Сегодня заканчиваем обзор
книги Михаила Александровича Чехова «О технике актера».
Театр будущего
Чем был театр при
своем рождении, чем он будет и чем он стал теперь? При своем рождении театр был
средством для получения душевных импульсов, которые обогащали человеческий
опыт. В будущем театр должен вернуть человеку весь опыт, который он мог
накопить за всю историю, и обогатить жизнь новыми ценными идеями, эмоциями и
волеизъявлениями. В процессе вырождения все мелко, сухо, эгоистично. Я —
ничтожество, и это ничтожество показывает на сцене, как Я люблю, как Я
ненавижу, всюду Я, Я, Я. Это конденсированное и замкнутое в себе «я» есть
признак вырождения театра. Вместо того чтобы что-нибудь давать и получать,
человек наслаждается на сцене самим собой самым эгоистическим и эгоцентрическим
образом.
Если мы пойдем
вперед новым путем, вся наша жизнь может быть снова использована для накопления
и сохранения в наших душах того, что нам надо. Взять для примера хотя бы войну.
Конечно, мы не можем представить себе реально, что происходит на войне, — иначе
мы сошли бы с ума. Только недостаток воображения позволяет нам жить, но до
известной степени мы должны представлять себе в воображении войну. Мы видим
сны. Утром мы просыпаемся и знаем, что видели сон, и больше о нем не думаем. Но
иногда мы должны сделать усилие, чтобы наяву вспомнить сон: почему мы смеялись
или плакали, были счастливы или несчастны? Так я должен себе представить и
психологию Гитлера, хотя это неприятно. Напряжением воли я могу проникнуть в
психологию этого человека — человека, в максимальной степени лишенного
воображения: он не знает, что он делает. Но мы должны понять, кто он — иначе
нам нечего делать на сцене. Совершенно так же мы должны понять и Франциска
Ассизского, насколько это для нас возможно. Если мы это будем делать
сознательно, по нашей доброй воле, мы останемся психически людьми здоровыми. Но
если мы сами не осознаем необходимости проникнуть в их психику, они овладеют
нашей психологией и мы сойдем с ума. Мы должны сами в себе воспроизвести этот
психический процесс и тем мы обогатим нашу душу актера. И только в том случае,
если мы поймем и Франциска Ассизского, и Гитлера, и поймем то расстояние,
которое лежит между ними, только тогда и Франциск Ассизский и Гитлер предстанут
в нас перед зрителями. Они будут показаны и мы сумеем их использовать.
Таковы средства, при
помощи которых современный актер может вырваться из того процесса вырождения, в
котором сейчас находится театр. Он должен сознательно вникать во все, должен
всему дать возможность жить в нас и нас мучить. Если нам есть что сказать, нам
необходимы страдания; если мы только счастливы, нам сказать нечего. И лишь в
том случае, если в нас есть место и для Франциска Ассизского, и для Гитлера,
только тогда мы будем в состоянии представить себе, чем театр может быть и чем
он когда-нибудь будет. Мы должны понять многое. И прежде всего мы должны позаботиться
о том, чтобы наш метод был тем ключом, который для нас самих открывает нашу
природу. Мы должны открыть им все те запертые двери, за которыми находится и
Гитлер — мы должны освоить и преодолеть его внутри себя, — и Франциск
Ассизский, который должен нас вдохновлять. Мы должны овладеть всем темным, что
в нас есть, и всем светлым, что мы можем получить, — то и другое мы должны
смешать внутри нас самих. И только тогда мы испытаем радость от нашей
профессии, потому что перед нами встанет видение будущего театра. В нашей
актерской творческой натуре, в нашей актерской и артистической воле заложено
больше, чем в нас просто как в людях. Как «частные лица» мы «знаем» многое, но
для нашего искусства все это бесполезно — как артисты мы «знаем» мало, но это малое
так велико, что наполняет всю нашу жизнь.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Общий тираж рассылок 60 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.