Продолжаем изучать
книгу Сергея Васильевича Гиппиуса «Гимнастика чувств»
ВОСПИТАНИЕ АКТЕРА И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА
Поиски решения этих
проблем можно найти и в педагогической практике Станиславского.
Его педагогические принципы и взгляды на
методику воспитания актера получили наиболее отчетливое выражение в рукописях
последних лет жизни - "К вопросу о создании Академии театрального
искусства", "О программе театральной школы и переходных
экзаменах", "Инсценировка программы Оперно-драматической студии"
(условные заглавия эти даны составителями 3-го тома собрания сочинений
Станиславского) .
"Как и чем помочь ученикам приобретать
привычки, вытесняющие недостатки и природы?" - спрашивает он в одной из
этих работ и отвечает: "Кроме девяносто девяти ваших товарищей,
выполняющих обязанности "гувернеров", у нас есть еще довольно
активные помощники. Они тоже постоянно напоминают ученикам во все углах
школьного помещения о той же работе по механизации отдельных моментов
творчества ради разгрузки работы внимания". Эти помощники-плакаты, на
которым записаны очередные задачи "по механизации тех или иных частей творчества
душевного и физического аппарата".
Плакаты вывешиваются на несколько дней и
сменяются плакатами с другим заданиями. Содержание их - напоминание об
отдельных недостатках тела (ввернуты ступни ног, сгорбленная спина, сильное
мышечное напряжение и т. д.), речевого аппарата (вялая артикуляция,
"жидкие" гласные, плохое дыхание и т. д.), напоминание о недостатках
в творческом самочувствии (недостаточно активное действие, ленивое воображение,
малозаразительное общение и т. д.).
Такой метод "повторения пройденного"
и усвоения нужного помогает приводить в соответствие общие цели обучения с
психофизическими возможностями каждого ученика. Это достигается, кроме
плакатов, еще и тем, что все ученики привлекаются к обязанности взаимного
напоминания о сегодняшних задачах придирчиво контролируют товарищей. Но
Станиславскому и этого мало! "О, если можно было, - пишет он на полях
рукописи, - такие же плакаты повесить в квартиру каждого из учеников! О, если б
ваши мужья, жены, отцы, матери, дети сделались б нашими сообщниками!"
Он не склонен к компромиссам. По-брандовски -
"все или ничего!". Все возможно для приведения в соответствие
творческого аппарата актера с требованиям творческого процесса!
Вспомним заметку, приведенную выше: тренинг,
являясь частью предмета "мастерство актера", тем не менее, выделен в
особую рубрику, как и "плакаты" отделены о занятий. Их недельные
задания не исчерпывают всех занятий по мастерству. Плакаты служат и на уроке
мастерства, и на других уроках, и во время перерыва, и даже дома!
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.