Памятник Юрию Долгорукому.
Особую роль в городской культуре играют памятники.
Они как символы эпохи создают стиль и атмосферу. Из их наличия складывается представление
о жизни, быте и мироощущении горожан. С городскими памятниками связаны легенды
и традиции. Молодожены в обязательном порядке объезжают основные бронзовые монументы.
Видимо что бы символы, заложенные в них влились в зарождающуюся семейную жизнь.
Какой смысл закладывают в монумент, кроме как увековечить историческую личность?
Оговорюсь, что изображая историческую личность скульптор должен не только портретное
сходство изобразить, но, что важнее, вытащить на свет главную, характерную черту
этого человека. Которая и становиться тем символом, знаком, на который бессознательно
ориентируются поколения.
Примером может быть памятник Юрию Долгорукому на Тверской площади в Москве. Памятник
был поставлен в 1954году.
http://foto.mail.ru/mail/kowal_sk/_blogs/488.html
Интересна история создания этого памятника.
По личному распоряжению И. В. Сталина в 1946 году состоялся конкурс на лучший
проект. Несмотря на то, что в конкурсе принимали участие лучшие советские скульпторы
(в том числе Вера Мухина), победителем был объявлен проект С. М. Орлова. За него
в том же году скульптор был удостоен Сталинской премии. До этого Орлов не занимался
монументальной скульптурой, работал в основном с мелкой фарфоровой пластикой.
Легенда приписывает стремительное возвышение малоизвестного до того художника
личному участию Сталина. Рассказывают, будто бы во время проведения выставки
народного творчества в Манеже послу США приглянулся один экспонат глиняный
петушок. Сопровождавший посла Вячеслав Молотов тут же подарил послу игрушку.
После окончания выставки автор работы, Сергей Орлов, не получив назад своего
петушка, решил выяснить его судьбу (Орлов обещал передать игрушку в местный Дворец
пионеров). Переписка с устроителями выставки не дала результатов, и скульптор
отправил письмо с жалобой на имя Сталина. За это время политический климат переменился,
опустился железный занавес. Через некоторое время Орлова вызвали в Кремль, на
заседание Политбюро, во время которого Сталин сделал выволочку Молотову за неподобающее
отношение к советским пионерам, которыми пренебрегли, предпочтя американского
дипломата.
После этого случая Сталин лично предложил Сергею Орлову заняться памятником Юрию
Долгорукому.
Так как опыта у Орлова не было, ему в качестве соавторов прикрепили скульпторов-монументалистов
А. Антропова и Н. Штамма. Но между соавторами постоянно возникали разногласия:
Сергея Орлова, обладавшего неуживчивым характером, было трудно убедить в том,
что художественные приёмы, допустимые в малой пластике, не всегда подходят для
монуменального искусства. Споры были не только между соавторами: Орлов также
конфликтовал с властями. Люди, хорошо его знавшие, рассказывали впоследствии,
что скульптор был категорически против посвящения на памятнике: "Основателю Москвы
от Советсткого правительства".
Как ни странно, ему удалось отстоять свою точку зрения, на монументе Советское
правительство не упоминается.
http://foto.mail.ru/mail/kowal_sk/_blogs/489.html
Ещё одна легенда рассказывает об утверждении Сталиным окончательного варианта
памятника. Вождь, внимательно рассмотрев модель, сказал только: "Почему у Вас,
товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность
основателя Москвы". Реплика оказалась неожиданной, авторы не нашли что ответить,
а в проект срочно внесли изменения.
Еще одна легенда гласит, что в момент торжественного открытия, когда спало брезентовое
покрывало, кто-то из толпы крикнул: "Ну до чего похож!"
Но Н.С. Хрущёв недолюбливал памятник Юрию Долгорукому. Однажды, проезжая по улице
Горького (так тогда именовалась Тверская) в дурном расположении духа, он обратил
внимание на то, что гениталии у жеребца изваяны довольно крупными и чересчур
натуралистичными. Раскипятившись, Хрущёв приказал немедленно исправить безобразие.
На следующий день бронзового коня под Юрием Долгоруким "оскопили".
И все же памятник стал любим москвичами и приезжими. Сейчас все официальные мероприятия,
связанные с открытием Дня города, проводятся на фоне памятника "основателю Москвы";
изображение монумента широко тиражируется на праздничных плакатах. Знаком народной
любви и признания памятника стало "переодевание" Юрия Долгорукого в костюм Деда
Мороза накануне новогодних праздников в декабре 2005 года. Инициатором акции
стал мэр Москвы.
http://foto.mail.ru/mail/kowal_sk/_blogs/487.html
Хочу сообщить, что начинается работа по созданию памятника последней русской
царице Евдокии Лопухиной.
Памятник будет установлен в селе Серебряно Калужской области. Новости о продвижении
проекта можно посмотреть в блоге
http://blogs.mail.ru/mail/kowal_sk/
Подписавшись на обновления вы всегда будете в курсе событий.
С уважением, Екатерина Коваль.