Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

В каждой легенде живёт великая правда, часть 2


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

В КАЖДОЙ ЛЕГЕНДЕ ЖИВЁТ ВЕЛИКАЯ ПРАВДА

Часть 2


Н.К. Рерих. Настасья Микулична.


Если говорить о женских богатырских образах, то можно вспомнить известное полотно Н.К.Рериха «Настасья Микулична». На нём изображена богатырша-великанша, с которой сравниться может разве только древнерусский великан Святогор. Как рассказывают легенды, Настасья Микулична была так могуча, что сам Илья Муромец не мог с ней справиться.

Как известно, эта картина символизирует Россию Азиатскую, но посмотрим на неё с другой точки зрения — насколько часто женские образы встречаются в легендах о богатырях. Оказывается, в русском былинном героическом эпосе есть немало женщин-богатырш. «Поляничищи удалыя» — так их называли (от слова «поляне» — древнее восточнославянское племя). Это степные наездницы, которые меряются силой с богатырями, а также совершают подвиги в битвах с иноплеменными завоевателями. Среди них Богатырша-поляница Златыгорка (Латыгорка), которая билась с Ильёй Муромцем; Настасья-королевична, которая билась с богатырём Дунаем Ивановичем. Поляница Савишна, жена Ильи Муромца, переодевшись в его платье богатырское, спасла Киев от злого Тугарина. Известно ещё немало женщин, чьи имена в героическом эпосе стоят рядом с именами знаменитых богатырей.

Нередко бывало так, что в одной легенде совмещалось несколько историй, произошедших в разные эпохи, но сведённых воедино благодаря народному воображению. Так, рассказывая о богатырях времён татаро-монгольского нашествия, времён зарождения христианства на Руси, этим богатырям нередко приписывали огромный рост и невиданную силу, словно это были не просто богатыри, а великаны, каких свет не видывал.

Насколько вероятным является существование великанов? Как указывает Е.П.Блаватская, великаны действительно обитали на нашей планете: «...Почти в каждой мифологии — которая, прежде всего, есть древняя история — великаны играют выдающуюся роль, — пишет она. — ...В Корнваллисе и в древней Бретани предания об этих великанах чрезвычайно обычны; говорят, что они жили даже до самых времён короля Артура. (...) Если мы обратимся к Новому Свету, то мы имеем здесь предания о расе великанов из Тариха на восточных склонах Анд и в Эквадоре, сражавшихся с Богами и людьми. (...) Славянские страны, особенно Россия, изобилуют легендами о Богатырях (мощных великанах) старины; и славянские народные былины, большинство которых послужило основою для национальных рассказов, древнейшие песни и наиболее архаические предания говорят о великанах, живших в старину. Итак, мы можем безопасно отбросить современную теорию, которая хотела бы сделать из Титанов простые символы, изображающие космические силы. Они были настоящими живыми людьми, будь то двадцати либо только двенадцати футов ростом. Даже герои Гомера, которые принадлежали к гораздо более недавнему периоду в истории рас, по-видимому, употребляли оружие и носили доспех, размерами и веса не под силу самым сильным людям настоящей эпохи».

Е.П.Блаватская также пишет, что «среди памятников древности найдено немало гигантских сооружений», встречающихся почти на каждой широте, и «нет такой страны, в которой они отсутствовали бы». Названия некоторых гигантских доисторических памятников говорят сами за себя: в Германии их называют могилами великанов; в Сардинии — могилами гигантов; в Малабаре, в Индии, они называются могилами Даитьев (то есть гигантов).

А.Н.Афанасьев пишет: «Если бы даже мы не имели никаких иных данных, кроме поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровержимым доказательством, что и славяне, наравне с другими родственными народами, знали горных великанов».


Н.К. Рерих. Великанша Кримгерд.


Н.К. Рерих. Могила великана.


Н.К. Рерих.Путь великанов.


Н.К. Рерих.Святогор.


Н.К. Рерих. Исса и голова великанова.

У Рериха есть несколько картин, посвящённых великанам. К этой тематике он возвращается практически на протяжении всего своего творческого пути — от начала века до 1940-х годов. В названиях большинства этих работ (созданных иногда в двух вариантах) присутствует само слово «великан»: это «Могила великана» (1908), «Великанша Кримгерд» (1914 и 1915), «Путь великанов» (1910 и 1914), «Конец великанов» (1917), «Страна великанов» (1918 и 1919), «Великан» (1940 и 1943).

