Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

XIX век: светская культура

  Все выпуски  

XIX век: светская культура. О дамской верховой езде. Часть 5




Добро пожаловать в мир XIX века - эпоху быта и культуры дворянства!
Данная рассылка рассчитана на широкий круг читателей и имеет цели:
- общеобразовательную - для тех, кто увлекается данным периодом;
- объединяющую - для желающих погрузиться в эпоху через создание костюмов и участие в мероприятиях.
В рассылке будут рассмотрены разнообразные темы о быте и культуре дворянства: история и персоналии, изменчивость и капризы моды, крой и шитье костюмов, этикет на все случаи жизни, балы и танцы, а также светские мероприятия в стиле 19-го века, проводимые во многих странах мира, участником которых можете стать и вы.



Доброго времени суток, судари и сударыни,


     
Заключительная часть о дамской верховой езде, из журнала «Модный свет» за 1886 год.
_____________________________________________


АНОНСЫ


     Уважаемые дамы и кавалеры, приглашаю вас стать участником в мероприятии "Художественный салон"! 11-го января 2015-го года (воскресенье), 17.00-22.00.
     Как вы знаете, в XIX веке многие, особенно дамы, рисовали для себя, кто пейзажи, кто портреты и т.д. Предлагаю обучиться этому всем вместе :) где каждый сможет попробовать себя в качестве художника, под опытным руководством преподавателя. Вы можете рисовать любой жанр и любыми средствами (красками, карандашом, углем и проч.).
     Где — в мастерской живописи, в центре Санкт-Петербурга. Вам выдадут мольберты, а материалы (краски, бумагу, холст) возможно приобрести на месте или принести с собой.
     Формат мероприятия — два часа на общение и чаепитие, три часа — на рисунок; фотосессия.
     Дресс-код — на 1830-е и 1840-е (никаких кринолинов!)
     Дамам — очень желательно домашнее/прогулочное (т. е. закрытое) платье, если такового нет, то бальное платье нужно будет прикрыть шалью; соответствующая прическа.
     Кавалерам — костюм «свободного художника», т. е. особого кроя рубашка + брюки (смотрите иллюстрации в интернете), либо фрак.      Всем — фартуки (разумеется, под ретро!), перчатки х/б наподобие как продаются в "Военторге" (для тех, кто хочет рисовать масляными красками).
     Бальные платья и фраки на 1830-40-е возможно взять в прокат (от 1500 руб.)
     Обратите внимание, что дети младше 12 лет, в связи с форматом мероприятия, не допускаются!
     Стоимость – 1050 руб. с каждого (включены все услуги, в т.ч. преподавательские) + оплата аренды зала (5000 руб.) делится поровну на всех участников (кроме организатора и преподавателя). Материалы (бумага, краски и проч.) оплачиваются отдельно, либо вы их приносите с собой, либо платите за них в мастерской (холст 350 руб., краски 200 руб. - цены на данный момент, возможно, они будут выше).
     Предоплата в виде 1050 руб. до середины ноября.
     Количество человек – 15 (максимально).
     Обращаться по тел. +7 921 307-14-27, Мария Дмитриева.

