Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

XIX век: светская культура

  Все выпуски  

XIX век: светская культура. О дамской верховой езде. Часть 3




Добро пожаловать в мир XIX века - эпоху быта и культуры дворянства!
Данная рассылка рассчитана на широкий круг читателей и имеет цели:
- общеобразовательную - для тех, кто увлекается данным периодом;
- объединяющую - для желающих погрузиться в эпоху через создание костюмов и участие в мероприятиях.
В рассылке будут рассмотрены разнообразные темы о быте и культуре дворянства: история и персоналии, изменчивость и капризы моды, крой и шитье костюмов, этикет на все случаи жизни, балы и танцы, а также светские мероприятия в стиле 19-го века, проводимые во многих странах мира, участником которых можете стать и вы.



Доброго времени суток, судари и сударыни,


     
Продолжение — о дамском костюме для верховой езды, из журнала «Модный свет» за 1886 год.
_____________________________________________


АНОНСЫ


     Уважаемые дамы и кавалеры, приглашаю вас на долгожданную лекцию коллекционера и историка моды Антона Приймака о дамском белье периода 1800-1914 годов.
     Вы узнаете о корсетах, кринолинах, турнюрах, и о многом другом!
     С наглядной демонстрацией (при помощи слайдов) и подробным повествованием по данной теме.
     И с возможностью примерить изготавливаемые Антоном исторически достоверные кринолины и турнюры!
     2-е ноября, 11.00-15.00, ул. Ак.Лебедева, 19.
     Бронируйте билеты прямо сейчас, количество мест – всего 20!
     Стоимость четырехчасовой лекции составляет 850 руб. при предоплате до 10-го октября, либо 1000 руб. с 11-го октября.
     Обращаться по тел. +7 921 307-14-27, Мария Дмитриева.

     Уважаемые дамы и кавалеры,
     Мы продолжаем наши тематические встречи в Санкт-Петербурге, посвященные обсуждению разнообразных тем периода 1800-1914-х годов и приглашаем каждого желающего участвовать.
     На этот раз выбрана тема «Революционерки XIX века».
     Дата — 10-е октября, 19.00-22.00.
     По вопросам участия обращаться к Марии Дмитриевой, тел. +7 921 307-14-27.

