Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сценическая речь

  Все выпуски  

Сценическая речь ТЕХНИКА СТИХА (часть 5)


Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций.

 

«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Исаак Ньютон

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Здравствуйте, друзья.

 

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

 

Продолжаем изучение учебника "Сценическая речь". Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.

 

 

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ И ТЕХНИКА СТИХА

 

Исполнителю, знакомому с теорией стихосложения, но еще не освоившему ее на практике, свойственны две типичные ошибки: тяготение к интонации конца предложения на паузе в конце стиха (строки) — отсюда разорванность стихотворной речи, — или желание слить длинную мысль в одну фразу, не выдерживая пауз в конце стиха. Вот, например, эпизод из "Графа Нулина":

Наталья Павловна к балкону

Бежит, обрадована звону,

Глядит и видит: за рекой,

У мельницы, коляска скачет,

Вот на мосту — к нам точно... нет,

Поворотила влево. Вслед

Она глядит и чуть не плачет.

Аллитерация (лат.) — повторение одинаковых или созвучных согласных; служит одним из средств выразительности речи, особенно стихотворной.

Желая выдержать стих, исполнитель ставит интонационные строки, делает ударение на последнем слове стиха, стих рвется, становится бессмысленным:

Наталья Павловна к балкону.

Бежит, обрадована звону.

Глядит и видит: за рекой.

У мельницы, коляска скачет.

Вот на мосту — к нам точно... нет.

Поворотила влево. Вслед.

Она глядит и чуть не плачет.

В таком чтении не только разрушается структура стиха — нарушается и смысл, кроме того, звучит спокойный рассказ, совсем в ином ритме, чем у Пушкина, подсказываются совсем другие видения и оценки.

Действенное осмысление текста, соблюдение пауз помогают рассказать о неожиданном, желанном событии, нарушающем унылую скуку жизни провинциальной барыни. Наталья Павловна, услышав звон колокольчика, вскочила, подбежала к окну, проверяет свою догадку. Едут гости, надо готовиться! Она мечется, ждет, снова проверяет, куда же скачет коляска, свернет она к дому или не свернет.

Наталья Павловна к балкону ("Здесь виднее!" — продолжает действовать исполнитель в паузе),

Бежит, обрадована звону (проверяет, не ошиблась ли, не послышалось ли),

Глядит и видит: за рекой (да, да, совсем недалеко),

У мельницы, коляска скачет (следит за ней, лихорадочно соображая: вот-вот выяснится, к кому повернут неожиданные гости),

Вот на мосту — к нам точно... нет (неужели ошибка? И снова проверяет),

Поворотила влево. Вслед (с отчаянием следит за коляской, словно хочет удержать ее)

Она глядит и чуть не плачет (не знает, что делать; еще надеется).

Мысль и стих, действие и пауза гармонически сливаются в одно целое. Осмысление пауз в конце стиха помогает вскрытию подтекста, делает эти паузы творчески необходимыми. События, описанные автором, раскрываются точно и ярко, сохраняется перспектива мысли, стройность рассказа.

 

 

Продолжение в следующем выпуске…

 

 

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.

 

Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас.


В избранное