Сегодня начинаем
изучение книги Сергея Васильевича Гиппиуса «Гимнастика чувств»
Сергей Васильевич ГИППИУС
Гимнастика чувств
ТРЕНИНГ творческой
ПСИХОТЕХНИКИ
ВОСПИТАНИЕ АКТЕРА И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА
"Чувство явится у Вас само собою; за ним
не бегайте; бегайте за тем, как бы стать властелином себя".
Из письма Н. В. Гоголя М. С. Щепкину
Учеников театральных школ, участников
художественной самодеятельности подчас предупреждают на первом же занятии:
- Научить играть нельзя! Театр - не кирпичный
завод, на котором имеются точные рецепты изготовления кирпичей. Рецептов для
создания ролей не существует.
Станете ли вы хорошими актерами, мы не знаем.
Верно. В искусстве нет правил поведения на все
случаи и не может быт обязательных рецептов - как играть Гамлета? Уж конечно,
сегодня не так, как пятьдесят лет назад, а через пятьдесят лет - не так, как
сегодня. Потому что полвека назад, и сегодня, и еще через полвека актер решал,
решает и будет решат прежде всего основной вопрос - для чего он сегодня играет
Гамлета. Решив, для чего, будет искать и найдет - что играет и как.
Искусство - всегда в поиске вечных вопросов
"для чего", "что" и "как".
Иногда говорят:
- В искусстве нет и не может быть вообще
никаких правил и законов!
Цитируют Маяковского:
- Поэзия вся - езда в незнаемое!
Такие выводы считают иногда нужным сообщить не
только начинающим поэтам, но и молодым актерам, художникам, музыкантам. При
этом недобрым словом поминаю Сальери, который "музыку разъял, как
труп" и "поверил алгеброй гармонию".
Указывают и на иные безуспешные попытки
раскрыть законы творчества. Приводя известную поговорку, мол, талант - как
деньги: если он есть - так есть, а если его нет - так нет. И в заключение
рассказываю печальную историю несчастной сороконожки, перед которой был
поставлен категорический вопрос: что делает ее семнадцатая ножка в тот момент,
когда тридцать третья опускается, а двадцать вторая поднимается? Несчастная
сороконожка, исследуя эту научную проблему, вовсе разучилась передвигаться.
Однако никакие доводы, поговорки, анекдоты и
цитаты не могут подтвердить невозможное, - что вообще никаких законов нет,
потому что законов не может не быть, раз есть явления действительности. Есть
явления - творческий процесс, развитие таланта, - значит, есть и законы,
управляющие этими явлениями.
И если говорить, что поэзия - езда в
незнаемое, то надо помнить - Маяковский великолепно знал цель каждой своей
работы, не ждал, когда на него "накатит вдохновение", а методически
трудился, как прилежный мастер, и даже написал статью "Как делать
стихи".
А главное - "незнаемое", как
известно, это не синоним "непознаваемого". Незнаемое - может быть
исходной точкой в процессе познания.
Неталантливому актеру не помогут никакие
законы творческого процесса. Но эти законы помогут одаренному актеру проявить
талант и развить его.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.