Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Армения

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Здравствуйте!

Начнем с новостей. Как передает "Независимая газета" (www.ng.ru) "ВЧЕРА в ночь [с 21 на 22 марта] в самом центре Степанакерта в результате покушения был ранен в обе ноги президент Нагорно-Карабахской Республики 43-летний Аркадий Гукасян, возвращавшийся домой с работы. Одновременно тяжелые, опасные для жизни ранения получили его водитель Сергей Саркисян и телохранитель Самвел Гарибян. Раненые были оперативно доставлены в госпиталь, и это позволяет опытным военным хирургам надеяться, что всех пострадавших удастся спасти. Аркадий Гукасян потерял немало крови, ему пришлось срочно делать переливание. Сейчас он чувствует себя удовлетворительно.

По словам постоянного представителя НКР в Ереване Карена Мирзояна, паники и хаоса удалось избежать. Ситуация полностью контролируется властями. Почти сразу была создана оперативно-следственная группа, начался поиск террористов, которым удалось скрыться с места происшествия. Чуть позже стало известно, что по подозрению в причастности к теракту арестован экс-министр обороны НКР, бывший командующий Армией обороны 35-летний генерал-лейтенант Самвел Бабаян, а также, как утверждают осведомленные источники, его брат, мэр Степанакерта Карен Бабаян и группа их сторонников."

"ПРЕЗИДЕНТ Нагорно-Карабахской Республики Аркадий Гукасян, который в ночь на среду был ранен в обе ноги в результате покушения, доставлен в Ереван. Ему была сделана операция, которая, по словам врачей, прошла успешно. Состояние карабахского премьера оценивается как удовлетворительное. Однако реабилитационный период продлится достаточно долго.

Теракт в Степанакерте вызвал в Армении исключительный резонанс. Президент Роберт Кочарян назвал происшедшее "вызовом народу Карабаха". Глава государства заверил, что Армения окажет властям НКР "полную поддержку в разоблачении преступников". Напомним, что по подозрению в причастности к покушению на Гукасяна был сразу арестован экс-министр обороны НКР генерал Самвел Бабаян. Послание президенту Карабаха со словами сочувствия и поддержки направил Католикос Всех Армян Гарегин Второй."

Как я и обещал, сегодня продолжим тему об Армянской Апостольксой Церкви. Еще один отрывок из книги Джованни Гуайты "Жизнь человека: встреча неба и земли", которая построена в форме вопросов Джованни Гуайты и ответов Католикоса Гарегина I.

------------------------

Ной и его ковчег

Итак, начало Вашей Церкви восходит если не к первому веку, что вполне вероятно, то в любом случае к началу христианства. Однако духовная история Армении значительно раньше пересеклась с историей спасения.

Мой соотечественник Марко Поло посетил вашу страну по пути в Китай между 1271 и 1276 годами. Рассказывая в своей книге Il Milione "о чудесах мира", он пишет что "в Великой Арминии находится Ноев ковчег на высокой горе, в ее юго-восточной части". Названия многих древних городов Армении связаны с историей потопа, с Ноем и его ковчегом. Помимо легенды, истории, предания, каков глубинный смысл связи Армянской Церкви с Ветхим Заветом?

Гора Арарат не раз упоминается в Ветхом Завете. Однако Арарат означает не только гору, но также территорию страны, на которой она возвышается, царства Уруатри, отождествляемую историками с Урарту, с названием нашей земли до прихода в VII в. до Р.Х. племен, называемых армены.

Предание о Ное заняло центральное место в духовности армянского народа. Наши древние хроники выводят происхождение нашего народа от потомков Ноя, чем и объясняется привязанность армян к этому преданию, которое сделало нашу землю библейской. Гора Арарат и Ноев ковчег стали для народа символом вечности, знаком посещения Бога в лице Ноя. Гора Арарат не раз вдохновляла армянских поэтов и художников, потому что ассоциировалась с твердостью и с мужеством, а также с устремленностью нашего народа к вечности.

По иронии судьбы гора Арарат находится сегодня за пределами Армении...

Только географически!

Сколько существует Армянских Церквей?

Я хотел бы познакомиться со структурой Вашей Церкви. У Вас 4 престола - 2 Патриархата и 2 Католикосата. Какие исторические причины определили такую организацию Церкви? Надо ли говорить об одной или нескольких Армянских Церквах?

