Статья "Романтический мазок" (А. Киргизов Газета "Наш Изограф" №4 апрель 2006г.)
В предлагаемом материале, который является продолжением творческих
размышлений о развитии искусства, его романтической направленности дня
сегодняшнего, напечатанном во втором номере "Нашего Изографа", хочу
поделиться некоторыми более конкретными соображениями, относящимися к
живописному произведению, картине.
Живописное
произведение предстает перед нами, как принято говорить, окном в мир
художника, его фантазий, имея в виду, в первую очередь, смысловую
нагрузку. Затем, образно-декоративную составляющую картины, где и
происходит, на мой взгляд, самое главное! Вне зависимости от замысла и
воли художника, где, при наличии "механизма" вдохновения, его
присутствия, сами руки делают всё, что нужно, сотворяя полноценный
художественный образ. Нас и будет это интересовать.
Если
отбросить разглагольствования о сюжете, его идейной и социальной
направленности, то есть разговоры о внешней "красоте", перед нами
предстанет некая вещь на плоскости в красках. Предстанет как
совокупность технических приемов, сработанная мазками кисти; характер
произведения, авторский замысел и почерк выражается через них. Мазки
могут быть не видны, как в реализме и гиперреализме, заметны, как в
большинстве стилей, видны, как у импрессионистов, демонстративно видны,
как у постимпрессионистов. Сейчас, в отсутствие большого стиля, каждый
художник решает эти вопросы самостоятельно в зависимости о г задумки
работы. Но еще никогда они не имели такой значимости, как в
предлагаемом романтическом произведении дня сегодняшнего. Мазки
выполняли и выполняют роль неких "элементарных частиц", из которых
лепится вся ткань произведения. Романтический мазок это уже иное
качество. Каждое движение кисти одухотворенно и наполнено глубочайшим
смыслом. Мазки, в одно время, видны и не видны, поскольку вся суть
изображаемого предстает, как единое целое, которое не поддается делению
по предметности: сюжету и техническим приемам, по разности цветовой
нагруженное, по идее и исполнению, где мазки, видимые и ощутимые,
пропадают в произведении, решив все вопросы.
Всё вышеназванное
образует творческую конструкцию картины. Конструкция может стоять над
сюжетом, где авторское видение основное. Идти с ним в ногу, "по сюжету
и приём" (П.П. Чистяков). Противостоять ему, ломая устаревшие догмы. Но
это всегда эстетика, авторское видение, запечатленное эмоциональное
состояние художника, если хотите, беседа с Богом.
В романтизме
сюжет отвлечен и не особенно важен сегодня, он выступает в виде
предметных сочетаний для выявления, как раз, конструктивных достоинств
картины.
Возведение чудесных дворцов, где кисть, мазок
мистические камни, цветные мраморы природы, наполненные жизнью и
смыслом, цель творческих исканий.
Всё соединено в одном порыве,
всё изображенное тождественно в манере исполнения. Прослеживается
всеобщее единство земли и неба, всего сущего. Живопись начинает
соперничать с поэзией и музыкой. Произведение решено мазком, который
может быть камнем и деревом, облаком и человеком, растворяясь в
произведении, но, в то же время, оставаясь самим собой.
"Сон
разума рождает чудовищ", сон земли, выраженный через художника, его
фантазию, рождает чудеса. Всё внимание, средства выражения и
выразительности направлены на одну цель, возведение города, планеты,
Солнца, где мечта и реальность обретают единство. Это утопия, ну что
же, пусть утопия, но искусство не может без идеала, выраженного в
утопической форме, важно, какая это утопия, чему она служит и на что
направлена, хотя, может быть, и это не важно, была бы мечта. К примеру,
социальная утопия дает социальный заказ и направленность. Личная утопия
дает творческий импульс. Она может переходить в утопию социальную, что
было хорошо одному, становится нужным другим, большинству, но, к
несчастью, при этом размывается авторское начало, особенно это заметно
сейчас. В этом трагедия искусства, но, как ни странно, и его
жизнеспособность.
Рождаются новые сказки. "Новые песни
придумала жизнь". Налицо цикличность процесса, от одного ко всем и ото
всех к одному. "О люди, вы не правы".
Конечно, это происходит в борьбе и не без потерь, но мы, люди, по-другому еще не умеем. Русское
искусство вообще имеет романтическую направленность, это отражение
нашего российского менталитета, образа мыслей и мессианского характера
нашего народа. Жизнь в мечте это и хорошо и плохо одновременно, но
поэтому человек всегда в начале, у порога нового открытия. В нашей
истории нечто подобное уже было, особенно это отностися к древнерусской
живописи. Вот уж где романтический мазок работал в полную силу,
создавая образ идеального, утопического человека, духовного лидера.
