Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ И
Вл. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО О РАБОТЕ АКТЕРА НАД СЛОВОМ
Станиславский считал, что актерский путь в работе над
литературным текстом дает возможность тренировать, воспитывать на занятиях по
сценической речи элементы актерской психотехники. В частности, придавая
огромное значение видениям, он рекомендовал для тренировки нужных навыков
заниматься как можно больше работой над художественным словом.
Взгляды К. С. Станиславского на художественное слово
разделял и другой великий деятель советского театра — Вл. И.
Немирович-Данченко, оставивший нам ценные размышления по этому поводу. Он
критиковал старую театральную школу за то, что она
идет от сценического трафарета, а не от жизни, за то, что
она учит приемам изображения внешних сторон жизни, передаче внешнего рисунка
переживаний и чувств, штампу.
В воспитании актера Вл. И. Немирович-Данченко считал
наиважнейшей духовную работу, умение педагога уловить индивидуальность, вызвать
к жизни искорку таланта, постоянно облагораживать вкус актера, насыщать его
лучшими идеями времени.
Вл. И. Немирович-Данченко считал, что для освобождения
искусства актера от фальши и штампа необходимо учиться выразительной, яркой и
простой речи. Это видно, в частности, из его записей о работе учеников, в
которых всегда находит место оценка успехов с точки зрения сценической речи.
"Жизненно верный тон" и "благородную дикцию" он отмечает
как важные качества актера.
Что вырабатывал Вл. И. Немирович-Данченко на занятиях
"тоном"? Верность его жизненной правде, красоту, художественный вкус,
легкость, отсутствие тривиальности,
разнообразие.
Чего добивался он в работе над дикцией? Красоты и силы
звука, умения владеть голосом, чистоты и отчетливости произношения,
благородства и разнообразия интонации.
Особенно интересны для нас замечания о работе над
литературными произведениями,
сделанные Немировичем-Данченко в последние годы жизни, когда
он уделял большое
внимание воспитанию актерской смены. Анализируя чтение
молодыми актерами басен,
стихотворений и прозы, Немирович-Данченко говорит, что в
работе над художественным
чтением необходимо идти "актерским путем", что для
успешного овладения литературным материалом надо отнестись к нему так,
"как если бы вам была дана примерно такая же роль".
Немирович-Данченко утверждал, что работа над художественным
словом по методу, единому с работой над мастерством актера, приносит огромную
пользу.
Художественное чтение дает актеру необходимое ему умение
рассказывать, приучает его к свободному общению с аудиторией, учит вызывать те
самые приемы, которые нужны для актерской роли, развивает внутреннюю технику,
внутренние переживания, развивает фантазию, приучает давать хорошую форму
стиху.
Основные положения К. С. Станиславского и Вл. И.
Немирович-Данченко развивают педагоги современной театральной школы. Знакомя
студентов с методами работы над художественным чтением, мы опираемся на их
богатый опыт. Практические примеры взяты нами из опыта Школы-студии при МХАТ,
где в занятиях художественным словом в течение многих лет принимал участие
народный артист СССР Д. Н. Журавлев. В рамках данной работы хотелось бы на
простейших примерах показать направленность подходов замечательного артиста к
звучащему слову.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.