На картине «Могила великана» изображён каменный лабиринт, под которым, согласно названию картины, покоится великан. Рерих в своей сказке «Лют-Великан» рассказывает об очень сильном, очень большом великане: «Борода у Люта — на семь концов, шапка на Люте — во сто песцов». Он был такой огромный, что «брату за озеро топор подавал, перекидывал». Далее Рерих пишет:

Знает народ Люто озеро,
Знает могилы длинные,
Длинные могилы великановы.
А длина могилам — тридцать саженей. (...)
Великаны снесли камни на могилы.
Как ушли великаны, помнит народ.


На картине «ПУТЬ ВЕЛИКАНОВ» показано нагромождение огромных камней. В картине «Великанша Кримгерд» Н.К.Рерих использует сюжет, характерный для северорусских героических эпосов, — превращение богатырей-великанов в камни. Согласно преданиям, богатыри в конце жизни превращаются в огромные каменные глыбы, то есть окаменевают. Так, в былине «Камское побоище» поётся:

Они билисе-дралисе трои суточки,
И они вси-то же из сил да всё повыбились,
А как они тогда же, все бога'тыри,
Как подъезжали-то ко стенам да ко каменным,
А какой приедет-то тут, да тут же всё ока'менет.

«СВЯТОГОР» (1938). Образ этого древнерусского великана-богатыря связан с горами севера, а также с Алтаем, Белухой; само имя «Святогор» указывает на священный характер гор. И на картине Рериха заснеженные скалы напоминают вершины Белухи с южной стороны.

Этот великан был так могуч, что народ предупреждал Илью Муромца: «Бейся, ратися со всяким богатырем... А только не выходи драться со Святогором-богатырем: его и земля на себе через силу носит...» Но не послушался Илья. Пошёл он искать Святогора и нашёл гору, а на ней лежит огромный богатырь, сам как гора. Илья наносит ему удар. «Никак, я зацепился за сучок», — говорит богатырь... Оборотясь, он увидел Илью Муромца и сказал ему: «А, это ты, Илья Муромец! Ты силён между людьми, и будь между ними силён, а со мною нечего тебе мерять силы».

«ИССА И ГОЛОВА ВЕЛИКАНОВА» (1939). Среди народов Азии известны «многообразные, но всегда благостные сказания о великом Иссе, о Божественном, о Величайшем, о Пророке, о Лучшем из сынов человеческих... (...) Длинны и прекрасны сказания и песни Кашмира и всего Туркестана о великом Иссе» — так пишет Рерих в книге «Твердыня Пламенная». Одно из сказаний известно в Турфане — как «Божественный Исса в хождении своём повстречал большую голову. На пути лежит мёртвая голова великанская. И подумал Исса: от большого человека голова сия великая. И задумал Исса дело доброе, воскресить великую голову. И покрылась голова кожею. И наполнились очи. А и выросло тело и побежала кровь. И наполнилось сердце. И восстал богатырь великан, и поклонился он Иссе за воскресение для подвигов во спасение всего человечества».


Итак, мы рассмотрели несколько картин Рериха, отражающих прекрасные легенды славянского народа. Николай Константинович писал: «Читая легенды, молодёжь научится мечтать. Это великое качество, ибо оно наполняет сердце лучшими, мощными огнями. Этими огнями сердца молодёжь познает, как различать, где истина. Истина не познаётся расчётами, лишь язык сердца знает, где живёт великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведёт человечество к восхождению. Разве легенды не есть гирлянда лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Часто даже в кажущихся отрицательных мифах заключено уважение к потенциалу внутренней мощи. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычное».

В книге «Агни Йога» (19) сказано: «Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду. Потому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности. В легенде выражается воля народа, и мы не можем назвать ни одной лживой легенды».


ЛИТЕРАТУРА:
Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. I, II. Рига: Угунс, 1937.
Былины. М.: Современник. 1986 / Предисловие: Калугин В.И. Мир былинного эпоса.
Лихачёв Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986.
Рерих Н.К. Легенда Азии // Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.
Рерих Н.К. Легенды // О Вечном... М., 1991.
Рерих Н.К. Лют-великан // Стихотворения. Проза. Новосибирск, 1989.
Рерих Н.К. Шамбала Монсальват // Гималаи — Обитель Света. Адамант. Самара: Агни, 1996.

Ирина Сереброва

Приглашаем посетить книжный интернет-магазин портала sibro.ru.
Имеющиеся в наличии альбомы и открытки в разделе: http://rossasia.sibro.ru/books/409

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное