Гризайль – это одноцветная живопись. Переходное звено между рисунком и живописью. Первое учебное задание по
живописи для тех, кто только начинает обучаться рисованию, это гризайль. Почему так? Самое сложное для того, кто только начинает работать с краской – это передача тона с помощью цвета. Обычно, любой нормальный человек может легко назвать цвет предмета, хотя бы приближенно – к
расный, зеленый и так далее. Но с трудом может определить, как несколько предметов соотносятся между собой тонально – что темнее, что светлее, а если светлее, то насколько…
Скажу по секрету, это не всегда легко определить даже профессиональному художнику, поэтому часто используется простая логика, которая присутствует и в рисунке и в живописи: то, что ближе – светлее и контрастнее, дальше – более размыто и однородно по тону. Но, понятно, что решать задачи светотеневой моделировки намного проще используя только один цвет. Скажем, привычный цвет карандаша – тогда переход к краскам будет гораздо легче.
Кстати, само слово «grisaille» происходит отфр. gris серый. И чаще всего, гризайль действительно можно встретить в черно-белом исполнении. Дело в том, что первоначально гризайль была призвана имитировать скульптуру, точнее, скульптурные рельефы на стенах, соответственно, это была интерьерная роспись.
Роспись Таврического дворца
Павильон "Миловида", Царицыно
Павильон "Миловида", Царицыно
Кстати, вот пример современного художника, создающего иллюзии скульптуры на фасадах:
Eric Grohe
Помимо скульптуры, живописцы создавали имитации архитектурных деталей – колонны, кессоны, арки, разнообразные бордюры и лепнину – все это в сочетании с многоцветной росписью.. Удивительно, насколько объемными кажутся иногда такие иллюзии, часто на глаз невозможно отличить, где живопись, а где скульптура.
Постепенно гризайль заняла свое место и в так называемой «станковой» живописи – вначале, как вспомогательный инструмент, для эскизов, а потом и как самостоятельный вид живописи. Соответственно, расширилась и палитра. Появилась «сепия» – краска, которуюизготавливалииз чернильного мешка морского моллюска каракатицы. Использовалась она европейскими художниками с середины 18 века при рисовании пером и кистью.Затем гризайль стала синей,
красноватой.
Иероним Босх
Ян Ван Эйк
Матиас Грюневальд
Андреа Мантенья
Камиль Коро
Современные художники используют для гризайли любой цвет, который соответствует задумке работы. Вот яркий (во всех смыслах) пример учебной работы, выполненной в технике гризайль: смотреть.
Гризайль сейчас не слишком популярна, она кажется более простой, по сравнению с «настоящей» многоцветной живописью. А мне она напоминает черно-белую фотографию: та же лаконичная выразительность и очарование!
На мой взгляд, гризайль – не только самый первый, но и самый важный шаг в живописи. Потому что чувство тона в конечном итоге переходит в чувство цвета. После знакомства с этой техникой, человек воспринимает цвета уже не однобоко, как просто красный или желтый, но и с точки зрения интенсивности и насыщенности тона.