Продолжаем изучать
книгу Сергея Васильевича Гиппиуса «Гимнастика чувств»
ВОСПИТАНИЕ АКТЕРА И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА
Естественно, что при
таком обучении большое внимание уделяется состоянию "зажигаемости",
ибо такое определение лишено конкретности, а самое недопустимое и
непозволительное в методе "веяния воздуха" - конкретность,
определенность, точность.
Если сам ученик не в
состоянии "наскочить" на верное действие, в ход вступает
"передача огня" от обучающего к обучаемому. Нетрудно заметить, как
вслед за верными и нужными словами, которые случаются на таких уроках и
репетициях - о смысле данного эпизода, о биографии роли, о сверхзадаче даже,
каким способом вслед за этим словами происходит самый момент передачи огня.
Кому из актеров незнакома эта картина? Темперамент обучающего, его привычная,
многократно испытанная (можно сказать - рефлекторная) "зажигательность"
пускается в ход, происходит так называемый "эмоциональный показ", и
на обучаемого извергается нечто изображающее "состояние действующего
лица". Нечто в высшей степени среднеарифметическое, условное, но имеющее
все внешние признаки человеческой эмоции.
Что делать
обучаемому? Он "принимает огонь на себя". Он пытается приладить,
пришпилить к своему существу преподанное ему "состояние", копируя, по
сути дела, внешнюю видимость эмоции, а для поддержки ее нагнетая механическое
возбуждение, соответствующее по градусу (среднеарифметически!) температуре
показа.
Так, ощущая нечто
ускользающее из-под пальцев, репетируют иные актеры, окутанные дымкой
непознаваемости. Так протекает творческий процесс на одном полюсе - назовем его
"южным".
На противоположном
полюсе, "северном", к огню относятся с предубежденной антипатией. Тут
гасят даже случайно возникающие огоньки, заклиная: "Только ничего не
играйте!" На этом полюсе идеальный итог - правдоподобие. Оно не может
перейти в истину страстей, потому что весь ход обучения под девизом "лучше
недоиграть, чем переиграть" формирует в нервной системе ученика специальный
механизм, постоянный рефлекс, - этакого внутреннего автоматического пожарника.
Он включает свой охлаждающий брандспойт всякий раз, как только правдоподобные
чувствования (если они возникли, конечно, в таком холодном климате),
количественно накопившись, готовы перейти в новое качество, когда сама
органическая природа под косвенным воздействием правдоподобных чувствований
вступает в дело и выявляет всю полноту истиных страстей.
На этом полюсе еще
существует застольный период образца 1910 года, в котором актеры стараются
преисполниться всеми намерениями, задачами кусков, хотениями, эмоциями образа и
затем, наполнив до краев хрупкую чашу жизни, несут ее осторожно, стараясь не
расплескать, на сцену, где она почему-то расплескивается.
Здесь, за столом,
иногда возникает подобие органической жизни - "от себя" и "для
себя", но и эта жизнь, перенесенная на сцену гаснет, не перекатывается за
рампу.
Здесь забывают, что
драматургический материал - это жизнь, взятая в ее напряженных, критических
проявлениях, и натуралистически упрощают эту насыщенную жизнь, подгоняя ее под
будничные нормы. Возникает некий "штамп простоты", той простоты,
которая "хуже воровства", - безжизненное прозябание действующих лиц на
сцене, притворство "под жизнь", никоим образом не воздействующее на
чувства зрителей. А без взаимодействия чувств актера и чувств зрителя нет
театра.
Столь
распространившийся теперь "штамп простоты" возник в результат
приспособления ремесла к системе. Ничего не восприняв из существа системы,
ремесленники передразнили ее внешнюю сторону, усвоив, что надо играть так, чтоб
ложь не била в глаза и по ушам и чтобы все было "в общем и целом"
похоже на жизнь.
Современный вид
ремесла, противостоящий искусству переживания, представляет собой некий союз, в
котором молодой "штамп простоты" породнился с престарелой школой
"нутра".
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Общий тираж рассылок 72 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.