Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
ВЫЯВЛЕНИЕ ИДЕЙНОГО
СМЫСЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В художественном слове вся идейная нагрузка ложится на
одного исполнителя. Как правило, он один воплощает авторский замысел, доносит
сверхзадачу произведения, т. е. осуществляет все то, что в спектакле делает
режиссер вместе с актерами, выстраивая
взаимоотношения и определяя задачи всех участников
спектакля.
В художественном слове студент учится вскрывать и доносить
смысл произведения.
Умение понять и почувствовать идею, выявить ее и связанную с
ней социальную, философскую направленность текста — это та необходимая работа,
которая формирует и оттачивает мировоззрение, заставляет рассматривать материал
с серьезных общественных
позиций, учит отражать в искусстве жизнь в ее развитии, в ее
сложности и глубине.
Начиная анализировать текст по линии видений, подтекста,
углубляя и расширяя
свои знания о нем, мы постепенно воссоздаем мир, о котором
пишет автор. В процессе
работы студент "присваивает" мысли автора,
осознает то "не могу молчать", которое послужило основой для создания
произведения, и таким образом познает его смысловую
направленность. Авторская идея пронизывает произведение от
начала до конца. От глубины вскрытия текста, глубины историко-литературного
анализа зависит и эмоциональная насыщенность рассказа, и осмысление образов, и
оценка фактов, и действенная сила слова, и, наконец, право на интерпретацию
событий.
Остановимся на некоторых особенностях выявления смысла,
которые нуждаются в
конкретизации, во внимании педагогов и студентов.
Мы знаем, что образность художественного произведения, его
насыщенность ассоциациями, видениями помогают сделать текст своим, усиливают
заразительность, полноту воздействия на слушателей. Конкретность смыслового
решения, обусловленная глубоким пониманием текста произведения, играет при этом
большую роль. Возьмем для
примера даже такое произведение, которое тянет к пафосу, к
условности исполнения, —
и в нем важно сохранить простоту и правду мысли. Так,
свободолюбивая идейная направленность оды А. С. Пушкина "Вольность"
ясна с первого взгляда:
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Вместе с поэтом исполнитель искренне увлечен восхвалением
свободы. Но чтобы
строки стихотворения не звучали риторично,
"вообще", декламационно, мы должны по-
знакомиться с историей его написания. Мы узнаем, что,
создавая оду, Пушкин имел в
виду не символическую "музу вольности", а боевой
гимн французской революции —
"Марсельезу". Ее бессмертный автор — вот кто для
Пушкина "возвышенный галл". Это
чрезвычайно усиливает для нас идейный смысл оды, наполняет
текст новым, живым содержанием. "Вольность" решается нами как
предостережение царям, как грозное напоминание о французской революции. Для нас
очень важны и сведения о связи молодого Пушкина с будущими декабристами.
Перекличка оды с их революционной программой делает для нас мысли
"Вольности" активными, целенаправленными, будит актерский темперамент,
придает идее остроту правды жизни.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.