_____________________________________________


     Независимость управления поводьями от сидения чрезвычайно важна для удобства наездницы по отношению к шагу и послушанию ее лошади; но управление поводьями всегда находится в тесной связи с правильным взнуздыванием. Большая часть выходок дурного поведения лошади под седоком происходит от боли во рту лошади и старания животного во что бы то ни стало избавиться от нее. Так как лошадь не в состоянии сообразить, отчего происходит боль, то она и предается тем шалостям, которые отбивают у наездницы или наездника всякую охоту к верховой езде. Управление поводьями должно быть беспрерывно и легко, что возможно только при эластичности и гибкости запасного сустава, что опять-таки обусловливается вполне уверенным сидением. Руку следует так держать, чтобы она отстояла от тела на 8-10 сантиметров, большой палец должен быть обращен кверху, мизинец книзу, а запястный сустав должен быть согнут кнутри, а не кнаружи и не по одной линии с предплечьем. Плечо лежит под прямым углом к предплечью, а локоть слегка прилегает к телу. Таким образом достигается эластичность, необходимая для легкого и хорошего управления поводьями; при этом рукав должен согласовываться со всеми движениями головы лошади, будут ли они натуральными при данном аллюре или невольными; рука повторяет их и опять эластично возвращается к своему прежнему положению, вследствие чего рот ощущает слабое прикосновение поводьев, которые не следует крепко натягивать. Если для этого недостаточно запястного сустава, то можно в таком случае двигать и локтем, возвращая его в первоначальное правильное положение. При таком управлении и рот лошади свободен, что она выражает тем что спокойно стоит, жует узду и пенится. Лошадь, которая жует узду, послушна, не сопротивляется, не напрягает шейных мускулов и не утомляет руку наездницы, налегая на поводья; в противном же случае ее трудно бывает поворачивать и вести. Поводья так берутся, что левая рука просовывает безымянный палец между обоими мундштучными поводьями, отодвигает пряжку на соответственную длину их и, повернув кулак в ранее описанным положении, пропускает вместе сшитые концы над средним суставом указательного пальца, а на них кладет большой палец. Трензеля, если они не скреплены, лежат сверху и обхватывают весь кулак. Когда же они скреплены, то правая рука, придерживающая их большим пальцем и тремя средними, так натягивает их, что они прикасаются к мундштучным поводьям. Парадирования бывают половинные и полные. Первые служат для того, чтобы принудить беспокойную лошадь к спокойному ходу, поднять и освободить от мундштука, если она начинает сильно его тянуть, и вообще привлечь к себе внимание лошади, когда от нее требуют, например, чтобы она переменила шаг. Поэтому они очень нужны и часто применяются. Они должны быть выполнены без толчков и дерганья, но энергичным винтообразным повертыванием поводьев, при котором мизинец обращен к телу. Полные парадирования служат для перемены быстрой езды на более тихую или для остановки: их выполняют несколько сильнее, хотя бы хорошо объезженная лошадь повиновалась и более слабым движениям поводьев. Чтобы щадить лошадь и не слететь к ней на шею или не получить слишком сильного толчка, наездница при всяком парадировании отклоняется на ее заднюю половину. Необходимо заметить, что никогда не следует дергать лошадь за рот, то есть задергивать ее, что часто делают бессовестные кучера, потому что она при этом поднимает кверху нос и становится еще горячее. Мы отказываемся рассмотреть теорию искусного вращения руки при поворотах. Чтобы повернуть хорошо выезженную лошадь вправо, на практике вполне достаточно, чтобы наездница, переместив центр своей тяжести в ту же сторону, потянула рукой направо; для поворота влево — налево. Вообще, а тем более при быстрой езде, следует избегать крутых поворотов, лучше описывать маленькие четверти окружностей. Во первых, это щадит ноги лошади, наездница не теряет уверенности в сидении, и, кроме того, это препятствует съезжанию седла, что легко может произойти в случае, если подпруги ослабли. Спутник дамы должен обращать свое постоянное внимание на этот пункт. Он имеет на это полную возможность, так как едет всегда по правую сторону наездницы, что представляет то преимущество, что он не сталкивается с ее ногами, когда желает близко к ней подъехать с целью оказать какую-нибудь помощь, застегнуть стремя или схватить поводья. При этом удобном случае мы позволяем себе предложить кавалеру добрый совет держаться при быстрой езде на четверть длины позади морды лошади его дамы, чтобы не приводить в напрасное возбуждение ее лошадь; если лошадь кавалера быстрее, то при продолжительно скорой езде он напрягает все свои силы, чтобы опередить спутницу и схватить ее лошадь под уздцы; в противном же случае он должен отказаться ехать на небольшом от нее расстоянии, так как это будет подзадоривать разгоряченную лошадь его дамы скакать с возрастающей скоростью. В таком положении наездница должна рассчитывать только на свои собственные силы, так как спутник вряд ли в состоянии предохранить ее от падения, впрочем она скоро опять становится госпожой над своей лошадью, которая, привыкнув скакать в компании, сама собой остановится, как только перестает слышать за собой бег своего товарища. Чтобы еще раз возвратиться к поворотам, заметим, что при галопе наездница ради удобства держится несколько вправо, а потому и повороты должна делать в ту же сторону; для того же, чтобы повернуть лошадь влево, удобнее переменить галоп на рысь. При галопировании влево и повороты делаются влево.
