и стих, действие и пауза гармонически сливаются в одно
целое. Осмысление пауз в конце стиха помогает вскрытию подтекста, делает эти
паузы творчески необходимыми. События, описанные автором, раскрываются точно и
ярко, сохраняется перспектива мысли, стройность рассказа.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.