Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ И
Вл. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО О РАБОТЕ АКТЕРА НАД СЛОВОМ
К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко неоднократно
обращались к проблеме художественного чтения в воспитании актера, к работе над
словом на литературно-художественном материале. Их взгляды на эти проблемы
развивались в борьбе против декламационной, пафосной манеры чтения.
Станиславский в 20-е годы считал, что общепринятый метод работы по декламации
наносит вред воспитанию актера, учит неестественному тону, прививает штампы,
идет вразрез с требованиями актерского мастерства. Поэтому он категорически
отрицал декламационный подход, считал, что задача состоит не в создании специфически
"чтецких" навыков, а в развитии речевого мастерства, в овладении
речевой техникой. Станиславский утверждал, что основа успеха - в единстве
методов освоения актерского мастерства и сценической речи, и требовал, чтобы
занятия художественным словом велись с позиций мастерства актера. Эта точка
зрения нашла отражение во многих его высказываниях.
Первое время К. С. Станиславский расценивал работу над
художественным словом в основном с точки зрения развития внешней речевой
техники - умения владеть голосом, дыханием, дикцией, владения стихотворной
речью и т. д. Но в дальнейшем, в своей последней студии, он подходил к проблеме
более многозначно. М. О. Кнебель пишет о том, что К. С. Станиславский
"подчеркивал общие основы словесного действия" в художественном слове
и в спектакле.
Считая основным средством актера действие, К. С.
Станиславский не делал принципиального различия между действием-поступком и
действием-словом, между мастером сцены и мастером слова: и тот и другой -
актеры, и тот и другой - актеры драмы.
Сущность словесного действия не меняется от изменения
объекта общения; и в исполнении прозы надо не читать, а действовать. Не
случайно поэтому в своих поздних заметках о сценической речи Станиславский
говорит о чтении как о действии.
Утверждение общности словесного действия в спектакле и
чтении явилось основой для определения методов работы над сценической речью.
Прежде всего, К. С. Станиславский считал возможным и необходимым вести работу
над словом в театральной школе на материале не только драматических, но и
прозаических и стихотворных произведений. Так, в заметках к программе
оперно-драматической студии он предлагал план работы над повестями, рассказами,
стихами.
Не менее важно и то, что К. С. Станиславский использовал в
занятиях художественным чтением принципиальные основы "системы", идя
одним путем в работе над словом в пьесе, рассказе и стихотворении. Так, в
заметках к программе по сценической речи он излагал путь работы над словом,
совершенно одинаковый для рассказа и для роли:
"Не читать, а действовать ради какого-то объекта, для
какой-то цели (живой объект на сцене или в зрительном зале). Ради этого
предварительно рассказать своими словами, кратко, компактно, с соблюдением
логики и последовательности, идя по внутренней линии, содержание рассказа,
повести, речи, сложной философской мысли, записать эту внутреннюю линию, по
которой надо идти. Выполнить эту линию в словесном действии (а не в докладе и
болтании слов), то есть прочесть по намеченной линии".
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.
Общий тираж рассылок 62 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.