Продолжаем обзор
книги Михаила Александровича Чехова «О технике актера».
Атмосфера как способ репетирования.
Наряду с
воображением атмосфера становится для вас вторым способом репетирования.
Живя в атмосфере
пьесы или сцены, вы будете открывать в них все новые психологические глубины и
находить новые средства выразительности. Вы будете чувствовать, как гармонично
растет ваша роль и устанавливается связь между вами и вашими партнерами. Когда в
течение репетиции атмосферы действительно будет вдохновлять вас, вы переживете
счастливое чувство: вас ведет невидимая рука, чуткий, мудрый, правдивый
«режиссер»! и много эгоистического, мешающего творческой работе волнения, много
ненужных усилий отпадут сами собой, когда вы доверитесь вашему «невидимому
режиссеру». Вы можете организовать целый ряд репетиций, где, как с музыкальной
партитурой в руках, вы пройдете по всей пьесе, переходя от одной атмосферы к
другой.
При составлении
такой партитуры нет надобности считаться с делением пьесы на сцены или акты —
одна и та же атмосфера может охватывать много сцен или меняться несколько раз в
одной и той же сцене.
Организованная таким
образом работа приведет вас к тому, что ни вам, ни вашим партнерам не нужно
будет ждать случайно пришедшего настроения. Оно по вашему желанию будет
возникать в качестве атмосферы.
Но еще до того, как
вы приступили к репетициям на сцене, уже при первом знакомстве с ролью и пьесой
вашу душу охватит общая атмосфера. Вы переживете ее как род предвидения вашего
будущего сценического произведения в целом. Всякий художник знаком с этой
первой, радостной стадией зарождения своего будущего создания в волнующей его
атмосфере. Часто писатель, поэт или композитор начинают свою творческую работу,
побуждаемые желанием воплотить атмосферу, внезапно пришедшую к ним. Еще нет,
может быть, ни ясной темы, ни ясных очертаний образов в этой атмосфере, но
художник знает: в глубине его подсознания уже началась работа. И только
постепенно, один за другим, появляются образы; они исчезают, снова появляются,
меняются, действуют, ищут и находят друг друга. Завязывается интрига,
выясняется тема, создается план, вырисовываются детали. Так постепенно из общей
атмосферы возникает сложное целое.
Вы много теряете,
если, недооценивая эту первую творческую стадию — жизнь в общей атмосфере, —
сосредоточиваете свое внимание исключительно на работе над деталями вашей роли.
Как зерно невидимо заключает в себе все будущее растение, так и атмосфера
скрывает в себе все будущее вашего произведения. Но, как и зерно, она не может
принести плода раньше времени. Игнорируя период радостного пребывания в общей
атмосфере, вы неизбежно уродуете свою роль, как уродуете растение, с первых же
дней лишая его света, тепла, влаги.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.