     В виду недостатка места мы должны отказаться от рассмотрения аллюров лошади и только упомянем об управлении ею. Управлять можно поводьями, бедрами и сидением. Мы уже рассмотрели способ удерживать лошадь, а способ подстрекать состоит в отпускании поводьев. Управлять бедрами наездница может только с одной стороны; вместо правого бедра употребляется хлыст, к повиновению которому приучена хорошо выезженная лошадь. При управлении бедром наездница заносит ногу за подпругу седла и напирает каблуками в бок лошади. Следует исключить всякое толкание и удар, так как они уменьшают уверенность в сидении и разгорячат лошадь. Хлыст привносит такое же давление с правой стороны. Точно таким же образом, когда лошадь сделается послушной, заставляют ее ослаблением поводьев перейти от состояния к шагу, а затем и к рыси. Чтобы заставить лошадь галопировать вправо, поворачивают ее голову настолько в ту же сторону, чтоб правый глаз слабо виднелся, затем надавливают левым бедром и слегка ударяют хлыстом ее правое плечо. Это управление поддерживается перемещением центра тяжести, что достигается с помощью слабого отклонения тела назад. Для этих целей практично пользоваться не очень легким и не очень длинным хлыстом. При удерживании лошади также надо пускать в дело левое бедро и хлыст для того, чтобы она могла выполнять требуемое от нее задней половиной своего туловища. Считаем нужным упомянуть, что наездница должна быть при всевозможных обстоятельствах внимательна к езде, не должна выпускать из рук поводьев, не позволять им болтаться, не пренебрегать манерой сидения в седле в то время даже, когда он разговаривает со своим кавалером, так как малейшие небрежности при неожиданном движении лошади может иметь для нее очень серьезные последствия. О том, как наездница должна вести себя при езде по холмистым местностям, при исключительных обстоятельствах и на охоте, мы поговорим при более удобном случае. В заключение этих беглых заметок об основных правилах дамской верховой езды нам остается сказать любознательным наездницам — каким способом всего легче и вернее усвоить себе на практике вышеизложенные теории. Это лучше всего достигается по методе графа Шехеньи. Здесь мы ограничимся только тем, что сделаем беглый обзор этой превосходной системы, которая, не смотря на свою малую распространенность, дала такие блестящие результаты. Всего важнее, чтобы ее знал учитель верховой езды, а дама предоставила бы ему самому пользоваться этой системой при ее обучении.
     Прежде всего нужна лошадь, которая бы смело шла на корде, выполняя по команде необходимые аллюры, как то: галоп, рысь, шаг, и обладала остальными свойствами, требуемыми от дамской верховой лошади. Выучку лошади надо предоставить берейтору; изложение хода обучения верховой лошади по вышеназванному учебнику завело бы нас слишком далеко. Таким образом дама ездит на корде около шести недель, не трогая поводьев, и за то время научается так прочно сидеть в седле, что управление поводьями изучается ею совершенно независимо от уменья ездить на лошади, так что излюбленное мнение, будто поводья служат для прочного сидения, не может пустить в ней корни. Несколько дней дама ездит при помощи корды, придерживая левой рукой только висячие поводья, чтобы немного привыкнуть к сидению и движениям лошади (начинают с шага и затем переходят к мелкому галопу; к рыси же переходят когда появляется известная степень уверенности); затем приступают к манипуляциям, которые имеют целью удерживать стан наездницы в равновесии при невозможных движениях лошади придать ей необходимое изящество и непринужденную манеру держаться, что достигается, во-первых, игрою в мяч на лошади и, во-вторых, упрочением сидения ранними и систематическими упражнениями в прыгании через барьер. Для этого употребляют не слишком маленькие мячики; всадница, не заботясь о лошади, подбрасывает мяч одной рукой не очень высоко и затем старается словить его обеими (к этим упражнения она должна привыкнуть раньше). Благодаря тому, корпус ее становится в бедрах свободным и гибким, так как для того, чтобы поймать мяч, ей приходится гнуться по всем направлениям; сидение при этом становится таким прочным, что всадница, спустя очень короткое время, почти не думает о том, какую точку опоры предоставляет седло и обращает все свое внимание на то, чтобы только словить мяч. Это самый большой и самый важный шаг к достижению цели. Если наездница достигла известной уверенности при езде шагом, то переходят к мелкому галопу, чтобы выработать уверенность и при этом аллюре. Конюх, которых стоит посреди манежа, бросает наезднице упавший мячик, между тем как берейтор продолжает гонять лошадь на коре, обращая все свое внимание исключительно на нее. Учителю предоставляется решать насколько продолжительны должны быть уроки и когда делать отдых, чтобы не утомлять наездницу. При возрастающих успехах в игре в мяч он предоставляет высшие требования к ученице, заставляя ее выполнять разные придуманные им самим упражнения.


_____________________________________________



С уважением, Мария Дмитриева, автор рассылки     




http://www.XIXcentury.com
Все интересующие вас вопросы задавайте по электронной почте xixcentury@mail.ru
Номер выпуска: 75



В избранное