_____________________________________________


     Что касается дамского костюма для верховой езды, то нужно прежде всего заметить, что он в значительной степени отличается от всех других дамских нарядов, в виду достижения наибольшего удобства, причем обращается внимание и на то, чтобы костюм не был лишен приятных для глаз форм. Начнем с белья. Надевается хлопчато-бумажная сорочка такого же покроя, как и мужская, со стоячим воротником, вокруг которого бантом завязывается галстук. Чулки не требуют перемены, но зимой гораздо лучше потреблять шелковые, в которых ноги менее охлаждаются. В карман, находящийся для этой цели в седле, кладется полотняный платок. Вместо юбок, которых не употребляют при верховой езде, надевают панталоны из дикой кожи или из сукна, которые эластически обхватывают талию и плотно прилегают к лодыжкам или, спадая до подъема ноги, укрепляются под подошвами подножками. Летом, при сильных жарах, когда дамы носят платья из белого полотна, панталоны делаются из того же материала. Модные ботинки с высокими каблуками неудобны для наездницы, так как могут легко зацепиться за стремя при несчастных случаях. Поэтому надо выбирать удобные, легкие сапоги или ботинки с широкими плоскими и тонкими подошвами и с низенькими каблуками такой же ширины, как и подошвы. Даже для ходьбы сапоги с такими каблуками практичнее, а тем более для верховой езды, при которой наездница может удобно и непринужденно упираться ими на стремя. Если прибавить к ним длинные голенища, которые прикрываются панталонами, то они представляют еще то преимущество, что защищают голень от надавливания стремени. Дамам, у которых панталоны плотно обхватывают лодыжки, лучше всего употреблять венгерские голенища, придающие красивую форму ноге. Сапоги должны быть насколько широки, чтобы их можно было легко надевать и снимать даже тогда, когда они отсыреют. Если наездница предубеждена против таких сапогов, то может надевать высокие сапоги со шнуровкой. Употребление сапог на пуговках и резинках должно быть совершенно отвергнуто. Не следует надевать употребляемый в настоящее время модный корсет, так как он очень длинен в следствие этого стал бы очень беспокоить наездницу. Корсет должен быть короток и настолько свободен, чтобы не препятствовать, например, наезднице самой зашпилить себе волосы и натянуть сапоги. На этих основаниях шьются дамские костюмы для верховой езды, несколько видоизменяясь сообразно фигуре дамы. Молодым и при том стройным рекомендуем лиф, плотно обхватывающий талию; полным дамам более идут жакеты. При том и другом фасоне важно, чтобы костюмы сидели удобно, были достаточно широки в груди, с безупречно сделанной спинкой и достаточно вырезанным воротом. Рукава должны быть настолько длинны, чтобы руки могли в них производить всевозможные движения без малейшего стеснения.
     Что касается длины юбки, то мы можем с удовольствием констатировать, что мода на бесконечно длинные шлейфы постепенно уступает место более практичным фасонам. Не смотря на вшивание в подол шлейфа оловянных пуль и дроби, он взлетал при быстрой езде, ложился на спину лошади и в сырую погоду сильно пачкался, не говоря уже о том, что при езде по холмистым местностям, а также при скачках шлейф отягощал лошадь и, цепляясь за колючки и тернистые кустарники, рвался на куски. Поэтому всего лучше, чтобы длина юбки достигала нижнего уровня живота лошади, в особенности в случае выезда на охоту или езды по холмистым местностям. Юбка не должна давать складок, а прилагать вплотную, однако так, чтобы сукно не растягивалось и не давило на надколенную чашку. Разумеется, не всякая портниха сумеет придать такой покрой, который удается большею частью только специалисткам этого дела, заставляющим оплачивать свое искусство чрезмерно дорого, тем не менее не следует пугаться этого расхода. Многие дамы, которые ради дешевизны заказывают свои костюмы для верховой езды у более дешевых мастериц, принуждены бывают их совершенно оставить, как не годные для употребления. Хорошо сшитая, узкая и короткая юбка никогда не развивается; для нее достаточно двух полотнищ обыкновенного сукна.
     Головной убор выбирается по вкусу наездницы или по существующей моде. Необходимо, чтобы такой убор прочно сидел, не качался и не требовал чтобы наездница придерживала его рукой. Сообразно с головным убором делается, разумеется, и прическа. Настоящая модная высокая прическа не годится, а гораздо удобнее недавно господствовавшая, по которой волосы гладко зачесывались назад и коса закручивалась и крепко закалывалась на затылке. Чаще всего дамы носят мужской цилиндр с коротким вуалем или венгерскую баретку с пером, которая тоже очень нарядна, но не защищает глаз. Нам кажется наиболее практичными и целесообразными круглые войлочные шляпы с плоскими полями, которые употребляются и мужчинами. Эти шляпы соединяют в себе изящество с защитой лица от солнца и дождя.
     На руки надевают толстые лайковые перчатки из так называемого «dogskin»: краги излишни при ношении мужских полотняных манжет. В правой руке наездница держит короткий, но вполне годный к употреблению хлыст, который служит не только для укрощения, но и для регулирования аллюра лошади, чего мужчина достигает движением правого бедра; к сожалению, недостаток места не позволяет нам более распространяться об этом вопросе. Здесь считаем необходимым заметить, что хлыст наездницы должен соединять в себе свойства шенкеля и шпоры, и если он достаточно солиден, то его средняя часть будет действовать как шенкель, а тонкий конец с успехом заменит любую шпору. Кроме своего прямого назначения — управлять и наказывать лошадь — хлыст употребляется еще наездницами и для поклонов, которые делают вообще в три приема: 1) наездница подымает хлыст перед собой ручкой к верху и на высоту полей шляпы; 2) опускает его на прежнее место, но ручкой к низу и 3) приводит его в первоначальное положение, то есть держит хлыст вершка на два или три ниже ручки, наподобие карандаша, и на заднем крае правого седельного крыла, его тонким концом к низу. При этом поклоне голову наклонять не следует. О шенкеле можно сказать, что этим именем называется внутренняя сторона ноги, обращенная к лошади, от колена до пятки. Шенкеля кончаются шпорами и предназначаются для управления лошадью. Шпора же, действуя сильнее шенкеля, употребляется для наказания лошади за неповиновение или как поучительнейшее средство к исполнению требуемого. Шпора употребляется только при езде на хорошо выезженных под верх лошадях, и прикрепляется к каблуку левой ботинки, и если она ботфортная, то пристегивается выше каблука.


_____________________________________________



С уважением, Мария Дмитриева, автор рассылки     




http://www.XIXcentury.com
Все интересующие вас вопросы задавайте по электронной почте xixcentury@mail.ru
Номер выпуска: 73



В избранное