Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

XIX век: светская культура

  Все выпуски  

XIX век: светская культура. Чулки и подвязки




Добро пожаловать в мир XIX века - эпоху быта и культуры дворянства!
Данная рассылка рассчитана на широкий круг читателей и имеет цели:
- общеобразовательную - для тех, кто увлекается данным периодом;
- объединяющую - для желающих погрузиться в эпоху через создание костюмов и участие в мероприятиях.
В рассылке будут рассмотрены разнообразные темы о быте и культуре дворянства: история и персоналии, изменчивость и капризы моды, крой и шитье костюмов, этикет на все случаи жизни, балы и танцы, а также светские мероприятия в стиле 19-го века, проводимые во многих странах мира, участником которых можете стать и вы.



Доброго времени суток, судари и сударыни,


     
На этот раз затронем историю предметов дамского гардероба, которые и нынче вызывают интерес, являются интимными и интригующими – читайте статьи о чулках и подвязках, опубликованные в «Вестнике моды» за 1914 год.
_____________________________________________


АНОНС МЕРОПРИЯТИЙ


     Начиная с октября, по выходным дням, в Санкт-Петербурге будут проводиться мастер-классы:

     5 октября (суббота):
     17.00-18.00 – Создание женского Образа, количество участниц – 4-5, бесплатно. Предварительная запись обязательна.
     18.00-21.00 – Фэйсформинг – гимнастика для лица – упражнения для сохранения молодости и красоты, количество участников – 4-5. Предоплата (100 руб.) обязательна.

     12 октября (суббота):
     16.00-19.00 – Создание причесок в стиле XIX века – сам себе парикмахер, количество участников 4-5, оплата – 300 руб., предоплата обязательна.
     19.00-20.00 – Создание женского Образа, количество участниц – 4-5, бесплатно. Предварительная запись обязательна.

     19 октября (суббота):
     16.00-18.00 – Основы исторического кроя и шитья костюмов XIX века, количество участников – 2-3, стоимость 500 руб., предоплата обязательна.
     18.00-19.00 – Создание женского Образа, количество участниц – 4-5, бесплатно. Предварительная запись обязательна.

     Также возможно индивидуальное обучение (включая дистанционное) по некоторым из указанных тем.

     В случае желания участвовать, пишите автору рассылки.


_____________________________________________



     Чулки и их история

     Ничто так не подчеркивает красоту ноги, как тонкий, хорошо сидящий, прозрачный чулок. Хотя эта часть туалета почти не видна, но она требует большого внимания. Очень часто самая скромная особа не может поступить иначе как показать свою ножку, куда выше щиколотки. Выходя из экипажа, поднимаясь или спускаясь по лестнице, нога, обутая в открытую туфлю, невольно показывает и чулок, не говоря уже о нынешних модах, которые ввели необыкновенную роскошь в эту принадлежность туалета.
     Чулки кажутся нам теперь неотъемлемой частью туалета, а между тем о них узнали только с небольшим триста лет тому назад. В древнем Риме красавицы с большим искусством обвивали свои голые ножки полосами и ленточками и умели подбирать их в узор и под цвет.
     Галлы завертывали ноги в звериные шкуры, чтобы предохранить их не столько от холода, как от утомления мускул.
     В Средние века ногу покрывали чем то вроде суконного чехла, от самого ее начала, причем внизу устраивалось нечто в роде штрипок. Только в шестнадцатом столетии эти неуклюжие чехлы стали обрезать у колена, и называть в верхней их части «верхнее нижнее платье», а часть от колена «низлежащее платье».
     Но около 1564 года некий Уильям Риддер, англичанин родом, изобрел вязание на спицах и вязаные чулки заменили нижнюю часть нижнего платья из разного рода материй. Их вязали из шерсти и льняных ниток. Первые шелковые чулки были сделаны для Генриха II на свадьбу его сестры Маргариты с герцогом Савойским.
     Но уже в 1609 году, в той же Англии, было изобретено машинное вязание и в Нормандии была основана первая фабрика чулок. Сперва в Лондоне, а потом и во Франции эта выдумка привилась, и министр Сюлли покровительствовал этой отрасли промышленности. Но первое ее открытие и применение как и почти все остальные усовершенствования, были сделаны англичанами. Всего больше усовершенствовалось производство чулок во второй половине восемнадцатого столетия, когда появились ажурные чулки, чулки с узорами, шине и стилизованные чулки. Научились делать их тонкими и облегающими ногу.
     И все-таки не больше как двадцать пять лет, как тканый чулок совершенно вытеснил вязаный. До той поры чулки вязались в большинстве случаев на руках, на спицах. Всем еще памятны страшные вязальщицы чулок у подножия эшафота во времена Революции во Франции. Это ремесло вязальщиц, должно было уступить, как и ручная пряжа, механическому производству, и только в захолустье где-нибудь встретишь теперь прялку или спицы для чулок, и то только для тесного, семейного употребления.
     Изменилась и нитка, из которой вяжут чулки: бабушкины шерстяные чулки или толстые нитяные, скоро совсем отойдут в область преданий.
     Быть может нашим читательницам интересно будет узнать о происхождении выражения «синий чулок», пришедшего к нам тоже из Англии. Около 1765 года, Елизавета Робинзон, жена графа Монтегю, славилась в Лондоне красотой, умом и литературным образованием. У нее был салон, который посещали все знаменитости того времени. Кроме того, она устраивала раз в неделю исключительно дамские собрания, на которые принимались только дамы, занимавшиеся искусством или писательницы. Они заметили, что их хозяйка чаще всего принимает их в синих чулках и решили ей подражать в этом. Вскоре эта приверженность к синим чулкам была замечена и их собрания прозвались клубом «Синих чулок». Это прозвание очень понравилось и привилось, но им скоро стали обозначать дам, имеющих больше претензий, чем прав на талантливость. Впрочем, говоря по совести, одни ли женщины в этом случае имеют право на прозвание «синего чулка»? Не подойдет ли это прозвание и ко многим представителям сильного пола?