Существует одна Армянская Церковь, духовным центром которой является Католикосат Всех Армян в Эчмиадзине. Этот Католикосат был первым и единственным до XV в. Точнее были и другие Католикосаты, но их существование зависело от исторических обстоятельств жизни народа, и они имели местную ограниченную юрисдикцию. Например, Католикосат Ахтамара - острова на озере Ван в западной Армении, который сегодня находится на территории Турции - существовал с XII по XIX вв., и в его юрисдикцию входила только область озера Ван, Васпуракан. Были и другие Католикосаты, которые существовали несколько лет или несколько десятилетий, а затем исчезали с изменением обстоятельств, вызвавших их к жизни.

В XV в. произошло важное событие. Католикосат Всех Армян с XI в. находился вне Великой Армении, на территории, известной как область Киликия. В 1293 году Престол всех армян обосновался в Сисе, столице Киликийского царства. В 1375 году мамлюки захватили Сис и разрушили Киликийское царство. Католикосат еще оставался в Сисе, но уже думали перенести его снова в прежнюю колыбель - в св. Эчмиадзин. В этот период крестоносцы и члены религиозных орденов Римской Церкви провели в Киликии ряд акций пропагандистского характера, к которым армяне отнеслись крайне неодобрительно. Это обстоятельство также побудило нашу Церковь перенести свой центр в Эчмиадзин, что и произошло в 1441 году. Католикос Сиса Григорий IX, будучи уже очень старым, не захотел переезжать. Тогда Национальная Церковная Ассамблея избрала нового Католикоса Всех Армян в Эчмиадзине. Через несколько лет после смерти Григория IX в Киликии был избран другой Католикос, в чьем подчинении была область, которая политически не зависела от Армении. Католикосат продолжал существовать, но его юрисдикция ограничивалась древней Киликией.

В 1920 году, когда армяне оставили Киликию и укрылись в Сирии и Ливане, Католикос покинул Сис и в течение девяти лет не имел постоянного престола; наконец он обосновался в Антелиасе, близ Бейрута, и с согласия Католикоса Всех Армян принял под свою юрисдикцию от Патриарха армян в Иерусалиме некоторое число Церквей в Ливане и в Сирии. В результате под его юрисдикцией находятся три страны: Сирия, Ливан и Кипр.

А два других Патриархата?

Иерусалимский Патриархат существует давно: с IV-V вв. он известен как поместная Церковь, а с XIV в. - как Патриархат. Этот Патриархат занимается защитой и сохранением святых мест, а также духовной заботой о паломниках, которые приезжают в святой город. Кроме того, сегодня в его юрисдикцию входит армянская община Иордании.

Константинопольский Патриархат, который был учрежден по приказу завоевателя Константинополя султана Фати Мухаммеда, стал, после падения Османской империи и провозглашения светского государства Ататюрка, духовным центром армян в Турции.

Итак, ваша церковная система зависела от исторических обстоятельств. Армянская Церковь - одна, и ее духовный центр находится в Эчмиадзине; другие престолы имеют местное значение и сохраняют свое название Патриархата и Католикосата из верности традиции.

Однако, насколько я знаю, в некоторых случаях территории двух Католикосатов совпадают, например, в Америке.

Еще раз обратимся к истории. В 1930 году в Антелиасе, в Ливане, был учрежден Престол Киликии с независимой юрисдикцией. В 1956 году советское государство попыталось осуществить за ним контроль в целях идеологической пропаганды; для этого коммунисты использовали имя и престиж Престола Эчмиадзина. Церковь Киликии воспротивилась действиям коммунистов, и я сам, будучи в это время молодым священником, защищал административную независимость нашего Престола, где был рукоположен и служил как священник, епископ и затем как Католикос. В результате этого конфликта некоторые общины диаспоры не захотели оставаться под юрисдикцией церковного Престола, который советские коммунисты использовали в своих политических целях, и попросили Католикосат Киликии принять их под свою юрисдикцию - так поступили общины Ирана и Греции.

В Америке все было несколько иначе. В 1933 году во время холодной войны между двумя великими державами и, в частности, после подлого убийства в Нью-Йорке армянского архиепископа, часть американской армянской общины образовала автономное прелатство, которое не признавал ни один Патриархат. Но в 1957 году, во время конфликта двух Католикосатов, эти американские общины присоединились к престолу Киликии.

Таковы политические причины, которые объясняют ситуацию внутри нашей Церкви в этих странах; между общинами, принадлежащими разным юрисдикциям, нет никаких различий догматического, литургического или канонического характера.

------------------------

Всего доброго. Всех благ.

Ведущий рассылки Ара Акопян

hakopian@mtu-net.ru



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное