Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русские художники. Русская живопись. Художник Алексей Гаврилович Венецианов.


Участие народных масс в Отечественной войне 1812 года, славные героические подвиги, совершенные крестьянами, усилили в общественных кругах интерес к крестьянству и народ¬ной жизни. Венецианов по праву может быть назван основоположником в русской живописи не только реалистического бытового жанра, но и национального пейзажа, несмотря на то, что пейзаж в его творчестве и не являлся самостоятельным жанром. Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, где провел свое детство и юность. Он учился в пансионе и после окончания его служил землемером. Венецианов принадлежал к числу тех немногих живописцев, самобытное дарование которых развивалось вне официального академического искусства. Интерес к живописи Венецианов проявил еще с юных лет, но систематически заниматься ею начал только с 1807 года, когда был переведен по службе в Петербург. Там он встретился с крупнейшим русским портретистом конца XVII — начала XIX века В. Л. Боро виковским и вскоре стал его учеником. Несмотря на то, что он не был воспитанником Академии, он получил звание академика живописи за созданный им ряд превосходных портретов. Композиционное и цветовое решение роднит эти работы с лучшими произведениями Боровиковского, который воспитал в Венецианове любовь к форме, чувство цвета, линии и ритма. Вместе с тем, этим произведениям присущ ряд черт, которые говорят о самостоятельных путях развития творчества Венецианова. Его портреты значительно проще, демократичнее, отличаются большей конкретностью характеристик. Подлинное признание и славу художник завоевал картинами, отображающими крестьянский быт. К изображению бытовых сцен Венецианов пришел не сразу. Он пробует свои силы раньше на политической карикатуре, В которой уже проявляется его интерес к бытовым сюжетам и любовь к народу. В 1820 году Венецианов, приняв решение заняться исключительно живописью, выходит в отставку и уезжает в Саронково, небольшое имение Тверской губернии. Широкое изображение им крестьянской жизни начинается с картины «Гумно». Работая над этим произведением более трех лет он ставит задачу: «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, повиноваться ей одной, без примеси манеры какого бы то ни было художника». Период расцвета творческих сил художника -20—30-е годы XIX века. В этот период он создает лучшие картины из крестьянского быта и замечательную галерею крестьянских образов: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Спящий пастушок», «Крестьянка с васильками», «Крестьянская девушка с теленком», «Захарка», «Голова старика-крестьянина», «Старая крестьянка с клюкой» и другие. Они несут на себе черты подлинной человечности и поэтической любви к родной природе - черты, которые присущи поэзии Пушкина. В картинах «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето» Венецианов первым в русской живописи показал нам крестьянский труд, первым заметил скромную красоту природы своей родины, сумев передать, как тихий трепет, так и широкое дыхание ее жизни. Труд в этих картинах Венецианова дан опоэтизированно, но обращение к нему свидетельствует об искреннем интересе художника к крестьянской жизни. Наиболее совершенной в этом отношении является картина «На пашне. Весна», в которой художник достиг удивительной законченности и целостности. В тончайшем поэтическом образе запечатлена скромная русская природа. Венецианов изобразил весенний пейзаж, широкие горизонты полей, нежность распустившейся листвы и синеву неба. Он передал едва уловимое движение легких облаков и торжественную тишину, разлитую в природе, выразив в этом пейзаже то чувство безмятежной радости от общения человека с природой, которое обычно трудно выразить простыми словами. Поэзией овеян и образ крестьянки. Легкой поступью, грациозно идет она по пашне, ведя за собой лошадей, запряженных в борону. Выражение ее лица полно покоя. Голова, увенчанная алым кокошником, выделяется на фоне лазурево-голубого неба. Лирико-эпическим восприятием окружающей действительности отмечена и другая его картина «На жатве. Лето», в которой художник дал нам почувствовать русское лето — пору деревенской страды. Замечательно передан пейзаж с золотистыми нивами и голубым знойным небом. Произведения Венецианова тщательно скомпонованы, пронизаны линейным и цветовым ритмом. Они написаны светлыми, ясными и полнозвучными красками, тона которых с большим вкусом приведены в тонкую гармонию. К числу проникновенных крестьянских образов, созданных Венециановым с большой задушевностью, от¬носится «Крестьянка с васильками» с ее тонкими и чистыми чертами лица, задумчивым взглядом. Хорошо передана непринужденная, несколько усталая поза и свободно положенные на колени загорелые рабочие руки, бережно касающиеся полевых цветов. В прекрасном портрете «Захарки», написанном непосредственно с натуры, Венецианов показал обаятельного смышленого крестьянского мальчика-подростка, правдиво передав его деловую сосредоточенность. Яркий образ «маленького хозяина» дополняют топор, энергично закинутый за плечо, чрезмерно большие рукавицы, огромная тяжелая отцовская шапка, съехавшая на глаза. Тонким лиризмом пронизаны картины художника «Вот-те и батькин обед!», «Мальчик, пускающий змей», «Крестьянская девушка с теленком» и многие другие. В таких произведениях как «Голова старика-крестьянина», «Старая крестьянка с клюкой» можно прочесть целую повесть их жизни, отмеченную тяжелыми испытаниями, огромным терпением и житейской мудростью. В произведениях Венецианова предстают народные образы, преисполненные подлинным человеческим достоинством, галерею которых впоследствии пополнили крупнейшие русские художники-реалисты второй поло¬вины XIX века — Перов, Крамской, Репин. Венецианов, прожив до конца жизни (1847) почти безвыездно в деревне, основал там художественную школу, в которую привлекал учеников преимущественно из народа. За 20 слишком лет ее существования из нее вышло свыше 70 художников. В «венециановской школе» учились многие художники — Крендовский, Зеленцов, братья Чернецоны, Плахов, Сорока, творчество которых подкупает наивной правдой и норою тонкий живописной красотой. Огромное значение Венецианова заключается в том, что в его творчестве ярко проявились черты народности не только в выборе сюжетов, но и в том, что оно правдиво и искренне отображало крестьянскую жизнь и было проникнуто чувством большой любви к человеку, Источник rupainting.com

В избранное