Продолжаем изучать
книгу Сергея Васильевича Гиппиуса «Гимнастика чувств»
ВОСПИТАНИЕ АКТЕРА И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА
Нельзя догматически
отождествлять систему со всей, почти семидесятилетней, деятельностью МХАТа.
История взаимоотношений Станиславского со МХАТом и взаимоотношений теории
системы с практикой этого театра еще ждет своего исследователя, который счистит
юбилейный глянец с событий и раскроет жизнь Художественного театра во всей
сложности его побед и поражений. До сих пор живет распространенное заблуждение,
что "актеру вредна теория". Говорят, так считал Станиславский.
Если выдирать из
контекста отдельные цитаты, можно оправдать ими все что угодно, даже отрицание
Станиславским роли науки. Но не закономерно ли, что он, исследуя теорию
творческого процесса, изучал труды Сеченова и Павлова, а Павлов, исследуя
физиологические основы человеческого поведения, интересовался работами
Станиславского о творчестве актера?
Иначе и быть не
может. Искусство и наука - родные сестры. Теория и практика должны подкреплять
друг друга в каждом деле. Практический процесс творчества актера на сцене,
оторванный от теории, эмпиричен и, неизбежно, малопродуктивен, а результаты его
случайны. Любая практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу
теорией. Все это - азбучные истины.
Отсутствие должного
внимания к изучению законов творческого процесса и теория "вредности"
часто приводят к дилетантизму в театральной педагогике, к примитивной, втайне
исповедуемой "теории нутра".
Дилетантизм этот
редко открывает истинное свое лицо, восклицая: "Что там мудрствовать?
Играть, батенька, надо!" Чаще всего он прикрыт теперь (время такое!)
терминологией системы, как щитом. А подчас предъявляется какая-нибудь очередная
цитата, вроде известного высказывания Станиславского: "Научить играть
вообще никого нельзя". Между тем слова эти отнюдь не утверждают принцип
непознаваемости искусства, а обнаруживают педагогический прием учителя,
призывающего ученика к активности и самостоятельности ("познайте свою
природу, дисциплинируйте ее") и, в конечном счете, к ответственности перед
искусством.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.