Продолжаем изучать
книгу Сергея Васильевича Гиппиуса «Гимнастика чувств»
ВОСПИТАНИЕ АКТЕРА И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА
Такой аппарат
воплощения должен быть не только превосходно выработан, но рабски подчинен
внутреннему приказом роли. Связь его с внутренней стороной и взаимодействие
должны быть доведены до мгновенного, бессознательного, инстинктивного
рефлекса".
Значит, Станиславский имеет в виду
воспроизведение отобранного эпизода жизненного действия оттренированным
физическим аппаратом актера, творческим аппаратом, очищенным от всего
случайного и нетипического, что "бывает в жизни", аппаратом
"тонким, гибким, точным, ярким, пластичным", умеющим жить по законам
жизни, заключенной в роли, в этюде, в упражнении.
Актерский тренинг, следовательно, должен
привести творческий аппарат ученика в соответствие с требованиями творческого
процесса. Тренинг выполняет две основные обязанности:
1. Совершенствует пластичность нервной системы
и позволяет осознанно воспроизводить работу механизмов жизненного
действия-механизма восприятия реакции, механизмов переключения и т. д.
2. Помогает отшлифовать, сделать гибким и
ярким психофизический "инструмент" ученика, раскрыть все его
природные возможности и подвергнуть их планомерно обработке, расширить
"коэффициент полезного действия" всех нужных из имеющихся
возможностей, заглушить и ликвидировать ненужные и, наконец, создать
недостающие, насколько, это возможно.
Обе эти цели тренинга сливаются воедино,
потому что каждая из них выполняется на основе другой, то есть
совершенствование психофизического аппарата проводится на материале упражнений,
анализирующих и осваивающих механизмы жизненного действия.
Надеемся, что внимательный читатель не увидит
в разговоре об освоении жизненного действия наивной попытки упростить сложный
процесс актерского обучения и воспитания. Освоил, мол, ученик пресловутый
механизм, вызубрил теорию рефлекторной деятельности и - готов!
И все в роли стало совершаться по законам
жизни.
Ничуть не бывало. Разговор о механизме и о
теории связан с заветом, не раз уж здесь упоминавшимся: "познайте свою
природу, дисциплинируйте ее".
"Познать самого себя" - такие
призывы раздавались и раньше. Некоторых строгих критиков даже шокировали слова
Станиславского, напоминающие им этот призыв.
Познавать "свое Я", свою
"сущность", фрейдистские "сверх-Я" и "Оно" путем
самоуглубления, самокопания в психоанализе и самоутверждения - считается в материалистической
философии делом, не сулящим успеха.
Но ведь не об этом говорит Станиславский! Есть
другой путь познания самого себя - путь действия, активного воздействия на свою
природу и на окружающую среду.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.