Сказка так, с такой силой работала на действительность, что во многом
претворялась в реальную жизнь.
Стремление к идеальному обществу
было выражено с потрясающей силой и убедительностью. Религия, утопия
была социальная тема, на которую опирались богомазы, изографы в
выражении своих сокровенных взглядов, личных утопий. Основное
внимание уделялось человеку, он был унижен, его надо было спасать.
Появились соответствующие идеальные образы. Сработало самосохранение
народа.
Ныне спасать нужно всё и вся, природу от человека,
человека от возмущенной природы, человека от самого себя и своей
цивилизации, и т.д., и т.п. Вот и новая - вечная тема спасения, выраженная через новый - старый романтизм. Желание жить сильнее желания умереть, я думаю. Вот
поэтому поиск идеала не должен прекращаться. Для полноценной жизни
нужно постоянно предлагать новое, даже если его не хотят, с одной
стороны, и желать его, с другой, не смотря на цивилизованную
затравленность. "Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладони со
лба" (Б. Окуджава).
Что же у нас для этого есть? Страх
конечности человечества, ужас безысходности, неверие ни во что,
духовный кризис, пренебрежение к самому себе и к природе, и т.д., и
т.п. Страх!
Постоянно сверлит мысль, как много предпосылок к
Возрождению. После кризиса всегда подъем, это диалектика. Массовую
культурную революцию безумия переживем обязательно. Само время
поднимает планку накала противостояния, надо ему соответствовать или
заняться чем-нибудь другим. Пути искусства и общественной жизни не
всегда совпадают, и не совпадают всё больше. Техническая цивилизация
масс и рукотворное творчество немногих, палач и жертва, что у них еще
общего? Может только одно, здесь человек и там человек, поэтому надежда
на договоренность и взаимное сотрудничество на паритетных основаниях
сохраняется. Два противоположных полюса рождают энергию жизни. Энергетическая
наполненность произведения позволяет судить о возможностях художника,
мощи его таланта, направленности творческого поиска, обретенных
находках.
В отличие от привычной живописи, построенной на
дроблении цвета, наиболее учащенном движении теплых и холодных тонов,
романтическая живопись несколько иная. Мазок, хотя и несет в полной
мере цветовую нагрузку, он более локален, так как он еще и основной
элемент конструкции произведения, приближающейся к скульптуре и
архитектуре. Дробить его не позволяет сама идея такой живописи. Уж
скорее, она похожа на фреску, чем на привычную станковую картину, хотя
и здесь большая разница. Фреска это единство плоскостей, романтическая
живопись единство, по преимуществу, локальных мазков, где каждый мазок
несет в себе "информацию" о всей картине, авторском методе и стиле
произведения. Живопись романтического направления сегодня, по моему
мнению, ^то живопись сама для себя и сама в себе, воплощенная мечта об
идеале. Ей нет дела до сиюминутного и мгновенного. "Остановись,
мгновенье, ты прекрасно", это не для нее, скорее. "Прекрасное должно
быть величавым", это ближе. Что-то передавать, рассказывать, вещать
"живописным глаголом", зачем, что может дать красота кроме покоя, разве
что желание новой красоты, ибо всегда недоволен человек (зритель), и
это хорошо.
Декоративность такой живописи также своеобразна. Она
проявляется в по-разному структурированных мазках, в форме,
подчеркнутой цветом, или в цвете, подчеркнутом формой, в зависимости от
работы. Истина, как всегда, посередине, поэтому интересно. Технические
приемы не прячутся, но наоборот, выявляются, благодаря смелой манере
письма. Рожденная форма новой земли и нового неба настолько
убедительна, что обретенная декоративность естественно входит в ткань
произведения, растворяясь в ней, но не пропадая, а придавая новое
звучание всему произведению. Основная идея стиля - это творческое,
конструктивное переосмысление мира для его подтверждения, основанное на
авторском видении художника. Мне мыслится, что борьба за чистое
искусство, рукотворное творчество, за чистоту стиля и метода - это
борьба за самого человека, его неповторимое лицо и индивидуальность.
Живопись
это не только одно из направлений культуры, но образ мысли и состояние
души. Всегда есть "что-то", стоящее над методом, это неуловимое
"что-то" и делает произведение искусством, принадлежащим к
определенному стилю, где талант, как всегда, самое главное, и художник,
автор - самый главный. Не очень важно, чем работать, нет разницы между
холстом и экраном, если есть это "что-то". Разные искусства, идущие в
одном направлении, в направлении от человека к человеку, это нормально
и естественно.
Благодаря такому видению и живописному,
романтическому подходу, произведение получает всеохватывающие
характеристики разных направлений культуры. Живопись получает
дополнительную энергию скульптуры и архитектуры, даже музыки, лишний
раз подтверждая общность разных областей творчества, как частей единого
целого.