Продолжаем обзор
книги Михаила Александровича Чехова «О технике актера».
Упражнение 3
Представьте себе
пространство вокруг вас наполненным атмосферой (как оно может быть наполнено
светом или запахом). Представляйте вначале простые, спокойные атмосферы,
например: уют, благоговение, одиночество, предчувствие (радостное или
печальное) и т. п. не прибегайте ни к каким отвлекающим ваше внимание
воображаемым обстоятельствам, якобы создающим данную атмосферу. Представляйте
себе непосредственно то или иное чувство разлитым вне вас в вашем окружении.
Продолжайте это с целым рядом различных атмосфер.
Выберите одну
атмосферу. Сделайте легкое движение рукой в гармонии с окружающей вас
атмосферой. Повторяйте это простое движение, пока вы не почувствуете: ваша рука
пронизана атмосферой и в движении своем выражает и отражает ее.
Остерегайтесь
возможных ошибок; не «играйте» вашим движением атмосферу. Повторяя упражнение,
терпеливо ждите результатов. Ваше чутье подскажет вам правильный путь. Не
старайтесь также почувствовать атмосферу. Представляйте себе ее с возможной
ясностью. Когда она появится в вашем окружении — вы почувствуете ее. Она
пробудит также постепенно ваши индивидуальные чувства.
Перейдите к более
сложным движениям: встаньте, сядьте, лягте, возьмите предмет, положите его и т.
п. Добивайтесь тех же результатов, что и в предыдущем случае.
Произнесите одно
слово (сначала без движения) в созданной вами атмосфере. Следите за тем, чтобы
оно прозвучало в гармонии с ней. Произнесите короткую фразу в определенной
атмосфере. Соедините эту фразу с соответствующим ей простым движением.
Проделайте это упражнение в различных атмосферах.
Снова проделайте все
вариации описанного выше упражнения с такими атмосферами, как экстаз, отчаяние,
паника, ненависть, пламенная любовь и т. п., перейдите к следующему варианту
упражнения. Окружите себя атмосферой. Вживитесь в нее. Найдите простое
движение, органически вытекающее из атмосферы. Проделайте его несколько раз.
Перейдите к более
сложному движению, исходя из той же атмосферы. Выполните простое бытовое
действие. Присоедините к нему слова. Сделайте их более сложными и продолжайте
упражнение, пока оно не примет вид законченной импровизации.
Создайте вокруг себя
атмосферу и, побыв в ней некоторое время. Вызовите в своей памяти
соответствующие ей образы из жизни. Атмосфера душевного холода, например, может
вызвать образ официального учреждения и т. п.
Читайте пьесы и
литературные произведения, интуитивно (не рассудочно) определяя атмосферы,
сменяющие одна другую. Создайте мысленно «партитуру» следующих одна за другой
атмосфер.
Вживаясь в различные
атмосферы, старайтесь осознать динамику, волю каждой из них. Начните двигаться
в гармонии с этой динамикой. Постепенно усложняя ваши движения, перейдите к
импровизации.
Если вы упражняетесь
не один, делайте импровизации двоякого рода:
1. Все участники,
охваченные определенной атмосферой, живут индивидуальными чувствами,
родственными атмосфере.
2. Один из
участников живет чувствами, противоположными общей атмосфере.
С группой партнеров
приготовьте небольшой отрывок. При работе над ним старайтесь исходить из
атмосферы не только в игре, но и в выборе мизансцен. Обсудите с партнерами
возможные декорации, свет и сценические эффекты, соответствующие атмосфере
отрывка.
Старайтесь в
повседневной жизни замечать атмосферы, в сферу которых вы вступаете. Слушайте
их, как музыку.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.