Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русские художники. Русская живопись. Художник Васнецов


Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) В русском искусстве имеются такие произве­дения, которые мы знаем, помним и любим с детства до глубокой старости. Дорогие и близкие нам образы постоянно волнуют, пленяют своей глубокой человечностью, бла­городством идей, совершенством художественной фирмы. Таковы лучшие картины выдающегося русского живописца-передвижника Виктора Михайловича Васнецова (1848-—1926), пользующиеся неизменной популярностью в народе. Трудно найти человека, который бы не знал и не любил такие картины, как «Богатыри», «Аленушка», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван Царевич на Сером Волке». ...Гаснет вечерняя заря, серые сумерки опускаются на моло­дой лесок, на холодную потемневшую воду. У реки на камне при­мостилась одинокая хрупкая фигурка Аленушки, пришедшей сюда поплакать-попечалиться о бедном братце Иванушке, загубленном злыми людьми. С нею вместе как бы грустит и увядающая осен­няя природа. Эта замечательная, поэтичнейшая картина прони­зана чувством щемящей грусти, согрета сердечной теплотой и сочувствием художника горькой сиротской доле. ..По низкому небу ходят холодные тяжелые тучи, сильный ветер клонит к земле сухой ковыль. На возвышенности, с которой открываются необозримые лесные дали, стоит три могучих всадника, три славных богатыря — Илья Муромец. Добрыня Никитич, Алеша Попович - герои древних русских былин, народные заступники , овеянные воинской доблестью. «Богатыри» — символ непобедимости, величавого мужества и красоты русского народа'. Образное воплощение высокого человеческого долга и чести. ...Багровый диск поднимающейся из-за горизонта луны осве­тил поле недавнего сражения. Над полем в сумерках наступаю­щей ночи дерутся орлы. На мягкой зеленой траве, среди поник­ших полевых цветов лежат мертвые тела славных воинов Игоря Святославича, павших в неравном бою с половцами. Замечатель­ный памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» нашел в этой картине свое проникновенное выражение. На других полотнах Васнецова запечатлены Иван Царевич, мчащийся на волке с прекрасной Еленой сквозь дремучую таин­ственную лесную чащу; баяны и гусляры, поющие вдохновенные песни о славных делах седой старины; Иванушка, летящий на ковре-самолете с пойманной им сказочной жар-птицей, и многие другие герои русских народных сказок, былин, песен—этого неис­сякаемого родника народной мудрости и творчества, в котором черпал художник сюжеты и вдохновение для своих прекрасных произведений. Васнецов обладал особым даром—с огромной художественной убедительностью и глубокой исторической правдой воссоздавать в реальных зрительных образах прошлую, давно исчезнувшую жизнь. Так, в картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) художнику удалось раскрыть сложный, на редкость противоречи­вый, внутренний облик Ивана IV. В лице и во всей фигуре царя, спускающегося неслышными шагами по потайной лестнице, отра­жаются выдающийся ум, сильная воля и, наряду с этим — деспотичность, коварство, мрачная подозрительность. Психологи­ческая правда здесь сочетается с исключительной правдивостью воспроизведения всей окружающей обстановки. Знаменитые картины Виктора Васнецова на сказочные и исто­рические темы чаруют своей поэтической прелестью, декоративной красочностью, покоряют благородством идей и глубиной мудрых народных заветов. Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году в небогатой семье священника. Детство свое провел среди красивой, но суро­вой северной природы Вятского края, с его патриархальным бы­том, старинными обычаями и поверьями, песнями и народными сказками, оказавшими огромное влияние на развитие воображе­ния впечатлительного мальчика. Первоначальное образование Виктор Васнецов получил в Духовном училище, а затем в Вятской Духовной семинарии, с которой он порывает в 1867 году и уезжает в Петербург, решив посвятить себя искусству, тягу к которому почувствовал с раннего детства. В Петербурге Васнецов сначала год обучается в Обществе поощрения художеств, а за­тем поступает в Академию художеств (1868—1875), в которой успешно учится у замечательного педагога П. П. Чистякова, ведя трудную жизнь материально необеспеченного студента-разночинца. На формирование мировоззрения молодого Васнецова оказало благотворное влияние его дружба с идейным вождем передвиж­ничества И. Н. Крамским, с крупнейшим художественным крити­ком В. В. Стасовым, тесное сближение с художником И. Е. Ре­пиным, скульптором М. М. Антокольским. С 1874 года Васнецов начинает показывать свои произведения на передвижных художественных выставках. Первые его работы создавались на темы из повседневной жизни городской бедноты — мелких чиновников, нищих, солдат, ремесленников. Эту жизнь художник хорошо знал, оставив нам целую галерею метко схваченных человеческих типов и характе­ров. Так, в картине, являющейся в этом периоде лучшей, «С квартиры на квартиру» (1876) изображены два одиноких и ни­щих старика, бредущих со своим жалким скарбом в зимнюю не­погоду по пустынной, заснеженной Неве в поисках нового при­станища. С исключительным мастерством написан суровый зим­ний пейзаж Петербурга с видом на Петропавловскую крепость. Другая картина «Военная телеграмма» (1878) изображает группу прохожих, столпившихся около вывешенной на степе теле­граммы с фронта военных действий в Болгарии. Мастерски пере­дал художник разнообразие человеческих типов, характеров и душевных настроений. Тонким юмористом, обладающим острой наблюдательностью, проявляет себя художник в картине «Преферанс» (1879), в ко­торой показан чиновничий быт с его узкими интересами и мелки­ми страстями. Живя в Москве, Васнецов становится активным членом из­вестного мамонтовского кружка, в который входили выдающиеся деятели русской культуры — Репин, Поленов, Врубель, Серов, Левитан, Суриков, Нестеров, Шаляпин и многие другие. В мамонтовском кружке устраивались громкие чтения исторических книг, русских былин, велись жаркие споры о назначении отече­ственного искусства, о путях его дальнейшего развития, совмест­ными усилиями ставились любительские спектакли, в которых воскрешалась русская старина.. Атмосфера мамонтовского кружка благотворно влияла на художников, являясь для них второй выс­шей школой. Здесь-то окрепли и развились склонности В. М. Васнецова к сказочно-былинному жанру. В конце 70-х годов одна за другой на передвижных художе­ственных выставках появляются замечательные полотна Васне­цова: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880). «Три царевны подземного царства (1879), «Аленушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889) и, наконец. «Богатыри» (1881-1890). В четырех больших картинах из цикла «Каменный век» (1883), находящихся в залах Исторического музея в Москве, художнику удалось правдиво, с исключительной силой воображе­ния проникнуть в жизнь людей первобытной эпохи, правдиво отобразить их повседневный труд и быт. В. М. Васнецов создал несколько превосходных портретов, среди которых выделяются портреты Т. Д. Мамонтовой и скульп­тора М. М. Антокольского. Много внимания уделял Васнецов декоративной живописи. Эскизы декораций и костюмов к опере Римского-Корсакова «Сне­гурочка», поставленной в частном театре Мамонтова, выдвинули его в первый ряд русских художников-демократов. Кроме того, Васнецов проявил себя и как архитектор: по его проектам был исполнен в традициях древнерусской архитектуры фасад здания Третьяковской галереи. В Абрамцеве построена сказочная «Из­бушка на курьих ножках», украшенная резьбой и великолепным орнаментом.

В избранное