Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
НЕКОТОРЫЕ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ СЛОВЕСНОГО ДЕЙСТВИЯ В ИСКУССТВЕ АКТЕРА
И ХУДОЖЕСТВЕННОМ СЛОВЕ
Между искусством художественного слова и драматическим
искусством имеются существенные различия. Эти различия были подмечены давно. О
них, хотя и не всегда верно, писалось еще в дореволюционных книгах по
выразительному чтению. О различии между чтением и игрой на сцене подробно
говорят и современные исследователи.
Наиболее значительными среди особенностей искусства
художественного слова по сравнению с актерским искусством являются: общение со
зрителями, а не с партнерами; рассказ о событиях прошлого, а не действие в событиях,
непосредственно происходящих перед зрителями; рассказывание "от
себя", "от я", с определенным отношением к событиям и героям, а
не перевоплощение в образ; отсутствие физического действия.
К. С. Станиславский говорил, что чтец, в отличие от актера,
не должен играть или
копировать героя, "изображать его интонацию и
дикцию". Задача чтеца — рассказать о
своих героях. При этом рассказчик имеет четкое отношение ко
всем событиям, о которых говорится в тексте, и знает, зачем рассказывает о них
слушателю сейчас, здесь, в
сегодняшних условиях.
По существу, главные различия в творчестве чтеца и актера
связаны с процессом
исполнения, воплощения произведения, с формой и методами
передачи его слушателю, а
не с подготовительной работой над текстом. Эти различия
охватывают в основном область выразительных средств, приемов и "приспособлений"
чтеца, помогающих ему донести до слушателей содержание в специфических условиях
литературно-художественного материала. Эти "приспособления" имеют
решающее значение в искусстве художественного слова. Область их применения
очень велика. Среди них — иной характер использования прямой речи, иные методы
характеристики образов, перенос акцентов, связанный с конкретными творческими
задачами, и т. д.
Если же мы посмотрим с общетеоретических позиций на проблему
отношений искусства чтеца и актера, то заметим, что само различие уже
предполагает какое-то сходство между ними. На это сходство мы обращаем особое
внимание, поскольку оно особенно важно для предмета "Сценическая
речь".
В чем же выражается это сходство? В первую очередь в
общности творческого процесса овладения текстом; в одинаковом характере
словесного действия в обоих видах искусства; в общих условиях и приемах
создания творческого самочувствия; в едином принципе использования
психотехники. Мастера художественного слова, анализируя процесс овладения
текстом, по существу говорят о тех самых приемах и методах, какие существуют и
в мастерстве актера, — о сверхзадаче и подтексте, о вскрытии авторской мысли и
изучении особенностей языка, о логике и последовательности, о воображении и видениях.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 60 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.