"...война уносит мужчин - и в то же время женщины рожают мальчиков
больше,
нежели девочек. Ибо из огромного количества парней выходят единицы мужчин.
Из шестидесятых - Гагарин, Окуджава да Фрунзик Мкртчян..."
Здравствуйте, дорогие читатели!
4 июля 2000 года нашему Великому армянскому актеру Фрунзику
Мкртчяну
исполнилось бы 70 лет. К сожалению, сейчас с нами его нет, но память о нем
остается с нами.
Фрунзик (Мгер) Мкртчян родился 4 июля 1930 года в Ленинакане,
Армения. С
1947 работал в Ленинаканском театре имени Мравяна. Окончил Ереванский
театрально-художественный институт (1956). С 1956 - актер Академического
театра имени Сундукяна в Ереване. Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в
номинации "Первый приз за лучшую актерскую работу" за 1978 год. Народный
артист Армянской ССР (1971).
Иосиф ВЕРДИЯН написал великолепную статью о нашем герое:
"СЛУШАЙ, КАК Я ДУМАЛ, ЧТО Я ОДИН?"
Сколько себя помню, Фрунзик был. Не Фрунзе Мкртчян, а Фрунзик -
изломанные в
печали брови, бесконечно грустные глаза, ну и нос, сами понимаете, даже для
армян выдающийся. Потом судьба распорядилась так, что мы стали соседями по
зданию. Торопясь в корпункт, поднимал руку в
приветственном взмахе, а Фрунзик как-то просто поднимал бровь, всегда
печально изогнутую: "Привет".
Без восторга, деланного ликования. Вообще когда человек отстранен от
текущего момента и живет словно бы в диалоге с вечностью, он вопиюще
старомоден. Так кажется.
Ровно двадцать лет назад, в день его пятидесятилетия, я навестил Фрунзика
в
больнице "скорой помощи" и помню рассказ об одной актерской находке.
- Слушай, азербайджанцы пригласили меня сняться в фильме. Ну, поехал в
Баку.
Режиссер дает наставление: "Фрунзик, ты по роли инвалид войны. Входя в
райсобес, поэтому тут же начинай права качать: я, мол, фронт прошел, ногу
потерял, а вы машину никак не выделите".
- Но это уже не фронтовик, а демагог.
- Вот-вот! То же самое я сказал режиссеру. Он подумал и согласился.
- И что же?
- Решение нашел такое: резко открываю дверь собеса, вытягиваю протезную
ногу
и двумя руками указываю на нее: "Война!"
Одно слово, один жест - вместо целого монолога. Зрелый талант скуп. Если
талант многословен, значит, он молочной спелости.
Фрунзик Мкртчян - актер великой и трагической судьбы. Сын болен, первая
жена
по той же причине стационарно больная (она играла в фильме "Кавказская
пленница" роль жены Фрунзика, который играл водителя Саахова), дочь в
прошлом году скончалась в Аргентине... Несчастный был человек,
несчастье на лбу было написано.
Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата,
известного
кинорежиссера Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду
проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: "Фрунз желал смерти,
он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты.
Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он
сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены -
огромное семейное горе".
Пусть так. Однако как быть с той непреложной истиной, что трагические
случайности только кажутся случайностями, но на самом деле вписываются если
не в природу общества, то в естественный круговорот? Впрочем, они где-то
взаимосвязаны: война уносит мужчин - и в то же время женщины рожают
мальчиков больше, нежели девочек. Ибо из огромного количества парней выходят
единицы мужчин. Из шестидесятых - Гагарин, Окуджава да Фрунзик Мкртчян. Из
девятнадцатого века России - Чехов да Толстой, мужчины Слова...
Теперь Фрунзику было бы семьдесят лет, но сознание не хочет мириться с
невеселым воображением, рисующим замечательного артиста шаркающим стариком с
провалами в памяти, мучающегося, безумно страдающего от безумия близких.
О нет! Он веселил наши сердца десятилетия и лишь однажды омрачил
праздник -
умер аккурат под Новый год, и тридцать первого ночью армяне пили первый
бокал без звона и молча... Было блокадное время, в дома не подавалось
электричество, и всем казалось - конец света.
Армения улыбается миру улыбкой самого грустного армянина - Фрунзика
Мкртчяна.