Продолжаем изучение учебника
"Сценическая речь".Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
Предисловие
Для верного понимания авторского текста полезны пересказы
своими словами содержания взятых в работу произведений после первого прочтения
и после того, как текст уже запомнился. При пересказе проверяется умение
учащегося схватывать главное, а также его внимание к деталям, нюансам,
способность понимать отношение автора к событиям и героям, улавливать подтекст.
Осваивая текст, студенты учатся "лепить фразу",
ориентироваться в сложных периодах, читать текст с листа. Все это — необходимый
признак культуры речи. Вместе с тем, внутренний контроль за произносимым
текстом, за членением речи на звенья, выявлением смысловых ударений (смысловых
центров) должен находиться в неразрывной связи с действенными задачами. Процесс
освоения техники теснейшим образом связан с психологическими процессами. В этом
особенность и сложность нашего предмета. Тренируя дыхание, совершенствуя
дикцию, устраняя признаки говоров, необходимо помнить, что хорошая, отточенная
речь — не самоцель. Устойчивое дыхание, выразительный голос, литературное
произношение, четкость и ясность произнесения звуков — средство раскрытия
духовного богатства человека, донесения до зрителя всех нюансов движения его
мысли, чувства. Звуки речи — "это отдельные, самостоятельные существа с индивидуальной
душой и им одним свойственным звуковым содержанием, — писал М. Чехов. — Все эти
"индивидуальности" тысячелетиями воздействовали на человека, развивая
и формируя аппарат его речи. Все они жили вокруг человека, ища своего выражения
через человеческую речь." (Чехов М. Литературное наследие в двух томах. —
М., 1986, т.1, с.218).
Как правило, работа над техникой — процесс трудоемкий,
длительный. Здесь нужны воля, сознательное отношение к занятиям. Это в большой
степени относится к освоению литературных норм, к устранению дикционных недостатков.
Орфоэпия и дикция — два раздела, которые неразрывно, органически связаны, так
как оба призваны утверждать чистоту русской речи. Распространенность говоров и
нарушений правил литературного произношения потребовали включить раздел об
индивидуальной работе с теми студентами, в речи которых встречается много
орфоэпических ошибок. Для студентов с очень плохой дикцией включен специальный
раздел, где излагаются логопедические тесты на выявление причин сигматизмов,
ротацизмов и пр.
Правильность, чистота речи тесно связаны с ее мелодией,
интонацией. Актеру необходимо владеть хорошо тренированным дыханием и гибким,
звучным, большим по диапазону голосом. Людям "речевых" профессий
постоянная тренировка дыхания и голоса необходима и для сохранения
профессиональных качеств голоса как профилактика против заболеваний голосового
аппарата. На первых же занятиях по дикции и орфоэпии требуется правильное
использование дыхания и голоса. А в первых упражнениях по дыханию и голосу
проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания,
слова, тексты.
Богатство голоса тесно связано с богатством мысли и воображения,
с эмоциональной насыщенностью звучащего слова. К. С. Станиславский в
"Работе актера над собой" писал о том, что "хорошие голоса в
разговорной речи редки. Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными
по силе и диапазону. Даже хороший от природы голос следует развивать не только
для пения, но и для речи."
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.