Продолжаем изучать
книгу Сергея Васильевича Гиппиуса «Гимнастика чувств»
ВОСПИТАНИЕ АКТЕРА И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА
Нельзя научить
играть, но можно научиться играть. Нельзя вдохнуть талант, но можно помочь
развиться таланту. Лишь бы ученик хотел, чтобы его талант не тускнел, а
развивался, лишь бы он делал все для того, чтобы талант совершенствовался, лишь
бы работал, руководствуясь теорией творчества руководимый учителем.
Слова Станиславского
"понять - значит почувствовать" вовсе не исключают умственного
познания в угоду познанию чувственному, а утверждают все то же единство
практики и теории. Мало понять, говорит Станиславский, надо еще почувствовать,-
и это так же верно, как и обратное - мало почувствовать, надо еще понять!
Именно теория,
объективные закономерности творческого процесса, открытые Станиславским,
привели его к утверждению "понять - значит почувствовать", и он
сформулировал этим самое существо, зерно творческого процесса, - сплав
умственного и чувственного познаний, первый толчок к которому дает
действительность, воспринимаемая нашим чувственным аппаратом. Это
материалистическая позиция позволит Станиславскому потом утвердить примат
физического действия. И он напишет: "Познать - значит чувствовать,
чувствовать - значит делать, уметь".
- И все равно, - упорствуют
скептики, - творчество слишком тонкий процесс, чтобы можно было извлечь из
теории какую-то практическую пользу! Практика театра показывает - и без теории
жить можно, и без нее все хорошо, красиво чувствительно. В искусстве творит
подсознание, а не сознание.
Неверные
представления о роли и взаимоотношениях сознания и бессознания еще живут в
театральной педагогике. И хотя И. П. Павлов уже объяснил в своем учении о
высшей нервной деятельности природу единства и взаимодействия коры головного
мозга и подкорки, - в педагогике еще продолжают говорить о сознании и
подсознании так, словно они резко отграничены друг от друга, соответственно
воззрениям Фрейда.
Все реакционное в
искусстве, всяческое наимоднейшее лженоваторство, вроде "антироманов"
и "антидрам", всегда находили и находят идейное обоснование в
фрейдистском тезисе освобождения творчества от подчинения сознательному контролю
и о якобы естественной для человека непреоборимой власти над ним подсознания.
Станиславский
подчеркивал научный характер своей теории. Говоря о положении "бытие
определяет сознание", он заключил, что его система полностью отвечает
этому марксистскому положению, потому что "я иду, - как он записал, - от
жизни, от практики к теоретическому правилу".
Заглянем в стены тех
аудиторий, где происходит процесс обучения по теории "веяния
воздуха".
Педагогический,
университетский спор, что такое ученик: сосуд, который над наполнить, или
факел, который надо зажечь, - в театральной педагогике не возникает. Всем ясно -
факел. Спорят о другом - как зажечь этот капризный факел и чем пропитать его,
чтобы дольше горел. Из теории "нутра" следует, что факел сам собою
таинственно самовозгорается. Но может и не самовозгореться. Тут действует
слепая сила случайности, веяние воздуха, нечто неуловимое.
Если позволено будет
несколько сгустить краски (для большей наглядности), то картина подобного
обучения предстанет в следующем виде:
- Вот когда
хорошенько проникнешься, прочувствуешь, зажжешься, - утверждают практики
"нутра", - то чувство явится в нужный момент!
И ученики, в меру
своих сил, старания и терпения, пытаются проникнуться, прочувствовать и
зажечься.
- Нет, не то, - останавливает
обучающий, - тут надо что-то такое-этакое. Понимаешь?
Ученик не понимает, но, поскольку искусство -
дело тонкое, чувство - дело хрупкое, слова - тщетны и "мысль изреченная -
есть ложь", продолжает свои попытки!
- И это не то, -
корректирует обучающий, - и это не то. А вот это-то.
Почувствовал?
Автор вновь
предупреждает, что в этом описании краски сгущены, но сделано это единственной
целью - показать, что основное содержание подобных уроков полностью
соответствует требованию находить нечто ускользающее, но ощущаемое всеми, как
веяние воздуха, так что в этом смысле практика полностью соответствует теории.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.