     Подвязка и ее история

     Когда говоришь о чулке, то невольно вспоминаешь и о подвязке. Она также сыграла свою роль в истории, как и чулок. Как это не странно на первый взгляд, но подвязка куда старше чулка по времени своего появления. Мы знаем, что еще гладиаторы Рима носили подвязки, но так далеко мы заглядывать не будем, а прямо перейдем к 1350 году, когда произошло очаровательное происшествие с прекрасной графиней Салисбери. Танцуя с Эдуардом III Английским, красавца графиня уронила свою голубую подвязку с левой ноги. Король ее поднял и возвратил сконфузившейся графине, не понимавшей как могло случиться это предательское падение. Лукавые царедворцы ухмылялись в свои бороды и эти усмешки еще больше конфузили потерявшую такую интимную часть туалета.
     – Да будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает, – сказал король. – Те, кто теперь над этим смеются, будут счастливы заслужить эту ленточку.
     И он основал орден Подвязки, поставив его под эгиду Св. Георгия.
     В Берне, в церкви Делемон, хранятся, говорят, подвязки, которым не менее 13 веков. Нельзя предполагать, чтобы они были первой свежести!
     Раблэ сообщает нам, что дамы в аббатстве Фелем носили чулки из красного сукна, заходившие за колено и завязывали их подвязками сверх колена и под ним. Это делалось чтобы выказать красоту ноги, обутой в щегольской башмачок. Но когда в шестнадцатом веке, вязаные чулки заменили матерчатые, кончилась мода на подвязки у мужчин, которыми они, со времен Карла IX и до Генриха IV охотно украшали свои ноги поверх сапог, там где кончалось исподнее платье. Носили их и кардиналы, которых не даром упрекали за роскошь одежд, и за золотые подвязки.
     Святая Магдалина еще более подчеркнула значение подвязки и прибавила к ее славе. В гроте Св. Бома около Ахена, она сделала утешительное обещание для молодых девушек. – Если у одной из них, – говорит Г. Дюпон-Феррье, – при подъеме в Пилон, спустится подвязка, это верный признак, что у нее в течение года появится жених и поведет ее к алтарю. И говорят, что те, кому Св. Магдалина покровительствует, получают от нее указания, как завязать подвязку, чтобы она вовремя развязалась. И в позднейшие времена сохранилось поверье, что потеря подвязки служит верным доказательством, что кто-то тоскует по потерявшей.
     Подвязка же дала повод к интересной шутке на свадебном пиру. Я говорю о подвязке новобрачной.
     Известно что во многих местностях Франции существует обычай продавать с аукциона подвязку новобрачной, которую должен снять с нее шафер. Это вызывает всегда много смеха и выручка, чем она больше, тем более лестна для невесты. Мне пришлось быть однажды на свадьбе, где этим обычаем ловко воспользовались шутники, чтобы заставить раскошелиться одного скрягу дядюшку и тем заставить его сделать хороший подарок повенчавшейся паре. Когда остался только маленький кусочек ленты, распроданной между гостями, дядюшка его должен был купить, чтобы не прослыть уже окончательным скупердяем. Он предложил за кусочек ленты десять франков. Но один из присутствовавших объявил, что предлагает за этот последний остаток 20 луидоров. Задетый скупец прибавил вдвое и битва завязалась не на шутку. Когда дошли до баснословной цифры в 500 франков, лукавый гость объявил, что его средства не позволяют ему платить больше 500 франков за пять сантиметров ленты, и дядюшке пришлось поплатиться за свой азарт. Молодые же только выиграли.


_____________________________________________



С уважением, Мария Дмитриева, автор рассылки     




http://www.XIXcentury.com
Все интересующие вас вопросы задавайте по электронной почте xixcentury@mail.ru
Номер выпуска: 45



В избранное