Продолжаем изучать
книгу Сергея Васильевича Гиппиуса «Гимнастика чувств»
ВОСПИТАНИЕ АКТЕРА И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА
А вот еще один
характерный пример тренинга органов чувств. Тренирует себя...доктор! Речь идет
о С. П. Боткине, выдающемся русском враче-клиницисте. И. М.
Сеченов так вспоминает о нем в своих
"Автобиографических записках":
"Тонкая диагностика была его страстью, и
в приобретении способов к ней он упражнялся столько же, как артисты, вроде Ант.
Рубинштейна, упражняются в своем искусстве перед концертами. Раз, в начале
своей профессорской карьеры, он брал меня оценщиком его умения различать звуки
молоточка по плессиметру. Становясь по середине большой комнаты с зажмуренными
глазами, он велел обертывать себя вокруг продольной оси несколько раз, чтобы не
знать положения, в котором остановился, затем, стуча молотком по плессиметру,
узнавал, обращен ли плессиметр к сплошной стене, стене с окнами, открытой двери
в другую комнату и даже к печке с открытой заслонкой".
Кажется, совсем уж далекое от театра дело - лечение
больных, но и оно, как множество других профессий (как все профессии!), имеет
свою собственную психотехнику. Причем, оказывается, эту психотехнику можно
тренировать!
В каждой профессии разные требования к органам
чувств. У каждого человека разные уровни развития зрения, слуха, осязания.
Значит, тренинг органов чувств, если он проводится планомерно и в определенном
направлении, может так изменить работу органов чувств, как это необходимо для
данного человека в его профессии.
Не скрываются ли здесь еще не разработанные
педагогической наукой новые пути способы обучения? Не говорят ли нам поиски
Леонардо и Станиславского об их стремлении найти эти новые способы? Чтобы учить
не "на глазок", а точнее. Чтоб планировать конкретные цели
перестройки нервной системы каждого ученика добиваться максимального
результата.
Разве мы этого не делаем теперь? - возникает
вопрос. Разве не стремимся мы угадать скрытые возможности каждого ученика и
направлять их развитие, раскрывать индивидуальность?
Да, стремимся. Угадываем. Направляем.
Раскрываем. А нет ли у нас инструмента более точного, чем интуитивное угадывание?
И не может ли современная психофизиология помочь нам в создании методики
обучения - целенаправленного индивидуализированного?
Хотим мы того или не хотим - перестройка
нервной системы ученика все равно происходит, при любой системе воспитания актера,
даже при "воспитании" вне всякой системы, даже при дилетантском и
ремесленном "воспитании". Задача будущего состоит в том, чтобы
стихийный и приблизительно направляемый характер этой перестройки ввести в
организованное русло с помощью целесообразной направленности, индивидуальной
для каждого обучаемого.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.